Ирина Гладилина
Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия воспитанников ДОУ посредством детской художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры.
Публикация «Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия воспитанников ДОУ посредством детской художественной литературы» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т. к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.
Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.
В настоящее время общество соприкоснулось с проблемой получения информации из общедоступных источников, таких как телевидение и компьютеры, таким образом, фактически сводится к минимуму такой вид деятельности, как семейное чтение. В связи с этим перед нами встает проблема как приобщить детей и их родителей к чтению художественной литературы. Ничто так не способствует формированию и развитию личности, как обращение к народным традициям, к освоению родного языка через произведения устного народного творчества, художественной литературы.
Чтение художественной литературы тесно связано с двумя образовательными областями это «Художественно-эстетическое развитие» и «Речевое развитие».
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает
• развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы и произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного)
Образовательная область «Речевое развитие» включает ознакомление с литературными произведениями различных жанров (фольклор, художественная и познавательная литература, формирование их осмысленного восприятия.
Основные методы литературного развития, используемые с детьми следующие:
Это чтение взрослого. Выразительностью речи, мимическими средствами пытаемся увлечь детей, помочь им сосредоточенно выслушать произведение, вызвать на дальнейшее его обсуждение.
Последующая беседа способствует углублению восприятия литературного текста детьми, формированию в речи своего отношения к услышанному.
Рассматривание иллюстраций имеет несколько целей: они сориентируют детей в последовательной связи событий, напомнят содержание текста в процессе его пересказа, помогут представить героев и некоторые обстоятельства, важные для понимания произведения.
Широко используются театрализованные игры: игры-драматизации и игры с фигурками разных видов настольного, кукольного театров, которые обеспечивают практические навыки у детей в разных видах художественно-речевой и театрально-игровой деятельности.
Одним из современных методов приобщения детей к художественной литературе является проектный метод, который открывает большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов и родителей.
И здесь, хотелось бы привести примеры сотрудничества педагогов, детей и родителей по приобщению детей к художественной литературе :
1. Проведение анкетирования, опросов «О чтении в семье»; «Любимая книга детства», «Воспитание у ребенка интереса и любви к книге» и т. д.
2. Изготовление памяток, буклетов, советов «Воспитывайте будущего читателя», «Проект группы», «Список художественно литературы, с которой можно познакомить ребенка младшей группы», «Новинки детской литературы», «Учим вместе с нами».
3. Выставка «Любимые домашние книги», «Знакомство с творчеством поэта или писателя».
4. Консультация на тему: «Наши верные друзья – полезные привычки», «Как правильно читать книги детям», «Учим стихи с детьми», «Книжкина больница или как правильно ремонтировать книги».
5. Выставка рисунков совместных с родителями на тему: «Моя любимая сказка», «Мой любимый сказочный герой».
6. Акция «Подари книгу детскому саду», «Книжки-малышки своими руками».
7. Гость группы «Читаем вместе».
Существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе играет центр художественной литературы. Здесь ребенок видит книгу не в руках воспитателя, а остается с ней один на один. Он внимательно и сосредоточенно рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание, многократно возвращается к взволновавшим его эпизодам. Здесь происходит личностное общение ребенка с произведением искусства – книгой и иллюстрациями.
В центре должны быть разнообразие литературы по жанру (стихи, рассказы, сказки, познавательные и развивающие книги); по типу книг (книжки - игрушки, книжки - картинки, книжки – панорамы и т. п.); организуются "Полочки умных книг", "Читаем сами".
В центр мы помещаем издания, уже знакомые детям, с яркими крупными иллюстрациями. Кроме книг, здесь находятся отдельные картинки, альбомы для рассматривания на близкие детям этого возраста темы.
Книги и тематические выставки меняем каждую неделю, что бы ребенок не утрачивал интерес к ним.
Приучаем детей к правилам бережного отношения к книгам.
Детская книга всегда была и остается одним из главных средств воспитания детей. Книга входит в мир ребенка, обогащает его, делает его интересным, полным необычайных открытий.
Выготский говорил, что «Ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас, так как слышит больше слов различны по своей направленности. Читая вместе с мамой, ребенок не только узнает что-то новое, но и активно развивает речь, речевое творчество, воображение и память, а порой усваивает важные жизненные уроки».
Какие советы мы с вами, как педагоги, можем дать родителям по приобщению детей к чтению художественной литературы :
• Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
• Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.
• Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
• Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
• Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
• Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
• Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.
• Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
• Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
• Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, собирайте его личную библиотеку.
• Воспитывайте бережное отношение к книге.
• Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.
Таким образом если организовать деятельность ребенка так, что книга займет первостепенное место в процессе развития ребенка, то ребенок научится не просто прочитывать книгу, но и соотносить ее со своими делами, мыслями, поступками. А в этом и состоит основная задача воспитания книгой.
И в заключении хочется вспомнить слова «Читать — это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое — вот в чем главное дело»