Татьяна Алексеевна Лепешкина
Развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе конструктивной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Происходящие в России изменения выдвигают новые требования к системе российского образования: “…развивающему обществу нужны современно образованные, думающие, инициативные люди, способные на творческий подход к любому делу…”, о чем говорится в концепции модернизации российского образования. Развития познавательных и творческих способностей стало сейчас одной из важнейших задач воспитания маленьких детей. Это развитие их ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. В настоящее время исследования ученых убедительно доказали, что, возможности людей которых обычно называют талантливыми, гениальными – не аномалия, а норма. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление ребенка, повысить коэффициент его полезного действия, наконец, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа и о существовании которых, многие подчас не подозревают.
Публикация «Развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе конструктивной деятельности» размещена в разделах
Конструктивная деятельность, как и игровая, по мнению педагогов и психологов является одним из важных видов деятельности в развитии познавательных и творческих способностей ребенка, так как позволяет вызвать у ребенка потребность к творчеству, развивается логическое, образное мышление, любознательность, коммуникативность, трудолюбие, приобщение к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Под руководством воспитателя ребенок, создавая красивое, ощущает себя значимым, умелым, способным. На современном этапе модернизации российского образования приоритетным направлением государственной политики является "обеспечение прав детей на гармоничное развитие способностей и интересов, реализацию потенциальных возможностей ребенка и свободного развития его личности, социального и профессионального самоопределения, творческих интересов, обеспечение условий и среды для реализации творческого потенциала детей по месту жительства". В настоящее время в обществе и на рынке труда не хватает мобильной молодежи, способной к самостоятельному решению инженерных задач высокого уровня сложности, выдвижению новых инженерных идей, способной принимать управленческие инженерно-технические решения, призванные обеспечить выход страны на качественно новый уровень развития.
Именно в детстве закладываются предпосылки для овладения разными видами деятельности, т. к. через деятельность ребенок может удовлетворить важнейшие человеческие потребности. В центре внимания - личность ребенка. "В основе должны лежать игровые формы и методы. При соблюдении соответствующих условий занятия целесообразно проводить на базе сети учреждений дошкольного образования, с использованием возможностей общеобразовательных учреждений" ("О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации").
Личность ребенка формируется всей системой педагогического процесса, построенного таким образом, чтобы в разных видах деятельности, организуемых в формах сообщества, ребенок как неповторимая индивидуальность, выбирая свой способ поведения в соответствии с социально значимыми задачами, испытывал удовлетворение от достижения задуманного, осознавал себя как творца, как деятеля. Конструирование из строительного материала - составная часть игровой деятельности, представляющей собой интересную, но достаточно сложную практическую деятельность, направленную на получение реального продукта (конструкции). Именно она формирует у ребенка конструктивные представления и конструктивное мышление, творческие способности, развитие поисковой деятельности во всех видах и формах. Все это является необходимым условием не только умственного развития дошкольника, но и развития личности в целом. Из опыта работы видно, что трудности работы с большим количеством строительного материала (а зачастую и его отсутствие) приводят к тому, что эти занятия заменяются конструированием из бумаги или природного материала, а многие воспитатели не владеют методикой руководства данным видом деятельности. Поэтому педагогам современных дошкольных учреждений необходимо пересмотреть свое отношение к организации данного вида деятельности. В дошкольном возрасте интенсивно развивается игра, опосредованная деятельностью с предметами, речью, что способствует формированию абстрактных форм мышления, произвольности психических процессов, возможности формирования внутреннего плана действий и оценки собственных действий и поведения.
Один из важнейших показателей конструктивной деятельности - умение творчески варьировать свои постройки. У детей формируются обобщенные представления на основе полученных знаний (какие бывают мосты, дома, транспорт) - дети находят общие признаки, сопоставляют, сравнивают, делают зрительный анализ. Развиваются пространственные представления, умение выделять основные части предмета и определить, как они пространственно расположены относительно друг друга. Дети учатся планировать работу, делать схемы, чертежи, планы, самостоятельно исправлять ошибки; узнают о геометрических телах (куб, брусок, пластина, призма, о числах, цифрах, номерах домов, последовательности счёта (четные и нечетные числа).
Конструирование значимо и в развитии речи - дети с хорошей речью свободно могут пригласить других в игру, объяснить правила, придумать интересный сюжет, они вместе обговаривают задуманную постройку, общаясь друг с другом, учатся правильно обозначать в словах название направлений (вверх, вниз, высокий, низкий и т. д.).Сооружение постройки развивает у ребенка видеть прекрасное, ценить красивое, развивается эстетическое восприятие. Дети знакомятся с архитектурой, учатся украшать постройки. Нельзя не коснуться и взаимосвязи конструктивной деятельности и физического развития ребенка. Он постоянно находиться в движении (принести куб, конус и т. д., а это развивает глазомер, ловкость, координацию движений и ориентировку в пространстве.
При этом формируются моральные качества личности (результат - забота о матрешках, животных, людях). Дети учатся совместно выполнять общую работу, распределять обязанности, проявлять дружескую взаимопомощь. У них воспитывается воля, сдержанность, самостоятельность, ответственность, настойчивость. И главное - играть надо всерьез. Ведь ведущей деятельностью дошкольника была и остается игра, где проявляется активная деятельность воображения, эмоции радости, самоутверждение, познание, общение, формирование замысла и его развитие. Только тогда игра будет интересной и нам, взрослым, и детям; она станет не только средством формирования умственных способностей, но и средством формирования отношений. Методы и приемы руководства детским конструированием из строительного материала. Следует иметь в виду, что у дошкольника наглядно-образное мышление, поэтому разнообразный наглядно-образный материал в обучении имеет важное практическое значение. Вместе с этим, наглядно-образное мышление стимулирует формированию логического мышления. Дети обучаются строить и на занятиях и в свободной деятельности. У нас в группе все создано для того, чтобы ребенок в любое время мог организовать свою строительную деятельность. При этом используются различные альбомы, книги с иллюстрациями, фотографии, экскурсии, наблюдения и многое другое. Для проведения необходимо правильная организация среды и дополнительного материала (машинки, елочки, клумбы для цветов, цветы, фонари, и другие атрибуты, которые дети изготовляют в свободной деятельности - все это развивает их фантазию). Таким образом, организуя себе среду, ребенок учится культуре труда, что очень важно для его дальнейшего развития. Необходимо приучать ребенка по окончании работы разбирать постройку сверху вниз. Все детали хранятся на специальных полках по формам, чтобы дети знали, где какая форма лежит. А мелкий строительный материал в коробках, где все детали складываются по плану. К каждому занятию необходима предварительная работа. Знания нужно давать не назидательно, беседуя: "Вот какие дома на улице, посмотри, какой номер у дома здесь, а в начале улицы?" и т. д. В группе предложить: "Давайте нашим домам сделаем номера домов, чтобы почтальону было удобно письма разносить. А зачем еще нужны номера домов, названия улиц?" Важно давать ребенку самому решать поставленные задачи, формировать логическое и умственное мышление.
В младших группах используется показ строительства, т. к. у детей не имеется достаточного опыта конструирования, предлагаются задания по условиям, которые они усложняют, дополняют (такой же дом, но выше, с окном и т. д.). Если ребенок затрудняется, задаются вопросы: «С чего начнешь? Наверное, с колес? (показывает на картину) Что ты положишь на колеса? Сколько кирпичиков?" и т. д.
В старших группах ставится задача, которую ребенку необходимо решить самостоятельно, найти свои оригинальные решения. Формируются обобщенные способы обследования, умение находить главное. Ребенок должен уметь составлять образ будущей конструкции, отбирать свои способы постройки, планирование последовательности. Овладение конструированием на начальных этапах проходить под руководством взрослого. Важное значение имеет метод обучения. В зависимости от заданий, которые даются детям, выделяют конструирование по образу, по условию, по замыслу и теме. При конструировании по образу ребенок воспроизводит представленный ему образец, который может быть как в форме готовой конструкции, так и общего ее контура. При конструировании по условиям ребенок воспроизводит в конструкции знакомый объект исследования с учетом определенных требований, например, построить маленький домик для куклы или гараж для большой машины. При конструировании по собственному замыслу (по теме) дети сначала рассказывают, что будут строить и из чего.
Продолжение конструктивной деятельности идет вне занятий, особенно это проявляется в играх. Вот девочки решили посадить кукол отдыхать, а стульев нет. «Возьми куб и кирпичик» - предлагает воспитатель и дальше дети уже сами делают стол и кровать, но прежде этому они учились на занятиях, так происходит взаимосвязь между игрой и занятием.
В старших группах дети часто строят постройки, объединенные единым сюжетом, которые после занятия остаются в группе, где они разворачивают игры.
В подготовительной группе дети с удовольствием строят по рисункам, чертежам, усовершенствуя постройки, обыгрывают их. Они сами приносят журналы, фотографии, договариваются, выбирают место в пространстве, ведь все это формирует у них положительные качества, которые надо воспитателю заметить и одобрить. Когда что-то не получается в постройке, воспитатель ненавязчиво должен подсказать вопросом: "А если заменить эту деталь на ту, то, что получиться?" Иногда от толчка идет развертывание сюжета, дети как бы «заражаются» и уже идет соревнование, кто лучше придумает украшение и т. д.
Хорошо, если постройка сохраняется несколько дней, и ребёнок вновь к ней возвращается, дополняет, что-либо изменяет, развивая игру. Если ребенок сделал, получил оценку, поиграл, а потом разобрал и переделал - это нормально; главное воспитателю зафиксировать, что задание выполнено. При этом оценку должен получить каждый ребенок. Таким образом, конструктивная деятельность важна и значима для подготовки детей к школе. У детей проявляется высокий уровень развития познавательной сферы : предпосылки логического мышления, развивается функция обобщения, происходит формирование произвольной памяти, внимания, развитие речи, высокий уровень самооценки и контроля, умение устанавливать контакт в деятельности со взрослыми и сверстниками, что является важным для дальнейшего обучения в школе.
Оптимальным средством и формой воспитания неповторимой индивидуальной личности является самостоятельность выполнения деятельности, создание неповторимых конструкций, а это говорит о сформированности деятельности творческого характера.