Лидия Галкова
Развитие познавательной активности посредством ознакомления с окружающим миром
«Развитие познавательной активности посредством ознакомления с окружающим миром»
На протяжении всего дошкольного возраста огромное значение в развитии личности имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, но и как поиск знаний, приобретение их воспитанниками самостоятельно или под руководством взрослого.
Публикация «Развитие познавательной активности посредством ознакомления с окружающим миром» размещена в разделах
Мы воспитатели младшей группы Н. А. Грищенко, Л. В. Галкова развиваем познавательную активность воспитанников, используя исследовательскую деятельность. В процессе исследовательской деятельности у них активно развивается мышление, воображение, наблюдательность, любознательность, речь. Исследовательская деятельность формирует у дошкольников реальные представления об окружающем мире.
Основная цель по ознакомлению с окружающим миром состоит в том, чтобы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности. Это достигается лишь в том случае, когда дети получают не отдельные знания о предмете или явлении, а определённую целостную систему знаний, отражающую существенные связи и зависимости в той или иной области.
Поэтому для достижения данной цели нами были поставлены следующие задачи:
Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов;
Углублять представления о живой и неживой природе;
Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов;
Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира;
Воспитывать бережное отношение к окружающему миру
Для реализации данных задач, нами была проведена следующая работа:
Регулярно пополняли познавательно-развивающую среду материалом для экспериментирования (бросовый и природный, настольные конструкторы, предметы из разных фактур материалов, в том числе песок, вода, глина, земля, песочница с мелкими предметами для песочных игр, магниты, цветные стёклышки).
Для развития интереса и побуждения детей к активным игровым действиям использовали дидактические игры : «Угадай по запаху», «Куда спряталась вода?», «Чудесный мешочек», «Профессии», «Кому что нужно?», «Инструменты», «Часть и целое», «Разбилась посуда», «Фрукты-овощи», «Животный мир» и т. д.
Игры с использованием моделей, сюжетно - ролевые: «Магазин», «Больница» и т. д.
Повышали знания об окружающем мире, через словесные игры: «Что лишнее?», «Хорошо-плохо», «Это кто к нам пришёл?» и др.
В книжном уголке подобрали книги по возрасту детей по различной тематике с красочными иллюстрациями, иллюстрации к русским потешкам и сказкам, подобрали картины с пейзажем по сезонам, что развивает любознательность, наблюдательность и воображение.
Большое внимание уделяли наблюдению (за погодой, за трудом взрослых, за комнатными растениями и т. д., а так же беседам (Что случиться со снегом если пригреет солнышко, Как вы думаете смогли бы люди жить без воды и т. д)
Подвижные игры «Птицы и автомобиль», «Мы топаем», «Прятки», «Заиньки перебегают», «Бабушка и котенок» и т. д.
Изучали потешки, проводили пальчиковую гимнастику и динамические паузы «Дождик», «Веселые рыбки», «Мышата», «Капель» и т. д.
Проводили занимательные игры и опыты: «Вода прозрачная», «Всегда ли вода бывает прозрачной» и др. побуждающие детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
Посадили вмести с детьми «Огород на подоконнике» (фасоль, помидоры, огурцы) целью которого было расширять представления детей об окружающем мире и прививать трудовые навыки, посредством совместного создания огорода и ухода за ним.
С января – апрель 2016 г. реализовали с детьми познавательно – исследовательский проект на тему «Вода, водица!», целью которого было ознакомление младших дошкольников со свойствами воды и со значением воды в жизни живых существ и человека.
Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в следующих формах:
Создали картотеку элементарных опытов, которые можно провести дома;
Папки передвижки: «Книжки - малышки», «Подвижные игры для детей» и др.
Привлекали родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе (Бросовый и природный материал).
Хорошо организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а нам сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.