Мария Самойлова
Проект «Развитие познавательных и творческих способностей детей посредством ознакомления с окружающим»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : «Что растет у нас на клумбах».
Введение. Что такое лето? Конечно, же, солнце, вода и цветы. Необыкновенно радуют глаз многочисленные клумбы в скверах, парках, садах и на дачах. Существует огромное количество садовых цветов, которые по своему многообразию окраски, форм и размеров удивляют нас каждый раз, когда мы наслаждаемся их прекрасным видом и запахом. Но зададимся вопросом, знают ли дети, что такое «садовые цветы», где они растут, кто за ними ухаживает, и как они называются? Как правило, немногие. Поэтому необходимо углубить имеющиеся представления детей о садовых цветах, тем самым развивая их познавательный интерес и воспитывая эстетический чувства.
Публикация «Проект „Развитие познавательных и творческих способностей детей посредством ознакомления с окружающим“» размещена в разделах
Вид проекта : исследовательско - творческий, групповой.
Продолжительность: 1 неделя.
Участники проекта : воспитанники группы общеразвивающей направленности «Гномики», воспитатель, родители.
Актуальность темы.
Дети дошкольного возраста имеют общее представление о цветах, не различая их на отдельные категории; не способны самостоятельно различать «садовые» цветы от «полевых» или «луговых»; не замечают красоту цветущих растений;
Цель: развивать познавательные способности детей через ознакомление с элементами живой природы: садовые цветы.
Задачи проекта :
расширять представления детей о садовых цветах (лилия, гвоздика, садовая ромашка, ирис, георгин);
закрепить и обобщить знания детей о строении цветка (корень, стебель, листья, бутон, цветок);
учить отличать садовые цветы от луговых, полевых и лесных;
обогащать словарный запас детей на тему «Садовые цветы»;
учить детей активно использовать в речи понятия: клумба, букет, выращивать, ухаживать;
воспитывать эстетические чувства посредством художественного слова (стихи, загадки про цветы);
привлечь родителей к работе посредством совместной с детьми выставки рисунков «Мой любимый цветок – огонек».
Методы и технологии:
1. Наблюдение
2. Беседы
3. Занятия в игровой форме
4. Экскурсии в природу
5. Дидактические игры
6. Подвижные игры
7. Пальчиковая гимнастика и д. р.
8. Художественное слово
Предполагаемые результаты:
Сформированность представлений о садовых цветах, вовлечение в творческую деятельность по теме проекта, бережное отношение к живой природе, умение составлять описательные рассказы (2-3 предложения, опираясь на сюжетные картинки.
Этапы проекта :
1 этап. Подготовительный.
1. Изучение литературы по теме проекта.
2. Создание развивающей среды для осуществления проекта :
• Изготовление карточек с изображением садовых цветов.
• Альбом открыток «Композиции из садовых цветов» (клумбы, букеты).
• Дидактические игры «Собери цветок», «Посадим цветы на клумбу», «Цветы», «Расти, цветок, расцветай», «Собери цветок из геометрических фигур»
• Пальчиковая гимнастика «Цветочек», «Мак», «Подсолнух».
• Настольно-печатные игры «Лото Растения», «Времена года», «Цвет, форма, размер».
• Пооперционные карты для изобразительного творчества
3. Первичная диагностика:
Беседа с детьми о садовых цветах, составление описательного рассказа о цветах по карточкам-схемам.
4. Взаимодействие с родителями – совместный рисунок «Мой любимый цветок»
5. Составление плана основного этапа проекта.
2 этап. Основной. Реализация проекта.
Перспективный план работы
Интеграция образовательных областей:
1. Познавательное развитие
- Наблюдение за цветами на клумбах участка, за деятельностью садовника
- Экскурсия в природу «Цветники нашего детского сада»
Задачи:
- закрепить знания о садовых цветах, их многообразии в природе
- развивать умение сравнивать и различать садовые цветы от полевых, луговых и лесных
- воспитывать бережное отношение к природе
- развивать умение замечать красоту цветущих растений
- учить различать и называть садовые цветы
2. Социально-коммуникативное
развитие; Речевое развитие
- Беседа на тему «Цветы»
- Составление кратких описательных рассказов по иллюстрациям
- Пальчиковые игры «Цветочек», «Мак», «Алые цветы», «Клумба»
- Разучивание загадок о садовых цветах
- Чтение стихотворений о цветах «Ирисы есть садовые…»Е. Серова, «Алеющие маки» Н. Пронина
- Дидактические игры «Посадим цветы на клумбу», «Собери цветок», «Расти, цветок, расцветай»
- Уход за клумбами участка (полив растений, рыхление почвы, прополка)
Задачи:
- развивать речевое внимание, мышление, связную речь
- закреплять употребление в речи понятий «бутон», «сердцевина», «рыхление», «полив»
- углублять знания детей о садовых цветах, строении цветка, вариативности цветовых гамм
- закрепить умение выполнять движения рук в соответствии с текстом
- развивать общие речевые навыки
-учить детей понимать образный смысл загадок, строить рассуждения и уметь доказывать свою точку зрения.
- приобщать к словесному искусству
- развивать эстетический вкус
- расширить знания детей о процессе развития растений
- обобщить знания детей о составных частях растений
- тренировать в составлении описательных рассказов
- учить выделять условия, необходимые для роста растений (свет, земля, вода)
3. Художественно-эстетическое развитие
- Аппликация «Красивый цветок»
- Рисование «Расцвели красивые цветы»
- Лепка «Роза»
Задачи:
- учить выполнять объемную аппликацию из бумажных салфеток
- развивать воображение, мелкую моторику
- развивать способность самостоятельно рисовать цветы, используя нетрадиционные формы (рисование пальчиками)
- формировать обобщенное представление о цветах (стебель, листья, бутон)
- продолжать учить детей скатывать шарик, надавливать на него и прикреплять к основе
- развивать мелкую моторику
- формировать интерес к работе с пластилином
4. Физическое развитие
- Физминутки «Мак», «Цветы», «Роза»
- Подвижные игры «Мы – цветы», «Живая клумба»
- Физкультурный досуг «Озорные цветы» - снятие напряжение, восстановление умственной работоспособности детей
-развивать общую физическую активность, физические качества.
Взаимодействие с родителями
- Выставка рисунков «Мой любимый цветок – огонек»- привлечь родителей к совместной работе с детьми.
Итоговая диагностика детей - Беседа о садовых цветах, составление описательных рассказов по карточкам-схемам - выявить у детей уровень знаний, представлений о садовых цветах 10 июля
3 этап. Заключительный.
1. Выставка творческих работ «Садовые цветы»
2. Проведение физкультурного досуга «Озорные цветы»
3. Оформление результатов проекта
Выводы по результатам проекта :
По окончании проекта дети научились узнавать садовые цветы по иллюстрациям и в природе, называть их – лилия, ирис, садовая ромашка, георгин; самостоятельно могут называть части цветка: корень, стебель, листья, бутон, цветок; способны с незначительной помощью педагога составлять краткие описательные рассказы по схемам; выучили стихотворение Е. Серовой «Погляди-ка, погляди-ка…».
Информационно-методическое оснащение
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования От Рождения до Школы (под редакцией Е. Н Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой «Мозаика – синтез» 2014 год)
- Детская энциклопедия. Цветы от А до Я. / М. : Аргументы и факты, 1996.
- Шорыгина Т. А. Цветы: какие они? Книга для воспитателей (ГНОМиД, 2002 год)