Баринова Виктория
Проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей» для детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание:
I.Паспорт проекта: 3
Этапы реализации: 4
II. Пояснительная записка: 5
Актуальность проекта для педагогов и образовательного учреждения: 5
SWOTанализ: 5
Постановка проблемы: 6
III. Содержание проекта: 7
IV. Оценка эффективности реализации проекта: 8
V. Перспектива развития проекта: 8
Приложение №1 9
Приложение №2 13
Приложение №3 16
Приложение №4 19
Приложение №5 29
I.Паспорт проекта:
Тема проекта «Нравственно-патриотическое воспитание детей»
Вид проекта Проект долгосрочный, групповой.
Срок реализации 1.10.2024-27.12.2024гг.
Разработчики Баринова Виктория Игоревна., воспитатель
Бедарева Ольга Владимировна., воспитатель
Целевые группы Воспитанники второй младшей группы «Росинка», воспитатели, родители.
Цель Проект является формированием основ нравственно-патриотического воспитания у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи Обучающие: знакомство, закрепление и расширение знаний о таких понятиях, как «мое имя», «моя семья», «мой дом», «мой детский сад», «природа родного края», «культура и народные традиции родного края», «моя родина», «мой родной город». Знакомить детей с природой России, с народными традициями, культурой, народными промыслами, с народным творчеством древней Руси, с основными символами современного государства, с родным городом.
Развивающие: развивать стремление заботится о сохранении природы родного края, традиций родного народа.
Воспитательные: воспитывать у детей любовь и уважение друг к другу, к членам семьи, к воспитателям, к своей стране, понимание значимости семьи в жизни каждого человека.
Способствовать: активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях детского сада.
Индикаторы проекта Воспитатели, воспитанники группы «Росинка», родители.
Продукт проекта Видео-приезентации, настольные игры, иллюстрации «моя семья», «мой дом», «мой детский сад», «природа родного края», «культура и народные традиции родного края», «моя родина», «мой родной город», игрушки и игровое оборудование: куклы, коляски, конструктор из крупных деталей и мелких, матрешки, природный материал.
Этапы реализации:
Подготовительный
1. Постановка цели и задач.
2. Составление календарно – тематического плана по нравственно-патриотическому воспитанию
3. Пополнить предметно-пространственную развивающую среду материалами по нравственно-патриотическому воспитанию.
4. Покупка дидактического материала по нравственно-патриотическому воспитанию (дидактические игры и наглядно-дидактические пособия, альбомы, сбор коллекции природных материалов.
5. Создание картотеки художественной литературы по нравственно-патриотическому воспитанию (Приложение 1).
6. Создание картотеки сюжетно-ролевых игр по нравственно-патриотическому воспитанию (Приложение 2).
7. Создание картотеки пальчиковой гимнастики по нравственно-патриотическому воспитанию (Приложение 3).
8. Создание картотеки бесед с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию (Приложение 4).
9. Создание консультации для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию (Приложение 5).
10. Создание фотоальбома «Моя семья».
Основной 1. Работа с детьми.
2. Работа с родителями.
Заключительный
1. Оформление уголка по нравственно-патриотическому воспитанию.
2. Деловая игра с родителями воспитанников
«Маленький патриот».
3. Подведение итогов.
4. Выступление на педагогическом совете по «нравственно-патриотическом воспитанию».
II. Пояснительная записка:
Актуальность проекта:
Формирование основ нравственно-патриотического воспитания является важным направлением в работе любого дошкольного учреждения. В группах младшего возраста закладывается основа нравственно-патриотического воспитания – это любовь к маме, к семье, любовь к дому и детскому саду, любовь к природе родного края. Работа воспитателей в этой области очень значима и актуальна; благодаря ей формируется личность ребенка, укрепляется его связь с родителями, воспитывается любовь и уважение к труду воспитателей, бережное отношение к природе и культуре родного края.
Постановка проблемы:
В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, к своей семье. А ведь это основа из основ нравственно – патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Ребёнок должен осознать себя членом семьи. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья невозможна без поддержки самой семьи».
Особенности проекта Позволяет освоить одну из тем Рабочей программы
Включает в себя разнообразные виды деятельности (рисование, беседы, просмотр видеороликов, чтение литературы)
Возможность привлечения родителей к пополнению РППС.
Суть проекта
1. Беседы, чтение, вопросы, заучивание стихов, рассматривание иллюстраций.
Ожидаемые результаты
1. Заложить основы нравственно-патриотического воспитания
2. Любить и уважать свою семью, труд воспитателей
3. Проявлять уважение и заботу к членам своей семьи, к родной природе, к традициям родного народа
4. Знать и любить природу родного края, родной город
5. Знать и понимать культуру и традиции Древней Руси.
III. Содержание проекта:
Сроки Механизмы реализации проекта Ответственный
Подготовительный этап
01.10.2024-20.10.2024гг. Определение проблемы; постановка цели, задач; сбор информации, литературы, дополнительного материала; планирование работы.
Основной этап
21.10.2024-15.12.2024гг. Работа с детьми:
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов. Совместная деятельность воспитателя и детей. Самостоятельная деятельность детей.
Познавательная деятельность: Тематические занятия (НОД). Знакомство с профессиями в детском саду. Чтение художественной литературы по теме. Рассматривание картотек и тематических альбомов по нравственно-патриотическому воспитанию. Наблюдение за природой. Беседа.
Игровая деятельность: Сюжетно-ролевые игры: «Моя семья», «Мы пришли в детский сад» Дидактические игры: «Собери матрешку», «Матрешки», «Собери флаг», «Где чей домик», «Дерево и плод»
Подвижные игры: русские народные игры «Сорока - белобока», «Ладушки», «Коза», «Каравай».
Продуктивная деятельность:
Конструирование: «Мой домик»
Рисование: «Раскрасим лошадку», «Я и моя мама»
Работа с родителями:
Привлечь родителей к подбору фотографий к выставке «Я и моя семья». Консультации для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию. Воспитатели, Дети группы «Росинка»
Родители.
Заключительный этап
16.12.2024-27.12.2024гг. Оформление уголка по нравственно-патриотическому воспитанию. Итоговая презентация по проекту «Нравственно-патриотическое воспитание). Подведение итогов.
IV. Оценка эффективности реализации проекта:
В результате реализации проекта были созданы условия для нравственно-патриотического воспитания детей младшего возраста. Дети познакомились с культурой и традициями Древней Руси, с природой родного края, с основными символами современного государства РФ, с родным городом. Дети узнали много нового о родной стране и о родном городе, о природе и традициях России. Дети с удовольствием играют в дидактические игры по нравственно-патриотическому воспитанию, которые теперь всегда доступны для них в уголке по нравственно-патриотическому воспитанию, рассматривают иллюстрации и тематические альбомы.
V. Перспектива развития проекта:
Реализация проекта заинтересует детей и родителей. У них повысится позновательный интерес к данной теме, расширится мировозрение, что позволит реализовывать проект на более высоком уровне в старших группах. Ожидаемые результаты были достигнуты.
Список литературы и интернет источники:
Голицына Н. С. Комплексно методические занятия в детском саду. 2 младшая группа. –М, 2001
Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. -М. : Мозаика-синтез, 2006.
Данилина Г. Н. Дошкольнику об истории и культуре России. -М. : АРКТИ, 2005.
Интернет-источники:
https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/11/22/kartoteka-syuzhetno-rolevyh-igr-vtoraya-mladshaya
https://edu-time.ru/pub/115656
https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2021/11/18/konspekt-besedy-kak-ya-pomogayu-mame
https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-besedy-moi-lyubimyi-detskii-sad-dlja-vtoroi-mladshei-grupy.html
https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/uroki/konspekt_nod_dom_v_kotorom_my_zhivem_2_ml_gr
https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2019/03/25/russkaya-narodnaya-igrushka
https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2020/05/27/konspekt-nod-progulka-po-sankt-peterburgu-s-detmi-vtoroy
https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-na-temu-nravstveno-patrioticheskoe-vospitanie-detei-3-4-let-vo-vtoroi-mladshei-grupe.html
Приложение№1 Создание картотеки художественной литературы по нравственно-патриотическому воспитанию.
Приложение №2 Картотека сюжетно-ролевых игр по нравственно-патриотическому воспитанию.
Приложение №3 Создание картотеки пальчиковой гимнастики по нравственно-патриотическому воспитанию.
Приложение №4 Картотека бесед по нравственно-патриотическому воспитанию.
Приложение №5 Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей 3–4 лет» во второй младшей группе
Нравственно-патриотическое воспитание детей – одно из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которого является тесная взаимосвязь с семьёй.
Для детей 3-4 лет в детском саду и дома необходимо обеспечивать условия для нравственного воспитания детей. Поощрять попытки пожалеть сверстника, обнять его, помочь. Приучать детей общаться спокойно, без крика. Формировать доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков. Учить жить дружно, вместе пользоваться игрушками, книгами, помогать друг другу. Приучать детей к вежливости (учить здороваться, прощаться, благодарить). Закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице. Формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо.
В трехлетнем возрасте у малышей пробуждается интерес к другим детям. Помогите малышам познакомиться, поощрите желание поделиться атрибутами для игры, соорудите вместе с детьми несложную постройку, порадуйтесь коллективным успехам.
Доброжелательное отношение трехлетнего ребенка к сверстникам - важное нравственное умение, которое родители должны лелеять и развивать, потому что умение, сотрудничать с другими обеспечивает малышу эмоциональный комфорт, отвечает его потребности. Общение со сверстниками обогащает опыт контактов ребенка с близкими взрослыми, вносит в них новую, живую струю и, кроме того, облегчает ему общение с посторонними взрослыми.
Хорошо, если ваш ребенок будет часто общаться с детьми на прогулке, в гостях. Пока они не столько играют вместе, сколько рядом, но при этом у них уже вырабатывается понятие «Я» и «Мы», которые в дальнейшем будут тесно связаны.
Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: матери, отцу, бабушке, дедушке. Родителям необходимо беседовать с детьми о членах семьи (как зовут, чем занимаются, воспитывать любовь и доброжелательные отношения ко всем членам семьи, поощрять желание помочь взрослым.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и символами.
Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, представления о нашей стране, родной семье, родном городе, природе, народе, обычаях, истории, культуре.
К жизни своей страны младшие дошкольники приобщаются во время праздников, каких-либо общественных событий.
Большое внимание должно уделяться воспитанию у детей положительных взаимоотношений, сочувствия другим, вежливости, умения уступить другому ребёнку игрушку, оказать помощь, доводить дело до конца.
Главной задачей в нравственно-патриотическом воспитании должен стать выбор из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступных ему: природа и мир животных; семья, родной дом, город, край; труд людей, традиции. То есть – это приобщение их к устному народному творчеству. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Большую роль в воспитании нравственных качеств играет правильно подобранная художественная литература.
Важное место в нравственно – патриотическом воспитании принадлежит организации подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр. Например, «Семья», «Больница» - дети учатся заботиться друг о друге, проявлять доброту и сочувствие, оказывать помощь друг другу, учатся культуре общения. В игре «Строители» ребята учатся трудиться в коллективе.
Одним из главных условий патриотического воспитания детей является приобщение их к трудовой деятельности. Важную роль в воспитании дружеских взаимоотношений играет труд в группе, на прогулке, дома.
Патриотизм, применительно к ребенку дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного края, представителей живой природы. При этом у детей должно быть наличие таких качеств, как сострадание, сочувствие, осознание себя частью окружающего мира. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Патриотизм формируется у каждого ребенка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. И наша задача - сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми.