Получи документы

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в рамках работы центров «Я выбираю»

Татьяна Дмитриенко
Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в рамках работы центров «Я выбираю»
▼ Скачать + Заказать документы

В любой из программ дошкольного воспитания одной из первоочередных задач стоит сохранение здоровья детей, а так же «возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства» Поэтому при работе с детьми, нужно выстраивать работу, руководствуясь современными научными подходами:

- гуманистический

- личностно-развивающий

- деятельностный

Публикация «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в рамках работы центров „Я выбираю“» размещена в разделах

Они помогают создать условия для самоорганизации и саморазвития ребенка в условиях развивающей среды. А так же позволяют организовать совместную и самостоятельную деятельность ребенка в качестве накопления им социального опыта и использования его в соответствии со своими устремлениями: познавательными, эмоциональными и практическими. Другими словами, создать условия для социального и делового партнерства взрослого и ребенка.

Таким образом, реализуя эти подходы, отказываться от авторитарной педагогики, которая предполагает четкую регламентацию деятельности детей в течении дня.

У нас в детском саду созданы уникальные, на наш взгляд, центры «Я выбираю» : музыкально–хореографический, географический психологический, физкультурный, изобразительного творчества. Задача взрослых - создать в центрах такие условия, которые бы стимулировали инициативу и творчество детей, обеспечивали выбор и самостоятельность в действиях, помогали овладеть навыками работы в команде.

В начале учебного года педагоги, проводят презентацию своих центров для детей и родителей. После чего, один раз в неделю дети старших и подростковых групп занимаются в этих центрах. Занимаются? Нет, играют. Играют с удовольствием в самые разнообразные игры: подвижные, дидактические, музыкальные, игры – фантазирование, экспериментирование. Играют и вместе с тем учатся, узнают что-то новое. Чему? Учатся самостоятельности, учатся делать выбор, взаимодействовать с детьми других групп – старшими и младшими, учатся ставить цели и принимать решения, анализировать свои действия и поступки. Утоляя жажду знаний в своей естественной среде – игровой, ребенок растет. «Рост наших детей измеряется не в сантиметрах, а в их способностях использовать полученные знания и умения в повседневной жизни».

Я хочу рассказать, что происходит в тот день, когда работают центры. Дети самостоятельно выбирают, в какой центр они отправятся сегодня.

Взрослому важно предоставить полную свободу, поддержать решение ребёнка. Кто-то сделает выбор сам, кто-то пойдёт с другом, одному нравится педагог, другому деятельность. Разобравшись со своими желаниями, дети отправляются и путь, тоже самостоятельно. В центрах ребят уже ждут педагоги, которые подготовили всё для встречи детей : развивающую среду, оборудование, игры, музыку. В музыкально-хореографическом центре начинается путешествие в мир музыки и пластики; география обширная (Россия, страны Востока, Греция, Мексика, Испания). Время и реальность, в которое попадают дети, тоже могут быть разными: прошлое и будущее, быль или сказка. Балансировать на набивном мяче, конструировать лабиринты и преодолевать их, придумывать собственные физические упражнения можно в физкультурном центре. Педагог ориентируется на индивидуальное развитие каждого ребёнка - помогает ему выбрать нагрузку по силам. Таким образом, для детей создается ситуация успеха, что обеспечивает хорошее настроение. Это помогает детям расти здоровыми. В психологическом центре детей ждет не психолог, а сказочник. Потому что мы знаем, что сказка - лучший помощник в воспитании, а сказочнику в волшебной мантии можно доверить самые сокровенные тайны. Почему дети любят рисовать? Да потому что дети по природе своей – творцы и гении. Просто нужно поддержать, похвалить ребёнка. А ещё предоставить разнообразный материал, а не банальные кисти и карандаши. Может поэтому, попасть в центр рисования хочет каждый ребёнок. Ведь педагог предложит разные материалы: краски, пастель, глину, нитки, листья, бусины, песок. А сколько способов нанесения рисунка! А в результате - шедевр, который юный художник унесет домой или подарит другу, воспитателю. Следующий центр - географический, руководителем которого являюсь я. Когда мне предложили вести этот центр, я долго сомневалась, будет ли детям интересна такая сложная и непонятная наука. Но проанализировав познавательную литературу, методические разработки, и наконец, изучив интересы старших дошкольников, я поняла, что «занимательная география»- это реальный проект, который можно реализовать в стенах детского сада.

Нередко так бывает, что взрослые сводят знакомство ребёнка- дошкольника с географией лишь к изучению карты, заучиванию столиц государств и запоминанию флагов. Но география - очень обширная наука, имеет множество разделов - метеорология, этнография, экология, геология, краеведение, геодезия. География, пожалуй, самая интересная для ребёнка область знаний. Ведь любой ребёнок интересуется устройством окружающего мира. Его волнуют путешествия и дальние страны, люди и животные, которые там живут. Он задаёт множество вопросов о том, почему бывают землетрясения и извержения вулканов. Зачем море накатывает на берег волны и почему вода в нём солёная, что находится под землей и на дне океана. Осталось только всем вместе, опираясь на позицию сотрудничества и равного диалога разобраться в вопросах.

Нужно сказать, что свою работу, я решила построить, руководствуясь методическими принципами, о которых шла речь выше. В одном из них говорится о том, что «ведущей, универсальной формой саморазвития ребёнка является игра».

Педагоги констатируют, что сюжетно-ролевая игра в детском саду становится однообразной и скудной. Иногда просто не хватает времени на игру в плотном графике занятий, мероприятий. В. С. Сухомлинский говорил: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра-это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

Педагоги нашего детского сада приняли решение разработать и внедрить нетрадиционные сюжетно-ролевые игры в практику учреждения. Цель проекта - разнообразить привычную тематику игр в детском саду - больница, дом, гараж. Сразу скажу, что этот проект удался, дети теперь играют в «журналистику», «рыболовецкое судно», «зоомагазин». А ещё в «Туристическое агентство». Мы решили с детьми, что в эту игру можно поиграть в географическом центре. В конце лета дети приносят в детский сад фотографии, сувениры, карты городов, где они побывали. Мы с интересом их рассматривали, беседовали об этих путешествиях. В результате решили провести вместе отпуск и посетить разные интересные места. Для того, чтобы выбрать маршрут, нужно обратится в туристическое агентство, где помогут купить путёвки, расскажут о стране, посоветуют как сделать путешествие комфортным. Вид проекта - творческий, познавательный, долгосрочный Участники проекта - дети старшей и подготовительных групп, воспитатели, родители, музыкальный руководитель, работники туристического агентства.

Мы с детьми обсудили возможные этапы развития сюжета :

- создание и регистрация вывески

-размещение рекламы в прессе

-посещение туристических выставок

-отправка первых клиентов.

Структура агентства по туризму:

-директор (руководит, налаживает контакт с туроператорами)

- менеджер по туризму (работает с клиентами)

- курьер (привозит и увозит документы)

-кассир (продаёт билеты на поезд, самолёт. автобус)

-туроператор (готовит визы)

-клиент (оплачивает поездку).

Конечно, побывать в каждой из двухсот с лишним стран просто невозможно. Поэтому для детей можно разбить наш земной шар на отдельные регионы. Скажем, Африку проходить всю, но Египет вынести отдельным блоком. Также в один прием изучить Латинскую Америку с её древними индейскими цивилизациями и Арабский Восток, вспомнив Шахерезаду. В Европе взять наиболее крупные страны. Разумеется, несколько встреч посвятить России и её ближайшим соседям.

А вот содержание каждой встречи, её драматургия, каждый раз будет сюрпризом для детей. Например:

-игры разных стран и народов - “Танграм», «Колумбово яйцо», «Шашки»

-кроссворды на тему путешествий

-создание «Журнала путешественника» в технике коллажа

-исследовательская деятельность на темы: «Биг-Бен», «Оригами», «Коалы», с последующим докладом. При этом ребёнок надевает мантию и академический головной убор - сейчас он играет в учёного.

-элементы изучения иностранных слов. А почему - нет? В игре они запоминаются быстрее.

-лепка из солёного теста

-просмотр видеофильмов

-конструирование средств передвижения из модулей

-гастрономический прием - провести чайную церемонию, как в Англии или понюхать разные индийские специи

-выучить народные английские песенки

-переодевание в костюмы разных народов. Девочкам понравятся сари, а мальчики узнают, что в Швейцарии мужчины носят юбки – килт.

-полистать книги зарубежных писателей – Ш. Перро, Киплинга, братьев Гримм, Т. Янссон, Д. Родари.

-создать коллекцию марок разных стран.

Итак, для того, чтобы с ходу завладеть детским вниманием, нужно сразу же загрузить малышей не «заумной», а возбуждающей восторг информацией. Пусть она не такая всеобъемлющая и последовательная, но уж точно возбуждающая интеллектуальный аппетит. Поиграв в туристическое агентство с детьми, я окончательно убедилась, что именно через игру, игровые действия ребёнок лучше воспринимает новую информацию. В игре он - творец и деятель. Я считаю, что современный педагог должен понимать, что игра ребёнка, как и игра животного, часто выполняет функцию исследования, в процессе игры происходит изучение свойств и особенностей предмета. Не случайно известный французский психолог А. Валлон сравнивал игру с «ликующим или вдохновенным исследованием, в котором психические функции раскрываются во всех их возможностях»

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста» Умственное развитие ребёнка по мнению Н. Н. Поддьякова, Ф. А. Сохина происходит как в повседневной жизни, в ходе общения со взрослыми, со.

Активизация познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкального образования. Стандарты нового поколения требуют формирования у детей необходимых компетенций, т. е. развития личности ребенка, когда содержание образования.

Игра как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста Видео Презентация на тему: "игра, как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста" Презентацию подготовила.

Консультация «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в ходе детского экспериментирования» Формирование и развитие познавательного интереса у будущего первоклассника-это часть широкой проблемы воспитания его всесторонне развитой.

Мастер-класс «Метод экспериментирования-средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Пятковский детский сад «Малышок» Мастер – класс "Метод экспериментирования.

Мастер-класс «Метод экспериментирования как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста» «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы оказываясь на.

Опыт работы «Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста» Природа одарила каждого человека способностью к познанию того мира, в котором он родился: - способностью ощущать и воспринимать окружающий.

Развитие у детей познавательного интереса к природе Алтайского края средствами экспериментальной деятельности Пояснительная записка Дети дошкольного возраста по природе своей - пытливые исследователи окружающего мира. Понимая значение экспериментирования.

Развитие познавательного интереса детей раннего возраста с помощью опытов и экспериментов (фотоотчет)Развитие познавательного интереса детей раннего возраста с помощью опытов и экспериментов (фотоотчет) К. Е.  тимирязев:Люди, научившиеся …наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы,.

Развитие самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста в рамках образовательной области «Познание» Развитие самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста в рамках образовательной области «Познавательное развитие» Современное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в рамках работы центров «Я выбираю»
Опубликовано: 8 сентября 2015 в 18:39
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в рамках работы центров «Я выбираю»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Дмитриенко (УИ 363689) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД