Получи документы

Активизация познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкального образования.

Юлия Воронина
Активизация познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкального образования.
▼ Скачать + Заказать документы

Стандарты нового поколения требуют формирования у детей необходимых компетенций, т. е. развития личности ребенка, когда содержание образования выступает средством ее самостановления, усвоения дошкольником способов познания, саморазвития, ориентации в окружающем мире. Именно это определяет основные направления и содержание работы педагога по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Музыкальное развитие перестало быть отдельной образовательной областью, а стало одним из его направлений наряду с рисованием, лепкой, аппликацией, художественным трудом, дизайном и творческим конструированием. В этом есть большой плюс, поскольку разделение видов искусства на образовательные области затрудняло процесс интеграции. Интегрированные формы обучения и развития представляют собой сложный и многоструктурный образовательный процесс, построенный на объединении несколько видах искусств на основе общих и наиболее значимых задач. Поэтому содержание интегрированных занятий должно одновременно соответствовать своему времени и быть интересным и актуальным для ребенка.

Публикация «Активизация познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкального образования,» размещена в разделах

На современном этапе существования общества задача музыкального развития и образования подрастающего поколения приобретает все большую значимость. Переход к личностно-ориентированной модели образования предполагает качественное улучшение содержания музыкального обучения и воспитания, в связи с чем возникает необходимость по-новому рассмотреть проблему интереса к музыке.

Известно, что интерес — прекрасный стимул к учению вообще и приобщению к музыке в частности. Интерес к познанию реального мира посредством музыкального искусства - один из наиболее фундаментальных и значимых вопросов в детском развитии. Под его влиянием развивается музыкальная наблюдательность, интеллектуальная активность, обостряется работа воображения, восприятия, усиливается произвольное внимание, сосредоточенность. Во многом этому способствуют правильно организованные занятия, на которых решаются главные задачи музыкального развития — пробуждать и развивать интерес у дошкольников к музыке, вызвать яркий эмоциональный отклик на слушаемое, учить осознавать свои музыкальные впечатления, разбираться в них, высказываться о музыке.

Познавательный интерес старших дошкольников, определяя положительное отношение к музыкально-познавательной деятельности, представляет собой внутреннее условие формирования мотивации в осуществлении этой деятельности. Таким образом, отправной точкой для определения общего замысла создания системы развития познавательного интереса к музыкальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста стало его понимание как интегративного (эмоционально-интеллектуально-волевого) образования, выражающего положительное отношение ребенка, направленное на познание музыкальных явлений, освоение музыкальной деятельности.

Важным для характеристики феномена познавательного интереса является принадлежность его как интегративного свойства личности ко всей жизнедеятельности человека. Важное условие развития познавательного интереса требует от педагога постепенного насыщения этого интереса в процессе деятельности. Включение различных видов деятельности в занятие — эффективное средство, помогающее дошкольникам лучше почувствовать и понять художественное произведение. Чередование форм, методов и видов деятельности вызывает интерес всего коллектива и каждого ребенка в отдельности, активизирует процесс музыкального обучения.

Современные ученые, психологи, педагоги рассматривают интерес, как личностное, образование, психический процесс, имеющий социальный характер и неразрывно связанный с потребностями и мотивами.

Дошкольный возраст является периодом возникновения личностных механизмов поведения, интенсивного формирования мотивационной сферы как ядерной структуры личности. В этом возрасте складывается первичное соподчинение мотивов, развиваются воля и произвольность ребенка. Среди разнообразных мотивов дошкольника особое место занимает познавательный мотив, являющийся одним из ключевых и наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста. Познавательная мотивация понимается как внутренняя мотивация деятельности, не зависящая от внешних факторов (оценки, награды, практической пользы и др.). Понятие «познавательная мотивация» тесно связано с такими смежными понятиями, как «познавательная потребность», «познавательная активность», «познавательный интерес», «познавательная деятельность».

Рассматривая структуру познавательного интереса, мы видим, что его формирование происходит в тесной взаимосвязи с развитием мышления, памяти, внимания, речи, эмоциональной сферы. «Ядром познавательного интереса, - пишет Г. И. Щукина, - является мыслительные процессы. Этот интерес придает мыслительной деятельности эмоциональную окрашенность и повышает ее продуктивности. Человек оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания и волевому усилию при решении умственной или практической задачи. Переживаемые при этом положительные, эмоции: удивление, радость успеха, гордость в случае разрешения задачи – создают уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску.

Важными факторами в развитии познавательной активности детей дошкольников являются : личность педагога, характер его взаимоотношений с ребенком, закономерности и особенности внутреннего мира ребенка.

Основными условиями для развития познавательной активности детей являются : интересы и потребности детей, осмысление и осознание себя в окружающем мире, индивидуальность каждого ребенка, средства и способы добывания знаний.

Для активизации познавательного интереса необходимо :

укреплять в каждом ребенке веру в свои силы, поощрять его, не ослаблять его интереса недоверием, негативным оценками;

развивать у детей чувство собственного достоинства: позиции воспитателя и ребенка являются равными, партнерскими;

развивать творческие силы детей, создавать для этого условия;

использовать приемы, способствующие выходу двигательной энергии.

Познавательный интерес состоит из следующих взаимосвязанных процессов :

интеллектуальные — логические действия и операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение, доказательства;

эмоциональные — переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения, удовлетворение деятельностью;

регулятивные — волевые устремления, целенаправленность, настойчивость, внимание, принятие решений;

творческие — воображение, предвосхищение, озарение, создание новых моделей, образов.

Таким образом, занятие будет познавательным, если дети в ходе его:

думают (анализируют, сравнивают, обобщают, доказывают);

удивляются (радуются успехам и достижениям, новизне);

внимательны (целеустремленны, настойчивы, проявляют волю);

фантазируют (предвосхищают, создают новые образы).

Видные педагоги, музыканты, психологи и музыковеды —неоднократно указывали на то, что усвоение знаний, формирование практических умений и навыков в области музыки должно быть направлено, прежде всего, на развитие интереса к ней. Интерес к музыке является ядром педагогической концепции Д. Б. Кабалевского. В ней воспитание интереса ставится центральной задачей музыкального развития школьников. Интерес — обязательное условие для раскрытия тайн музыкального искусства, для выполнения музыкой своих воспитательных, познавательных и других функций.

Анализ практики показал, что праздники, развлечения – важный фактор формирования маленького человека. Через звуки и движения ребенок познает мир, в который пришел. У детей досуг, праздники побуждают интерес к творчеству, воспитывают умение жить в коллективе, содействуют накоплению опыта общественного поведения, проявлению инициативы и самостоятельности. Развлечения, прежде всего, являются средством эстетического развития ребёнка, поскольку в них используются различные виды искусств, что и требует ФГОС нового поколения, а также способствуют развитию у детей интереса к музыке. Сценарий объединяет художественный музыкально-литературный материал в единую целостную форму в соответствии с содержанием того или иного вида досуга.

Формы и виды развлечений

• различные виды концертов – тематический, итоговый, концерты по слушанию музыки, концерт по заявкам, концерт по телевизору.

• игры-забавы, подвижные, музыкальные, сюжетно-музыкальные, музыкально-дидактические, игры-драматизации, игра «концерт», игра «музыкальный магазин»,

• новая игрушка,

• спектакли кукол,

музыкально-литературные композиции,

• инсценировки песен,

• танцевальные и оперные миниатюры,

• весёлые соревнования и викторины,

• вечера музыкальных загадок с использованием музыкально-дидактических игр,

интересные встречи,

• театры – кукольный, настольный, теневой, пальчиковый, плоскостной, театр игрушек, театр картинок,

Всё многообразие видов и форм музыкальных развлечений можно условно разделить на три типа:

• Зрелищные развлечения, концерты, спектакли, организованные и выполняемые взрослыми.

• Развлечения концертного типа и спектакли, организованные взрослыми, при участии детей в составлении и исполнении программы.

• Развлечения по инициативе детей, подготовленные и проходящие при активном участии, но с помощью взрослых.

Интересно проходят развлечения, предложенные самими детьми и организованные с помощью воспитателя. Дети самостоятельно составляют программу, намечают исполнителей, ведущего программы, предлагают оформление. В интересной форме дети легче воспринимают характер и содержание музыкального произведения и движения становятся более активными, творческими, так как насыщенность развлечений эмоциональными и занимательными моментами повышает заинтересованность, а, следовательно, и активность детей ко всему, что предлагается им в ходе развлечений.

Таким образом, развлечения и праздники в детском саду активизируют познавательный интерес у дошкольников, являются важной формой организации детей вне занятий, помогают создать радостную атмосферу, способствуют формированию у детей положительных эмоций, расширяют сферу их чувств, приобщают к коллективным переживаниям, развивают инициативу и творческую выдумку.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста в процессе поисково-исследовательского проекта Познавательная деятельность, также как и игровая, имеет большое значение в развитии ребенка. Познание – процесс творческий, а задача педагога.

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста Познавательный интерес – это избирательная направленность внимания человека, обращённая к области познания, предметной стороне и процессу.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Активизация познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкального образования.
Опубликовано: 29 апреля 2015 в 11:31
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Активизация познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкального образования.» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Воронина (УИ 341470) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД