Ярыгина Александра
Развитие повествовательной речи у детей 5 лет с задержкой психического развития с опорой на схемы
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУ ЦО №15
РАЗВИТИЕ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С ОПРОЙ НА СХЕМЫ.
Автор:
Воспитатель: Ярыгина А. С.
2020 г.
Успешное обучение в школе зависит от понимание обращенной к ребенку речи и умения связно излагать свои суждения и мысли. С помощью взрослого ребенок всегда может сделать больше и решить более трудные речевые задачи, чем самостоятельно.
Публикация «Развитие повествовательной речи у детей 5 лет с задержкой психического развития с опорой на схемы» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Старшая группа
- Темочки
Обобщение моего опыта направленно на повышение успешности воспитанников в обучении и развитии навыков связного высказывания детей старшего дошкольного возраста, имеющие задержку психического развития.
Работая с детьми с ЗПР можно увидеть проблемы в развитии связной речи :
-Односложная, речь состоит из простых предложений.
- Неспособность грамматически правильно построить предложение.
- Бедность речи.
- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
-Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
- Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи.
Всем известно, что в старшем дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше всего запоминают события, предметы, факты, явления, которые близки их жизненному опыту. Исследования показали, что объем зрительной памяти и возможности смыслового, логического запоминания у детей с ЗПР заметно снижен,также снижена слуховая память и продуктивность запоминания.
При обучении связной монологической речи детей, вполне обоснованно использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.
Использование опорных схем –облегчают запоминание у детей с задержкой психического развития и увеличивают объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Константин Дмитриевич Ушинский писал:
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он
будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких
слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Так как наглядный материал у дошкольников, особенно с ЗПР усваивается хорошо, использование опорных схем на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее.
Актуальность использования опорных схем в работе состоит в том, что:
-во-первых, ребенок- дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ЗПР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядных схем – вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
-во-вторых, использование опорных схем помогает облегчить и ускорить процесс запоминания.
- в третьих, применяя графическую аналогию, дети видят главное, могут систематизировать полученные знания.
Цель: изучить эффективность использования метода схем в процессе формирования связной монологической речи дошкольников с ЗПР.
Задачи:
1. Определить, какие виды замещения схем доступны детям старшего дошкольного возраста.
2. Определить этапы последовательной работы со схемами.
3. Определить систему работы по схемам.
Опорные схемы представляют собой символы-заменители, наглядные модели, которые являются планом работы.
Что помогают развивать опорные схемы?
-ассоциативное мышление
-зрительную и слуховую память
-зрительное и слуховое внимание
-воображение
-связную речь
Суть опорных схем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение, таким образом, весь текст зарисовывается или модулируется- схематично, глядя на эти схемы-рисунки, модели ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.
Где можно использовать опорные схемы :
-обучение пересказыванию
-составление рассказов
-разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок, физкультминуток, пальчиковой гимнастики, загадок.
Возраст обучения в использовании опорных схем :
Можно научиться заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.
Моя цель- научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.
Моя работа строиться в три этапа:
I этап подготовительный.
Развитие словесно-логического мышления, произвольного внимания, зрительно-образной памяти, обогащение словарного запаса детей, совершенствование грамматических категорий языка.
Я упражняла детей в составлении предложений последовательности событий. Например упражнения: «Моя любимая игрушка», «Моя семья»,
Затем учила детей составлять повествовательный рассказ, через зарисовку героев и произведения, соотносить условные изображения с героями, пересказывать сказку по получившемуся плану.
II этап- основной. Развитие у детей способность использования словарного запаса ля составления рассказов, развёрнутых и логической последовательности, позволяющих им конкретно, образно и точно описывать события, предметы, явления.
После того как прошёл первый этап работы. Я приступила ко второму. Коорый включал в себя: последовательно и выразительно пересказывать, используя в качестве зрительной опоры схематичный план.
Пересказ рассказов «Одинокий волк», «Кораблик» «Пожарные собаки», русских народных сказок «Лиса и рак», «Бабушка, внучка и курочка», «Белка и волк». После этого были проведены дидактические игры на закрепление употребления сказочных оборотов при пересказе данной сказки. дидактические игры «Закончи слово», «Закончи предложение», «Повтори за мной».
III этап- основной. Развитие у детей способность использования словарного запаса ля составления рассказов, развёрнутых и логической последовательности, позволяющих им конкретно, образно и точно описывать события, предметы, явления.
Мно была провеена работа по совершенствованию навыков пересказа с элементами творчества. Для этого были проведены занятия по пересказу русской народной сказки «Вершки и корешки».
Используя наглядные опорные схемы в своей работе, я пришла к выводу, что детям это интересно и с помощь метода схематизации дети смогут составлять рассказы, пересказывать рассказы.
Анализируя всё выше сказанное можно сказать, что ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда.
Таким образом:
- Использование наглядных опорных схем в системе коррекционной работы дает положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей.
- Метод наглядных опорных схем можно и нужно использовать в работе с детьми, имеющими отклонение в развитии.
-Использование данной методики несомненно, дает определенные результаты.
1. Значительно увеличивается объем изучаемого на занятиях материала, сформировался навык самостоятельной работы.
2. Использование данной технологии способствует повышению творческого потенциала детей, развитию речи, мышления, воображения.
3. На мои вопросы, вопросы воспитателей стали отвечать полными ответами.
Рекомендуемая литература:
1. Ткаченко Т. А «Наглядно-дидактическое пособие» «Составление описательных рассказов по опорным схемам»
-115.
2. Чистякова О. В «Составляем рассказ по картине»
3. Тарасова И. Н «Составление описательного рассказа с использованием схем»
4. Глухов В. П «Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием».-М., 2004 г.
5. Смышляева Т. Н. ,Корчуганова Е. Ю. «Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников». Логопед. 2005, № 1, с. 7-12.