Колосова Гульфира Хамитовна
Развитие научно-исследовательской деятельности через взаимодействие семьи и ДОУ в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие научно-исследовательской деятельности через взаимодействие семьи и ДОУ в старшей группе.
Что я слышу – забываю. Что я вижу – я помню. Что я делаю - я понимаю. Конфуций.
Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника. Следовательно, необходимо создавать оптимальные условия для интеллектуального, социального и эмоционального развития растущей личности. И одним из таких условий является организация познавательно-исследовательской деятельности.
Публикация «Развитие научно-исследовательской деятельности через взаимодействие семьи и ДОУ в старшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2022
Путей развития потенциала личности существует много, но научно-исследовательская деятельность один из самых эффективных. Задача педагогов, используя наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методик и образовательных технологий, не насыщать ребенка информацией, а развивать у него научно-познавательный интерес, умения добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Ребенок – исследователь, проявляет интерес ко всему, что его окружает.
Как известно, ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимодействия между родителями и педагогами. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы. Ни для кого не секрет, что для ребёнка родители – самые главные в мире люди, и родительские слова становятся руководством к действию.
Поэтому надо стараться привлечь родителей к активной помощи в решении проблем, связанных с развитием научно-исследовательской активности дошкольников.
Главными задачами во взаимодействии с родителями считаю : во-первых, установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить условия для развития поисково-исследовательской деятельности; во-вторых, создать атмосферу общности интересов, направленных на развитие познавательной активности детей; в-третьих, активизировать и обогатить воспитательские умения родителей по данной теме. Одним из перспективных методов, способствующих решению этих задач, является метод проектной деятельности, позволяющий скоординировать действия в триаде «педагог - родители - дети», т. е. организовать совместное сотрудничество, направленное на развитие познавательных способностей воспитанников.
На родительском собрании «Роль семьи в развитии интереса к научно-исследовательской деятельности дошкольников» я предложила родителям некоторые варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома. Также можно предложить игры, активизирующие мыслительную деятельность, проблемные ситуации для разрешения их в семье. С помощью онлайн - презентации познакомила родителей с разными темами исследовательских работ (отправила в чат родителей). Разработала консультации для родителей: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»; «Значение экспериментальной деятельности для детей»; «Научите ребёнка любить живую природу» и др. Тесное педагогическое взаимодействие способно вовлечь родителей в образовательный процесс. Так с родителями воспитанников можно постепенно объединиться в команду единомышленников, имеющих общую цель - повысить поисково-исследовательскую активность детей, вырастить здоровых, гармонично развитых, адаптированных к жизни в современном обществе людей.
Опыты, реализованные в нашей группе, были: «Воздух-невидимка», «Вода и её свойства», «Чудеса в микроскопе». Дети на практике, в ходе экспериментов узнали о свойствах воды и воздуха. Можно провести интересные опыты дома с родителями, подготовить фотоотчёты и поделиться своими
открытиями в детском саду. Благодаря помощи родителей, был собран интересный материал, дети с родителями выполнили макеты парусников, ветряных мельниц, фильтров для очистки воды и т. д.
Ну и самый наш любимый проект – это «Огород на окне», где с удовольствием принимают участие и дети и родители. Все результаты наблюдений мы зарисовываем в таблицы. Родители охотно помогают в изготовлении атрибутов. Для реализации проекта, предлагают свои идеи.
Многие дети с удовольствием рассказывают дома о том, что мы делаем в саду, проводят интересные опыты дома с родителями, готовят фотоотчёты совместно с родителями и делятся своими открытиями в детском саду.
Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. Всё это возможно лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что наша работа ведется не зря. Дети с интересом продолжают экспериментировать, родители принимают в этом активное участие. Они поддерживают познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.
Также хотелось бы предложить варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей путем использования естественных ситуаций дома.
· В ванной комнате разрешить играть с пустыми баночками, флаконами, мыльницами (Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Откуда воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в ванночку ведром или губкой)
Это поможет ребенку исследовать и определять характеристику предметов,
развивать наблюдательность.
· Экспериментировать с предметами (тонут или плавают в воде). Как думаешь, утонет бутылка или нет? Что будет, если в нее набрать воды? Сколько, по-твоему, воды нужно набрать, чтобы утонула? Если прижмешь, а потом отпустишь, что будет?
Это поможет понимать, что такое объем, делать открытия
и смелее экспериментировать.
· Уборка комнаты (как ты считаешь, с чего нужно начать? Что для этого нужно? Что ты сделаешь сам? В чем тебе понадобиться помощь)
Подобная ситуация развивает наблюдательность,
умения планировать и рассчитывать свои силы.
· Поливка цветов (всем ли растения надо одинаково поливать? Почему? Можно ли побрызгать все растения водой, а рыхлить землю у всех растений)
Это поможет воспитать бережное отношение к природе
и сформировать знания о растениях, способах ухода за ними.
· Ремонт в комнате (какого цвета обои ты хотел бы видеть в своей комнате? На что бы тебе приятно было смотреть? Как думаешь, где лучше всего повесить твои рисунки)
Хочется отметить, что многие родители сами не понимают, что такое научно – исследовательская деятельность.
Поэтому дети получали задания на работу с родителями дома. Родители с удовольствием откликнулись на этот прием и принесли описание результатов проведенных совместно с детьми исследований.
Я рада, что родители следуют мудрому совету В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
В перспективе мы планируем совместно с родителями разработать «Книгу опытов», под рубрикой «Это интересно». Цель книги: предоставить ребёнку возможность действовать с разными предметами, поощрять экспериментирование с ними, формировать в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему своим участием, родительской поддержкой.
Участие родителей в экспериментально - исследовательской деятельности – это важный способ гармонизации и всестороннего развития личности ребенка; педагогически целесообразного влияния на семейную среду; интеграции деятельности дошкольного учреждения и семьи по вопросам
воспитания и развития детей.
Совместная деятельность сближает родителей, детей и педагогов, а воспитательно- об