МААМ-картинки

Развитие научно-исследовательской деятельности через взаимодействие семьи и ДОУ в старшей группе

Колосова Гульфира Хамитовна
Развитие научно-исследовательской деятельности через взаимодействие семьи и ДОУ в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие научно-исследовательской деятельности через взаимодействие семьи и ДОУ в старшей группе.

Что я слышу – забываю. Что я вижу – я помню. Что я делаю - я понимаю. Конфуций.

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника. Следовательно, необходимо создавать оптимальные условия для интеллектуального, социального и эмоционального развития растущей личности. И одним из таких условий является организация познавательно-исследовательской деятельности.

Публикация «Развитие научно-исследовательской деятельности через взаимодействие семьи и ДОУ в старшей группе» размещена в разделах

Путей развития потенциала личности существует много, но научно-исследовательская деятельность один из самых эффективных. Задача педагогов, используя наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методик и образовательных технологий, не насыщать ребенка информацией, а развивать у него научно-познавательный интерес, умения добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Ребенок – исследователь, проявляет интерес ко всему, что его окружает.

Как известно, ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимодействия между родителями и педагогами. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы. Ни для кого не секрет, что для ребёнка родители – самые главные в мире люди, и родительские слова становятся руководством к действию.

Поэтому надо стараться привлечь родителей к активной помощи в решении проблем, связанных с развитием научно-исследовательской активности дошкольников.

Главными задачами во взаимодействии с родителями считаю : во-первых, установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить условия для развития поисково-исследовательской деятельности; во-вторых, создать атмосферу общности интересов, направленных на развитие познавательной активности детей; в-третьих, активизировать и обогатить воспитательские умения родителей по данной теме. Одним из перспективных методов, способствующих решению этих задач, является метод проектной деятельности, позволяющий скоординировать действия в триаде «педагог - родители - дети», т. е. организовать совместное сотрудничество, направленное на развитие познавательных способностей воспитанников.

На родительском собрании «Роль семьи в развитии интереса к научно-исследовательской деятельности дошкольников» я предложила родителям некоторые варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома. Также можно предложить игры, активизирующие мыслительную деятельность, проблемные ситуации для разрешения их в семье. С помощью онлайн - презентации познакомила родителей с разными темами исследовательских работ (отправила в чат родителей). Разработала консультации для родителей: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»; «Значение экспериментальной деятельности для детей»; «Научите ребёнка любить живую природу» и др. Тесное педагогическое взаимодействие способно вовлечь родителей в образовательный процесс. Так с родителями воспитанников можно постепенно объединиться в команду единомышленников, имеющих общую цель - повысить поисково-исследовательскую активность детей, вырастить здоровых, гармонично развитых, адаптированных к жизни в современном обществе людей.

Опыты, реализованные в нашей группе, были: «Воздух-невидимка», «Вода и её свойства», «Чудеса в микроскопе». Дети на практике, в ходе экспериментов узнали о свойствах воды и воздуха. Можно провести интересные опыты дома с родителями, подготовить фотоотчёты и поделиться своими

открытиями в детском саду. Благодаря помощи родителей, был собран интересный материал, дети с родителями выполнили макеты парусников, ветряных мельниц, фильтров для очистки воды и т. д.

Ну и самый наш любимый проект – это «Огород на окне», где с удовольствием принимают участие и дети и родители. Все результаты наблюдений мы зарисовываем в таблицы. Родители охотно помогают в изготовлении атрибутов. Для реализации проекта, предлагают свои идеи.

Многие дети с удовольствием рассказывают дома о том, что мы делаем в саду, проводят интересные опыты дома с родителями, готовят фотоотчёты совместно с родителями и делятся своими открытиями в детском саду.

Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. Всё это возможно лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что наша работа ведется не зря. Дети с интересом продолжают экспериментировать, родители принимают в этом активное участие. Они поддерживают познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

Также хотелось бы предложить варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей путем использования естественных ситуаций дома.

· В ванной комнате разрешить играть с пустыми баночками, флаконами, мыльницами (Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Откуда воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в ванночку ведром или губкой)

Это поможет ребенку исследовать и определять характеристику предметов,

развивать наблюдательность.

· Экспериментировать с предметами (тонут или плавают в воде). Как думаешь, утонет бутылка или нет? Что будет, если в нее набрать воды? Сколько, по-твоему, воды нужно набрать, чтобы утонула? Если прижмешь, а потом отпустишь, что будет?

Это поможет понимать, что такое объем, делать открытия

и смелее экспериментировать.

· Уборка комнаты (как ты считаешь, с чего нужно начать? Что для этого нужно? Что ты сделаешь сам? В чем тебе понадобиться помощь)

Подобная ситуация развивает наблюдательность,

умения планировать и рассчитывать свои силы.

· Поливка цветов (всем ли растения надо одинаково поливать? Почему? Можно ли побрызгать все растения водой, а рыхлить землю у всех растений)

Это поможет воспитать бережное отношение к природе

и сформировать знания о растениях, способах ухода за ними.

· Ремонт в комнате (какого цвета обои ты хотел бы видеть в своей комнате? На что бы тебе приятно было смотреть? Как думаешь, где лучше всего повесить твои рисунки)

Хочется отметить, что многие родители сами не понимают, что такое научно – исследовательская деятельность.

Поэтому дети получали задания на работу с родителями дома. Родители с удовольствием откликнулись на этот прием и принесли описание результатов проведенных совместно с детьми исследований.

Я рада, что родители следуют мудрому совету В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

В перспективе мы планируем совместно с родителями разработать «Книгу опытов», под рубрикой «Это интересно». Цель книги: предоставить ребёнку возможность действовать с разными предметами, поощрять экспериментирование с ними, формировать в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему своим участием, родительской поддержкой.

Участие родителей в экспериментально - исследовательской деятельности – это важный способ гармонизации и всестороннего развития личности ребенка; педагогически целесообразного влияния на семейную среду; интеграции деятельности дошкольного учреждения и семьи по вопросам

воспитания и развития детей.

Совместная деятельность сближает родителей, детей и педагогов, а воспитательно- об

Публикации по теме:

Сценарий детской научно-исследовательской конференции «Я — исследователь»Сценарий детской научно-исследовательской конференции «Я — исследователь» Цель: пропаганда научных знаний и развитие у старших дошкольников интереса к научной деятельности. Развивать мотивацию каждого ребёнка к.

Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» Фотоотчет по теме самообразования: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» (старшая.

Конспект исследовательской деятельности «Взаимодействие воды с предметами»Конспект исследовательской деятельности «Взаимодействие воды с предметами» Задачи:Познакомить детей со свойствами природных материалов. Учить способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов.

Конспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности «Взаимодействие воды и снега» для детей средней группыКонспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности «Взаимодействие воды и снега» для детей средней группы Познавательное развитие. Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально коммуникативное развитие», «Речевое.

Консультация «Развитие речевой деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования» Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно.

Обобщение опыта «Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование» Обобщение опыта: Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование. Бычкова Е. В. ,.

Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности»Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности» Краткосрочный исследовательский творческий проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности через творческую деятельность».

Развитие речи посредством театрализованной деятельности через русские народные сказки во второй младшей группе-фотоотчетРазвитие речи посредством театрализованной деятельности через русские народные сказки во второй младшей группе-фотоотчет Дети младшего дошкольного возраста в семье и в детском саду читают русские народные сказки, например, «Курочка ряба», «Репка», «Колобок»,.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельностиСенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования.

Уголок познавательно-исследовательской деятельности в старшей группеУголок познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Уголок познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе. Задачи познавательно-исследовательской деятельности: - поддержать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие научно-исследовательской деятельности через взаимодействие семьи и ДОУ в старшей группе
Опубликовано: 21 февраля 2022 в 19:43
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие научно-исследовательской деятельности через взаимодействие семьи и ДОУ в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Колосова Гульфира Хамитовна (УИ 1810642) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД