Марина Лобанова
Развитие мыслительных процессов у детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: содействие интеллектуальному развитию детей при помощи современных образовательных технологий.
Для её реализации я поставила перед собой следующие задачи:
1. Развивать индивидуальность и сообразительность детей через элементы технологии творческого решения изобретательных задач (ТРИЗ-технологии, учить дошкольников не принимать знания в готовом виде, находить своё решение проблемы, способствовать развитию мышления, воображения, фантазирования.
Публикация «Развитие мыслительных процессов у детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности» размещена в разделах
2. Строить учебно-воспитательный процесс с учетом социо-игровых технологий.
4. Организовать работу с родителями по вопросу воспитания активного и успешного ребёнка.
Процесс внедрения инноваций в сферу деятельности дошкольного образования – это сложный процесс, который предполагает постепенное обновление содержания, методов и технологий. Основными документами в настоящее время, в нашем детском саду, является Основная образовательная программа дошкольного образования (ООП ДО) детского сада "Рябинка" (принятая 20.09.2013г., разработанная на основе «Программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, 2008г. В соответствии с требованиями данной программы, я даю детям элементарные знания, при этом стараюсь заставить их думать самостоятельно, учу доказывать свою точку зрения.
В современных, быстро меняющихся условиях, педагог дошкольного образования должен уметь ориентироваться в огромном выборе современных технологий, которые определяют новые средства, формы, методы развитие личности ребенка и его способностей. Необходимым условием организации работы с детьми считаю атмосферу доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха. Основной деятельностью у дошкольников является игра. Поэтому в своей практике я использую социо - игровую технологию Е. Е. Шулешко, где НОД, по сути, является системой игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». Дети не замечают, что идет обучение, вся система организации НОД воспринимается ребенком как естественное продолжение игры. Исходя из задач моей творческой темы и будущими образовательными потребностями детей в первом классе, я использую ТРИЗ технологию (теория решения изобретательских задач, которая создана ученым-изобретателем Т. С. Альтшуллером. Целью данной технологии является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне, к развитию творческого воображения. Система игровых и сказочных задач включает в себя разные виды детской деятельности – игровую, речевую, художественно-творческую и позволяет научить детей разрешать противоречия. Эта технология дает методы и инструменты творчества, владея которыми дети и взрослые могут легче найти общий язык, понять друг друга. Мною разработан перспективный план по теме «Развитие мышления и воображения дошкольников через ТРИЗ - технологии».
Дидактические игры с использованием технологии развивающего обучения использую во всех областях образовательной деятельности. Я разработала и апробировала дидактическую игру «Волшебная стрелка», данная игра размещена на международном образовательном сайте для дошкольных работников maam.ru.
Для решения задач интеллектуального развития, применяю исследовательскую (проблемно-поисковую) технологию, характерной чертой которой является реализация модели «обучение через открытие» или эксперимент. Даже с малышами первой младшей группы использую работу с мнемокартами (приложение №11/а).
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования. Использование ИКТ (информационно- компьютерных технологий) помогает мне как в воспитательном – образовательном процессе так и в методической работе. Дозированное применение ИКТ в детском саду способствует формированию различных знаний об окружающем мире, стимулированию коммуникативной, познавательной, игровой активности детей, дополняя традиционные способы организации деятельности дошкольника (приложение №11).
Проектная технология – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка. В своей работе использую разные виды проектов: познавательный, информационный, творческий. Мною разработан долгосрочный детско-родительский образовательный проект «Здоровьесберегающее пространство – детский сад и семья». Целью данного проекта является воспитание физически, психически здорового и социально-адаптированного ребенка. Образовательный проект «Через года, через века помните…» помог в решение вопроса: военно-патриотического воспитания в нашей стране. С декабря 2016 года работаю над долгосрочным проектом «Зимушка-зима в гости к нам пришла». Защита проектной деятельности проходит в форме праздников, презентаций с использованием информационных технологий (приложение № 12).
Анализируя результаты использования образовательных технологий, могу сказать, что малыши стали более способны к систематизации, классификации и группировке процессов, предметов, к анализу простых причинно – следственных связей. С удовольствием воспринимают любую новую информацию, наблюдательны, имеют элементарный запас сведений об окружающем мире, задают много вопросов. Умеют выражать свои мысли, способны находить необычные, но правильные решения из затруднительных ситуаций. Все применяемые мной технологии, не изменяют основную общеобразовательную программу детского сада, а позволяют максимально увеличить её эффективность.