Марина Фадеева
Развитие мыслительных процессов детей старшего дошкольного возраста с использованием математических блоков З. Дьенеша
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мыслительных процессов детей старшего дошкольного возраста с использованием математических блоков З. Дьенеша.
«Мышление начинается с удивления»
В. А. Сухомлинский
Введение
Публикация «Развитие мыслительных процессов детей старшего дошкольного возраста с использованием математических блоков З, Дьенеша» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2019
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся такие социальные и психологические характеристики личности ребёнка дошкольного возраста, как, любознательность, умение наблюдать, экспериментировать. Именно они являются основополагающими в формировании таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют ребенку легко осваивать всё образовательное пространство.
Новые условия обучения в школе требуют от ребенка новых способов самоорганизации своей деятельности. Поэтому развитие мыслительных операций и качеств мыслительной деятельности является центральным показателем готовности ребенка к школьному обучению и условием успешного вхождения в новую для него образовательную ситуацию. Об этом говорится и в трудах Л. И. Божович, Н. Г. Салминой, Е. Е. Кравцовой. По утверждению А. Н. Леонтьева, развитие поисковой деятельности в обучении ребенка дошкольного возраста составляет один из существенных моментов, образующих психологическую готовность ребенка к школе.
Переступив порог школы, вчерашний дошкольник попадает в совершенно непривычный для него мир. Игры с блоками Дьенеша не спеша и осторожно приоткроют дверь в этот мир, тренируемые мыслительные процессы и личностные качества станут помощниками, а не препятствием в овладении будущими школьниками образовательной программой.
Актуальность
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума средствами поиска решений. Но не всегда у ребенка есть возможность вести этот поиск. Педагоги часто дают детям готовые решения для запоминания и отработки нового навыка, что не способствует лучшему развитию мыслительных операций. Еще Рене Декарт в 16 веке говорил: «Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать».
Поэтому все более актуальным становится поиск альтернативных форм и методов работы с детьми, основанных на игре и детском экспериментировании. На помощь решению данной проблемы приходит методика раннего обучения З. Дьенеша. Достоинство этой методики в том, что сложные математические знания, навыки дошкольники приобретают в непринуждённой обстановке — в ходе игры, пения, выполнения движений. Дети даже не догадываются, что они усваивают такие непростые представления, как, например, алгоритм или кодирование информации.
Значимость
Мышление, как вид умственной деятельности интересовал людей давно. Еще философы древности пытались изучить его и дать ему объяснение. Например, Платон приравнивал мышление к интуиции, Аристотель создал целую науку (логику) и разделил познавательный процесс на части. И сегодня, представители различных наук пытаются изучить специфику мышления, экспериментально исследовать, найти способы эффективного развития этого сложного психического процесса, начиная с раннего детства.
В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих.
Одним из наиболее эффективных методов, являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Золтоном Дьенешем с целью ранней логической пропедевтики, и, прежде всего, для подготовки мышления детей к усвоению такой сложной дисциплины как математика. Он стремился сделать ее максимально понятной и интересной для детей. На практических занятиях дошкольники осваивают эту методику, как правило, с лёгкостью и интересом, так как маленьких детей привлекает возможность выполнение более разнообразных предметных действий, которые обеспечивают логические блоки. Методика Дьенеша исключает скучные задания, ребёнок обучается математике легко и непринуждённо. Игры с блоками наглядно демонстрируют насколько воспитанники быстро приобретают способность анализировать и обобщать информацию и производить логические операции. Дошкольники учатся обозначать различные свойства предмета, замечать разницу и классифицировать объекты по внешним признакам, выделять главные признаки. У ребят развиваются комбинаторные, аналитические способности, когнитивные и речевые навыки.
Свою методику ученый разработал на основе не только педагогических, но и психологических исследований, с учётом физиологических особенностей детей от 3 до 8 лет. Она позволяет эффективно и в то же время творчески знакомить детей с математикой с помощью интересных логических игровых заданий, которые проходят стадию от свободной игры, а затем игры по правилам до самостоятельного формулирования ребёнком логических выводов и умозаключений.
Логические блоки Дьенеша — эффективное пособие для разностороннего развития дошкольника. Этот, казалось бы, обычный набор геометрических фигур помогает совершенствовать умственные и творческие способности ребёнка. На основе этих блоков можно предлагать ребятам множество вариантов игр (дидактических, сюжетно-ролевых, спортивных) с увлекательным сюжетом и различными задачами. Причём, практиковать такую работу можно уже с младшего дошкольного возраста. Если педагог будет заниматься по методике Дьенеша регулярно, то результат не заставит себя долго ждать. А вариативность игр с блоками позволяет использовать их в любое время, реализуя при этом индивидуальный подход.
История создания
Замечательная методика для развития математических навыков, мышления и воображения появилось благодаря трудам венгерского исследователя, педагога и математика Золтана Дьенеша, который поставил своей целью сделать постижение точной науки максимально увлекательным для детей. Основной принцип методики звучит так: обучение должно проводиться не в скучной форме, когда ребенку приходится внимательно слушать пояснения, а после – повторять за учителем, а в процессе увлекательной игры, дающей старт развитию умения мыслить самостоятельно и проявлять фантазию.
Дьенеш изучал специфику протекания познавательных процессов у дошкольников и выявил закономерность – дети хорошо осваивают числа и простейшие арифметические действия, но очень слабо понимают абстрактные категории. Малыши пытаются найти ответ, используя готовый шаблон, что получается отнюдь не всегда. Поэтому педагог и придумал такое пособие, в котором знакомство со сложнейшими понятиями происходит в наглядном виде. В простой и понятной форме, получая удовольствие, маленький ребенок знакомится с абстрактными категориями и понятиями, что очень пригодится ему и в школе, и в дальнейшей жизни.
Цель: развитие логического мышления, формирование мыслительных операций и способностей.
Задачи:
1. формировать у детей представлений о свойствах предметов;
2. развивать умение проводить анализ формы предметов;
3. развивать умение сравнивать предметы между собой по одному или нескольким параметрам;
4. развивать зрительно-моторную координацию, логическое мышление;
5. развивать умение решать познавательные задачи;
6. развитие мыслительных операций (анализ, синтез, классификация, обобщение, абстрагирование);
7. развивать элементарную алгоритмическую культуру мышления, способность производить действия в уме;
8. развивать речь, любознательность, познавательную активность, самостоятельность, настойчивость;
9. развивать фантазию и творчество у детей.
Формы проведения
Набор логических блоков Дьенеша можно использовать как дидактический материал в процессе непосредственно образовательной деятельности, решая задачи образовательных областей «Познавательное», «Художественно - эстетическое», «Социально - коммуникативная», «Речевое», «Физическое».
Игры и упражнения с логическими блоками можно предлагать детям не только на занятиях, но и в свободные часы самостоятельной деятельности.
Логика работы с блоками
1. Развитие умения обнаруживать свойства фигур и переносить их на свойства других (абстрагировать).
2. Тренировка способности сравнивать две и более детали по их признакам.
3. Развитие умения проводить классификацию и делать обобщения.
4. Отрабатывать способность совершать логические операции — построение алгоритмов.
Методология работы
I. Свободная игра.
Суть ее заключается в том, что ребенок, получая от педагога какое-либо задание, стремится мгновенно решить его с помощью проб и ошибок, прибегая к хаотичному перебору вариантов. Данная стадия знакомит ребенка с заданием, которое ему нужно успешно выполнить.
II. Игра по правилам.
Изучение правил для Золтана Дьенеша является важным обучающим моментом, так как ребенок не сможет без знаний правил игры решить поставленные задачи от начала до конца. В правилах содержится самая важная информация для ребенка, которую педагог стремится ему донести.
III. Сравнение
После того, как педагог вместе с детьми использовал для работы несколько игр математической тематики, наступает этап сравнивания содержания данных игр. Автор методики призывает педагогов обучать детей играть в игры, которые характеризуются аналогичными правилами, но используется при этом различный дидактический материал. Например, можно обыграть одну задачу на блоках, потом на геометрических фигурах, пуговицах или в вырезании зайцев. В результате ребенок должен прийти к правильному алгоритму собственных действий, независимо от того, чем он в данный момент играет. Эта стадия развивает абстрактное мышление у малышей.
IV. Знакомство с числами
Ребенку в ходе игр учиться воспринимать абстрактный смысл чисел. Золтан Дьенеш рекомендует для развития зрительной визуализации использовать разнообразные диаграммы, карты игр и таблицы.
V. Первые арифметические действия.
Ребенок приходит к. пониманию, что серия из двух и более шагов приводит к одному результату. Автор системы назвал данную стадию символической. Для описания карт игр необходимо использовать специальный язык в виде различных символов. Ребенок создает в процессе игры собственные символические системы.
VI. На шестой стадии предлагаются различные варианты описания карт игр, определяются специфические правила, позволяющие прийти к необходимым логическим выводам. Ребенок с педагогом исследует содержание понятий аксиома и теорема, а также изучает правила перехода от аксиом к теоремам (младший школьный возраст).
Содержание методики
Развивающий комплект представляет собой набор геометрических фигур в количестве 48 штук. Они представлены элементами, среди которых нет повторяющихся. Фигуры делятся по таким признакам:
Цвет: синие, красные, желтые.
Размер: маленькие, большие.
Толщина: толстые, тонкие.
Форма: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник.
Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки - свойства (5x5 см., на которых условно обозначены символы блоков :
• цвет обозначается пятном;
• форма обозначается контуром геометрических фигур;
• размер - это силуэт домика (маленький обозначается одноэтажным строением, большой – многоэтажным);
• толщина обозначается изображением двух человечков;
• отрицание свойств (перечеркнутые).
Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Так, подбирая карточки, которые "рассказывают" о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодировании свойств. В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них. Выкладывая карточки, которые "рассказывают" о всех свойствах блока, малыши создают его своеобразную модель.
Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.
Игры с блоками Дьенеша можно предъявлять детям в следующей последовательности:
• конструирование и моделирование;
• изучение цвета;
• изучение форм;
• изучение свойств;
• сравнение, классификация и обобщение;
• работа с карточками свойств;
• выполнение логических заданий и построение алгоритмов.
Для детей старшего дошкольного возраста игры усложняются :
1. Поиск фигур по 3-4 свойствам («Домик», «Построй дорожку»).
2. Введение карточек и кубиков с символами.
3. Введение отрицательного свойства.
4. Работа с множествами.
5. Усложнение алгоритмов.
Занятия проводятся в виде:
• проблемной ситуации
• моделирования сказки
• путешествия
• спортивной игры
• сюжетной игры
• дидактической игры
• продуктивной деятельности
(см. Приложение 1, 2)
Диагностика
Для выявления уровня развития мыслительных операций использовалась диагностика по методике Дьенеша, в которой выявляются 3 уровня освоения логических операций:
I уровень – умение выделять качественные признаки предметов и классифицировать их (д/игры «Засели домики», «Угадай по описанию»)
II уровень – умение абстрагировать признаки предметов (д/игры «Где, чей гараж», «Логическое домино»)
III уровень – развития способности к логическим операциям (д/игра «Помоги фигурам выбраться из леса»)
Диагностическая шкала:
• высокий уровень (3б)
- выполнение всех задания;
- самостоятельность;
- действия на уровне практической ориентировки;
- проявление интереса в результате своей деятельности.
• средний уровень (2б)
- выполнение заданий с участием взрослого;
- принятие условия заданий;
- заинтересованность в задании.
• низкий уровень (1б)
- не руководствуются инструкциями;
- не понимают цель задания;
- помощь не принимают;
- не проявляют интерес к заданию.
Количественные показатели уровня развития мыслительных операций :
Высокий уровень: 8 – 9 баллов.
Средний уровень: 5 – 7 баллов.
Низкий уровень: 3 – 4 балла.
(см. Приложение 3)
Заключение
Игровые упражнения по методике Дьенеша доступно знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и основами информатики. Способствуют развитию у детей мыслительных операций : анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение; логического мышления, творческих способностей и познавательных процессов : восприятие, память, внимание и воображение. Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия: выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.
Игры с логическими блоками по методике Дьенеша учат малыша не только думать, следить за координацией движений, но и говорить, способствуют развитию речи. Дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнения, отрицания и группировки однородных предметов.