Валентина Тюрина
Воспитание правового сознания у детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание правового сознания у детей дошкольного возраста
через театрально-игровую деятельность
В нашей жизни очень часто возникают такие моменты или ситуации, когда нам приходится защищать или отстаивать свои права. Такие ситуации могут возникнуть на бытовой почве, дома, на работе. Как мы чаще всего поступаем в таких случаях? Мы начинаем спорить, а иногда кричать, обвинять и даже оскорблять. Такое поведение свидетельствует о нашей безграмотности в правовой сфере. Проще сказать, мы не знаем своих прав и законов которые нас могут защитить в той или иной ситуации.
Публикация «Воспитание правового сознания у детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Права детей. Сценарии развлечений
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Уважаемые коллеги! Уча других, учись и сам! Трудно опровергнуть данное высказывание. Каждый человек в современном мире, а тем более педагог, воспитатель, должны знать свои права, соблюдать и защищать их. В противном случае чему мы можем научить других, не обладая знаниями сами?
В таких программах, как : “Детство”, “Истоки”, “Я – человек”, и др., правовое воспитание рассматривают чаще всего в плане нравственного. То-есть мы даём детям представления о своей стране, знаменитых людях, приобщаем к ценностям своего народа. Однако проблема воспитания правовой культуры в упомянутых программах не ставится. Что является проблемой в воспитательно – образовательном процессе ДОУ.
Актуальность:
Глобальные изменения, происходящие в политической и социальной жизни, как в целом мире, так и в нашей стране, вызвали необходимость формирования правового сознания у детей, именно с дошкольного возраста. Ведь мы с вами должны, воспитывать активного гражданина своей страны, а таковым человек является, когда у него сформировано чувство собственного достоинства, способность сопротивляться жестокости, пошлости, умение отстаивать свои права.
Исходя из всего выше сказанного, я решила направить свою работу на воспитание правового сознания у детей дошкольного возраста. А так как игра является ведущим видом деятельности, и эффективным средством формирования личности дошкольника, я решила раскрыть это направление через театрально-игровую деятельность.
Новизна этого опыта заключается в создании системы работы, по становлению правовой культуры участников образовательного процесса.
Цель моей работы:
Способствовать формированию основ правового сознания у детей дошкольного возраста через театрально-игровую деятельность.
Для достижения цели, поставлены задачи. Главная из которых : - Довести до всех участников образовательного процесса, необходимости знаний своих прав и ответственности. А так же:
1. Ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
2. Формирование чувства собственного достоинства, осознание своих прав и свобод, ответственности.
3. Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности.
4. Развитие познавательного интереса и творческих способностей ребенка.
5. Организация работы с педагогами и родителями.
Перед тем как начать работу по правовому воспитанию, я в первую очередь познакомилась с такими документами как:
«Конвенция ООН о правах ребёнка»; (слайд с изображением этих книг)
«Декларация прав ребёнка»;
«Конституция Российской Федерации»;
Проанализировала методические разработки Л. К. Мячина «Маленьким детям большие права» и Т. А. Харитончик «Правовое воспитание в ДОУ». В программе «Дорогую добра» Л. В. Коломийченко, разработанной в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, уже правовому воспитанию дошкольников, отводится целый раздел. Очень понравилась серия книг «Детям о праве» П. Астахова.
Систему педагогического процесса по воспитанию правового сознания реализую через : (СЛАЙД - ТАБЛИЦА)
• Организованную форму обучения
• Совместную деятельность взрослого и ребёнка
• Самостоятельную деятельность детей
Организованная форма обучения включает в себя:
Знакомство с правами человека.
Беседы на этические темы.
Сюжетно-ролевые игры, инсценировки, и др.
Совместная деятельность педагогов с детьми включает:
непосредственно-образовательную деятельность, экскурсии, выставки, индивидуальные проекты, воспитывающие ситуации;
Самостоятельная деятельность детей включает :
Работу с литературой.
Создание проблемных ситуаций.
Продуктивные виды деятельности и др.
Вся моя работа с детьми по развитию основ правового сознания, направлена на воспитание у детей толерантного отношения к окружающим, на осознания своих прав и свобод т. е. иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки и т. д., на формирование чувства ответственности - за другого человека, живое существо, за начатое дело, за данное слово.
Следующим аспектом, способствующим развитию предпосылок правового сознания, является организация развивающей предметно – пространственной среды. Её мы постарались организовать в соответствие с ФГОС в ДОУ, где каждый воспитанник становится активным в выборе содержания деятельности.
В группе был создан творческий уголок с оборудованием для театрализации, собрана картотека дидактических и сюжетно-ролевых игр, изготовлены правовые символы и плакаты, атрибуты к сюжетно-ролевым играм (СЛАЙД)
Свою работу я начала с составления перспективного план по данной теме.
Для наиболее успешного усвоения материала по правовой грамотности, я разработала и издала рабочую тетрадь «Правовое воспитание детей 5-7 лет».
Специально организованные занятия провожу 2 раза в месяц.
Занятия проходят в театрально - игровой форме.
Знакомя детей с правами на жизнь и имя, заботу и любовь, на жилище, труд и отдых были разыграны и инсценированы фрагменты и целые сказки. Такие как: «Колобок» (право на жизнь), «Дюймовочка» (право на семью, «Золушка» (право на труд и отдых, «Заюшкина избушка», «Гадкий утёнок» (право на жилище, «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»(право на жизнь) и др. (СЛАЙД)
Как это происходит:
Например, тема занятия «Право на жилище и его неприкосновенность». К детям приходит зайчик из сказки «Заюшкина избушка». У него проблема: Лиса выгнала его из избушки. Вместе с детьми в процессе беседы и инсценировки сказки делаем вывод, что лиса не имеет право лишать зайку его жилища.
Чтобы заинтересовать детей, создаю ситуации где, поиск решений происходит от своего имени или имени героя: например: если бы я был гадким утёнком; если бы я превратилась в Золушку.
Формируя представление детей о своих правах, этот материал я включаю не только в образовательную деятельность, но и в режимные моменты: прогулки, экскурсии, тематические встречи, праздники и развлечения, ролевые, театрализованные и дидактические игры. Такие как «Я имею право», «Чьи права нарушены», «Назови права героев».
Организовала экскурсию в среднюю общеобразовательную школу. Где в интересной форме, детям было рассказано о праве на образование, о значение образования для человека. Прошла очень интересная встреча с кадетами основной школы. (СЛАЙД)
Приглашённая в детский сад врач-педиатр, помогла мне в более доступной форме познакомить детей с правом каждого ребёнка на медицинское обслуживание.
Знакомство с правом на любовь, заботу и воспитание в семье я приурочила к празднику День матери. Здесь в атмосфере гармонии, любви и заботы дети учились понимать такие жизненные ситуации как: «Жизнь в семье и жизнь детей в доме-интернате».
Также целесообразным посчитала познакомить детей с значением слов «ЗАКОН», «СУД», профессией - судья и его деятельностью.
Для развитие эмоциональной отзывчивости у детей использую наблюдения : предлагаю детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, что радует или огорчает друзей и близких.
Так же применяю проблемно-поисковые методы: отгадывание загадок, разгадывание ребусов, решение кроссвордов.
Неотъемлемой частью работы является продуктивная деятельность : рисование, лепка, аппликация, изготовление эмблем и символов, плакатов.
И, конечно же, изначально, частью моей работы стала пропаганда педагогических знаний в правовой сфере среди родителей.
Были проведены: родительское собрание, анкетирование, круглый стол, даны консультации, рекомендации, проведены совместные мероприятия созданы проекты. (СЛАЙД)
В качестве информационного ресурса используются постоянно действующий стенд «Я – ребёнок, Я имею право!», папки – передвижки. В уголке для родителей они всегда могут найти информацию по правовым и юридическим вопросам. (СЛАЙД)
Проведенная работа дала положительные результаты. Родители стали проявлять большей интерес к данной теме. Более внимательно изучают информационный материал. Стали более тактичными.
Диагностика
Результат проведенной работы с детьми в начале года и в данный момент, позволил зафиксировать изменения в уровне правовых знаний. (Это хорошо видно на данных диаграммах.) Данный эксперимент указывает на эффективность проводимых мероприятий.
Дети усвоили основной перечень своих прав, стали внимательнее относиться друг к другу, проявлять заботу о тех, кто рядом, оказывать помощь, соблюдать правила, отмечать нарушения в правах на примере литературных произведений.
Своё выступление хочу закончить словами известного французского писателя Виктора Мари ГЮГО : «Право – это все, что истинно и справедливо». И я с ним согласна. Так давайте сделаем всё, чтобы наши дети выросли честными и справедливыми! Спасибо за внимание.