макеева Лариса
Формирование мыслительных процессов у детей дошкольного возраста средствами мнемотехники
▼ Скачать + Заказать документы
Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он усвоит на лету».
К. Д. Ушинский
Уважаемые коллеги! Кто из нас не жалуется на свою память? Порой она нас подводит в неподходящий момент, и мы сетуем на разные причины, оправдывая свою забывчивость. Я часто слышу от родителей своих воспитанников такие слова: «У нас стихи не запоминаются. Мой ребенок путается в строчках, не может запомнить текст и т. д.».
В настоящее время, мы, воспитатели, всё чаще сталкиваются с такими проблемами в развитии детей, как:
Публикация «Формирование мыслительных процессов у детей дошкольного возраста средствами мнемотехники» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
несовершенство различных видов мышления
недостаточный словарный запас
нарушение звукопроизношения
плохое развитие связной речи
бедная диалогическая речь
неспособность построение монолога
несформированность психических процессов
неспособность детей к запоминанию.
Дети не рождаются с готовой, сформированной памятью, она развивается постепенно с развитием ребенка, и если у детей слабая память, то это означает, что взрослые не уделяли ребенку должного внимания. Основным условием развития памяти является запоминание, а затем припоминание чего-либо ребенком.
Но есть различные приемы и способы, которые применяют для развития уникальных способностей головного мозга! И один из таких приемов называется мнемотехникой (мнемоникой). Мнемотехника - искусство запоминания, совокупность приемов и способов, направленных на тренировку внимания и мышления. Мнемотехника направлена, прежде всего, на развитие памяти, элементарных мыслительных операций, формирование общей интеллектуальной раскованности и отработку средств, обеспечивающих общую организованность мыслительного процесса. Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и помогают развивать ассоциативное мышление, речь, мелкую моторику.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.
Поэтому перед нами встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.
Меня эта тема заинтересовала, и я решила применить этот прием на своих воспитанниках.
Новизна и значимость моей работы, я считаю, состоит в том, что через усвоение различных приемов, облегчающих запоминание и обеспечивающих общую организованность мыслительного процесса, ребенок может самореализоваться и раскрыться как личность, причём личность интеллектуально-смелую, самостоятельную, умеющую анализировать, делать умозаключения, принимать нестандартные решения и не бояться этого.
Гипотеза моей работы заключается в целенаправленном и систематическом использовании приемов мнемотехники, которые позволяют накапливать в памяти большое количество точной информации, является мощной тренировкой внимания и мышления.
Цель моей работы заключается в использование различных приемов мнемотехники в образовательной деятельности для развития мыслительных процессов у детей дошкольного возраста.
Для достижения цели я поставила следующие задачи: главные из которых:
Научить детей управлять своей памятью, увеличивать её объём, используя приёмы мнемотехники
Способствовать развитию мыслительных операций : логического мышления, смекалки, зрительной памяти, воображения, умения сравнивать и анализировать.
Развивать устную речь, умение связно говорить, рассказывать
Расширять словарный запас, образное восприятие;
Содействовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.
Развивать познавательный интерес, мотивацию к изучению нового, неизвестного в окружающем мире.
Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Для того чтобы начать плодотворную работу в данном направлении, я в первую очередь изучила и проанализировала методические разработки следующих авторов: Валерия Сергеевна Мухина, Галина Анатольевна Урунтаева в своих работах они делали акцент на том, что в дошкольном возрасте бурно развивается память ребенка и на это надо обратить внимание. На современном этапе вопрос мнемотехники рассматривают Марат Зиганов и Владимир Козаренко. При подборе комплекса мнемотехнических средств по развитию различных видов памяти дошкольника, я опиралась на исследования и методические рекомендации Д. Б. Эльконина, А. А. Смирнова, А. А. Люблинской, И. В. Дубровиной, Л. В. Черемошкиной и ряда других авторов.
На основании анализа научной литературы мною были выделены следующие подходы в работе с технологией мнемотехника :
Системный – мнемотехника используется в системе обучения и воспитания;
Личностный – с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка;
Деятельностный - развитие ребенка происходит в деятельности, он читает предложенные воспитателем схемы, таблицы и составляет свои;
Диалогический - процесс обучения происходит в форме диалога;
Культурологический - ребенок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить;
Информационный- ребенок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире;
Для определения наиболее адекватных и эффективных путей обучения детей я поставила перед собой цель: продиагностировать память детей. В данной работе проводилось обследование слуховой, зрительной, образной памяти.
В качестве основного метода исследования была выбрана индивидуальная работа, а также применялись методы психолого-педагогического исследования: беседа и наблюдение. При обследовании слуховой памяти использовалась Методика «10 слов», зрительной памяти – методика «Нелепицы», образной памяти – методика Л. Ф. Симоновой.
Результаты данной диагностики показали, что основная масса детей имеет средний и низкий уровень развития природной памяти, что указывает на недостатки в мыслительной деятельности и на низкую познавательную активность.
Именно использование мнемотехники позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её, развивая память.
Развитие памяти неразрывно связано с развитием мышления. Способность мыслить развивается в процессе накопления знаний.
Свою работу я начала с подбора игр и игровых упражнений на развитие памяти и мыслительных процессов. Составляла карточки с наглядным моделированием и постепенно включала элементы мнемотехники в педагогический процесс.
Обучение по мнемотехнике должно происходить поэтапно, исходя из принципа «от простого - к сложному», тогда оно сможет принести наиболее эффективные результаты.
. Начинать работу с детьми любого возраста по мнемотехнике необходимо со знакомства с символами и их значением. Развитие мышления приводит к тому, что дети начинают прибегать к простейшим формам обобщения.
Например: ёлочка (какая) Колючая Кто или что может быть еще колючим? (ежик. Иголка) Что у них общего?
(нарисовать схемы)
В старшем возрасте, когда дети научатся хорошо мыслить образно, можно будет подключать их к работе над символами. Я обычно предлагаю детям помочь мне «спрятать» какое-либо слово в картинку.
Например: как мне нарисовать слово «зима»? Дети предлагают разные варианты символических изображений (снежинка, сосулька, снег, мороз, санки, лыжи и т. д) и потом мы вместе выбираем наиболее удачный вариант, подходящий к данному слову, например, «снежинка».
Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами.
На этом этапе работы можно проводить с детьми игры типа
«Подскажи словечко»,
«Найди пару»
«Скажи по-другому» (синонимы) – старший дошкольный возраст
«Скажи наоборот» (антонимы) – старший дошкольный возраст
Когда ребёнок освоил мнемоквадраты, задание усложняется, начинаем работать с мнемодорожками. Они представляют собой таблицу, состоящую из четырёх картинок. По изображению ребенок может составить 2-3 простых предложения.
Например: при описании предметов детям предлагаются символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём хорошо использовать для работы с загадкой.
Наиболее сложной структурой является мнемотаблица. Она состоит из блока схематических изображений, позволяющих составить рассказать сказку или выучить стихотворение.
Работа по мнемотаблицам состоит из трех этапов.
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Преобразование из абстрактных символов в образы.
3 этап: После преобразования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме.
Мнемотаблицы-схемы можно использовать :
для ознакомления детей с окружающим миром
при заучивании стихов
при пересказах художественной литературы
при обучении составлению рассказов
при отгадывании и загадывании загадок
для обогащения словарного запаса
при обучении составу числа
при воспитании культурно-гигиенических навыков
при воспитании навыков самообслуживания
при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности
(для слайда)
Мнемодорожки, мнемотаблицы я использую во всех видах деятельности: на занятиях в экологическом воспитании, в математическом развитии, художественно- творческой деятельности, в социально-нравственном воспитании; в совместной деятельности; в свободной деятельности детей; во время режимных моментов.
Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога. Например: на занятиях по ФЭМП Тема: «Квадрат»
Мнемотаблица «Геометрическая фигура квадрат» :
Задача данной таблицы -закрепить представления о свойствах квадрата. Квадрат располагаем в центре таблицы. Все остальные элементы отражают какие-то свойства или особенности данной фигуры. Цифра четыре может обозначать, что у квадрата четыре стороны; у стула четыре ножки и стул-это перевёрнутая четвёрка; с буквы К начинается слово «квадрат»; если соединить два треугольника, то получится квадрат; «ёлочка» из четырёх углов обозначает, что у квадрата четыре угла, так же как у стола. Таким образом, все элементы в таблице взаимосвязаны.
Так работая по мнемотаблице на занятиях по развитию речи,мы видим,что по схеме дети могут составить целый рассказ. Такое занятие расширяет у детей словарный запас, развивает мышление и память.
Составляя рассказ про репку дети говорят, что репка жёлтая, большая, какая на вкус, где растёт,что можно из неё приготовить.
О том, что нужно содержать руки в чистоте знают все дети. Они знают правила, но теория расходится с практикой. Только словесные напоминания недостаточны, таблица помогает детям усвоить как правильно надо мыть руки.
На прогулке. Как надо вести себя.
1. Перед прогулкой построиться парами.
2. Каждой паре взяться за руки.
3. Идти друг за другом спокойным шагом.
4. Мешок (сумка) с игрушками должна находиться у воспитателя.
5. Нельзя толкаться.
6. Нельзя ставить друг другу подножки.
7. Не дёргать никого за одежду.
8. Во время движения следить за воспитателем.
9. Не отставать от группы.
И так, мнемотехника помогает : запомнить последовательность действий (например, что за чем надевать перед выходом на улицу); как вести себя на прогулке, повысить внимательность (схемы и таблицы требуют сосредоточенного рассмотрения для полного понимания тех или иных действий); развивать образное мышление (наглядность помогает находить связи между образом и словом).
Работа с родителями
Результат моей работы в данном направлении будет положительным только при тесном взаимодействии с родителями, которые поддержали меня и проявили интерес к данной технологии. Я провела родительское собрание ««Что такое мнемотехника? Эффективность использования мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста».
Оформила памятки и буклеты для родителей (Цикл «Мнемотехника-это интересно.)
Провела занятие по оо «Речевое развитие», с использованием приемов мнемотехники, на котором присутствовали родители
Публикация материала в социальной сети работников образования -
В результате проведенной работы у детей :
- развит интерес, мотивация к изучению нового и неизвестного в окружающем мире; значительно расширился кругозор;
- сформировано целостное восприятие окружающего мира в соответствии с возрастом;
- некоторые дети проявляют самостоятельность при воспроизведении схем;
- значительно обогатился словарный запас; повысился уровень запоминания; сформированы навыки связной речи, адекватные возрасту;
- повысился уровень компетенции в области развития у детей основных психических процессов : памяти, внимания, восприятия и мышления.
Теоретическая значимость моей работы состоит в обобщении и систематизации материала, который поможет малышу в занимательной игровой, интересной и увлекательной форме освоить простейшие мнемотехнические приемы запоминания информации
Практическая значимость моей работы заключается в составлении методических рекомендаций для педагогов и родителей, создание картотеки мнемотаблиц для развития общих способностей ребёнка, его интеллекта, внимания, памяти. Достоверность полученных результатов обеспечена опорой на научную методическую литературу и применением комплекса взаимодополняющих методов, соответствующих поставленным задачам.
Заключение
И так, почему нужно использовать мнемотехнику в детском саду?
Это помогает детям развивать память, мыслительные процессы, познавательную активность, творческие способности, речь, которые помогут в дальнейшем ребенку успешно учиться, чувствовать себя увереннее.
Таким образом, можно сделать вывод, что мнемотехника позволяет получить хорошие результаты во многих направлениях развития ребенка. Средствами мнемотехники можно не только увлечь детей и дать им новые знания, но и в достаточной степени способствовать развитию памяти дошкольника и его мыслительных процессов, поэтому я буду продолжать работать в данном направлении, усовершенствуя эту технологию новыми приемами подачи материала детям.