Лариса Макеева
Опыт работы «Формирование мыслительных процессов у детей дошкольного возраста средствами мнемотехники»
▼ Скачать + Заказать документы
Педидея к конкурсу «Воспитатель года»
Формирование мыслительных процессов у детей дошкольного возраста средствами мнемотехники.
- Я ЗНАЮ ТОЧНО:
«РЕБЕНОК МЫСЛИТ ОБРАЗАМИ»
К. Д. Ушинский
Уважаемые коллеги! Кто из нас не жалуется на свою память? Порой она нас подводит в неподходящий момент, и мы сетуем на разные причины, оправдывая свою забывчивость. Я часто слышу от родителей своих воспитанников такие слова: «У нас стихи не запоминаются. Мой ребенок путается в строчках, не может запомнить текст и т. д.».
Публикация «Опыт работы „Формирование мыслительных процессов у детей дошкольного возраста средствами мнемотехники“» размещена в разделах
Есть различные приемы и способы, которые применяют для развития уникальных способностей головного мозга! И один из таких приемов называется мнемотехникой (мнемоникой). Мнемотехника - искусство запоминания, совокупность приемов и способов, направленных на тренировку внимания и мышления.
В настоящее время, мы, воспитатели, всё чаще сталкиваются с такими проблемами в развитии детей, как:
несовершенство различных видов мышления
нарушение речевого развития
неспособность детей к запоминанию.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.
Поэтому перед нами встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.
Меня эта тема заинтересовала, и я решила применить этот прием на своих воспитанниках.
Новизна и значимость моей работы, я считаю, состоит в том, что через усвоение различных приемов, облегчающих запоминание ребенок может самореализоваться и раскрыться как личность, причём личность интеллектуально-смелую, самостоятельную, умеющую анализировать, принимать нестандартные решения и не бояться этого.
Гипотеза моей работы заключается в целенаправленном и систематическом использовании приемов мнемотехники, которые позволяют накапливать в памяти большое количество точной информации.
Цель моей работы является использование различных приемов мнемотехники в образовательной деятельности для развития мыслительных процессов у детей дошкольного возраста и перед собой я поставила следующие задачи, главными из которых
Научить детей управлять своей памятью, используя приёмы мнемотехники
Способствовать развитию мыслительных операций : логического мышления, смекалки, зрительной памяти, воображения, умения сравнивать и анализировать.
Развивать речь, умение связно говорить, рассказывать.
Для того чтобы начать плодотворную работу в данном направлении, я в первую очередь изучила и проанализировала методические разработки следующих авторов : Галины Урунтаевой, Владимира Козаренко и других авторов.
На основании анализа научной литературы мною были выделены следующие подходы в работе с технологией мнемотехника :
Системный – мнемотехника используется в системе обучения и воспитания;
Личностный – с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка;
Деятельностный - развитие ребенка происходит в деятельности, он читает предложенные воспитателем схемы, таблицы и составляет свои;
Диалогический - процесс обучения происходит в форме диалога;
Культурологический - ребенок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить;
Информационный- ребенок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире;
Для определения наиболее адекватных и эффективных путей обучения детей мной было проведено обследование слуховой, зрительной, образной памяти.
Результаты данной диагностики показали, что основная масса детей имеет средний и низкий уровень развития природной памяти, что указывает на недостатки в мыслительной деятельности и на низкую познавательную активность. Исходля из данной диагностики я сделала вывод,что именно использование мнемотехники позволит детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её, развивая память.
Свою работу я начала с подбора игр и игровых упражнений на развитие памяти и мыслительных процессов. Составляла карточки с наглядным моделированием и постепенно включала элементы мнемотехники в педагогический процесс.
Обучение по мнемотехнике должно происходить поэтапно, исходя из принципа «от простого - к сложному», тогда оно сможет принести наиболее эффективные результаты.
. Начинать работу с детьми любого возраста по мнемотехнике необходимо со знакомства с символами и их значением.
Например: как мне нарисовать слово «зима»? Дети предлагают разные варианты символических изображений (снежинка, сосулька, снег, мороз, санки, лыжи и т. д) и потом мы вместе выбираем наиболее удачный вариант, подходящий к данному слову, например, «снежинка».
Этот этап работы называют – работа с мнемоквадратами.
На этом этапе работы можно проводить с детьми игры типа
«Подскажи словечко»,
«Найди пару»
«Скажи по-другому» (синонимы) – старший дошкольный возраст
«Скажи наоборот» (антонимы) – старший дошкольный возраст
Когда ребёнок освоил мнемоквадраты, я задание усложняю, начинаем работать с мнемодорожками. Они представляют собой таблицу, состоящую из нескольких картинок. По изображению ребенок может составить 2-3 простых предложения.
Наиболее сложной структурой является мнемотаблица. Она состоит из блока схематических изображений, позволяющих рассказать сказку или выучить стихотворение.
Работа по мнемотаблицам состоит из трех этапов.
Первое :Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
Затем, преобразование из абстрактных символов в образы.
И последние: после преобразования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме.
Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога. Например: на занятиях по ФЭМП Тема: «Квадрат»
Мнемотаблица «Геометрическая фигура квадрат» :
Задача данной таблицы -закрепить представления о свойствах квадрата. Квадрат располагаем в центре таблицы. Все остальные элементы отражают какие-то свойства или особенности данной фигуры. Цифра четыре может обозначать, что у квадрата четыре стороны; у стула четыре ножки и стул-это перевёрнутая четвёрка; с буквы К начинается слово «квадрат»; если соединить два треугольника, то получится квадрат; «ёлочка» из четырёх углов обозначает, что у квадрата четыре угла, так же как у стола. Таким образом, все элементы в таблице взаимосвязаны.
Мнемодорожки, мнемотаблицы я использую во всех видах деятельности: на занятиях в экологическом воспитании, художественно- творческой деятельности, в социально-нравственном воспитании; в совместной деятельности; в свободной деятельности детей; вовремя режимных моментов,на прогулке.
.
Результат моей работы в данном направлении будет положительным только при тесном взаимодействии с родителями, которые поддержали меня и проявили интерес к данной технологии. Я провела родительское собрание
«Что такое мнемотехника? «
Оформила памятки и буклеты для родителей (Цикл «Мнемотехника-это интересно.)
Провела занятие по оо «Речевое развитие», с использованием приемов мнемотехники, на котором присутствовали родители
В результате проведенной работы у детей :
- повысился уровень компетенции в области развития у детей основных мыслительных процессов
- значительно обогатился словарный запас; повысился уровень запоминания; сформированы навыки связной речи
Теоретическая значимость моей работы состоит в обобщении и систематизации материала, который поможет малышу в занимательной интересной и увлекательной форме освоить простейшие мнемотехнические приемы запоминания информации
Практическая значимость моей работы заключается в распространение своего опыта среди педагогов, составлении методических рекомендаций для педагогов и родителей, создание картотеки мнемотаблиц для развития общих способностей ребёнка.
И так, почему нужно использовать мнемотехнику в детском саду?
Это помогает детям развивать память, мыслительные процессы, познавательную активность, речь, которые помогут в дальнейшем ребенку успешно учиться, чувствовать себя увереннее.
Поэтому я буду продолжать работать в данном направлении, усовершенствуя эту технологию новыми приемами подачи материала детям.
Спасибо за внимание!