Получи документы

Опыт работы «Формирование мыслительных процессов у детей дошкольного возраста средствами мнемотехники»

Лариса Макеева
Опыт работы «Формирование мыслительных процессов у детей дошкольного возраста средствами мнемотехники»
▼ Скачать + Заказать документы

Педидея к конкурсу «Воспитатель года»

Формирование мыслительных процессов у детей дошкольного возраста средствами мнемотехники.

- Я ЗНАЮ ТОЧНО:

«РЕБЕНОК МЫСЛИТ ОБРАЗАМИ»

К. Д. Ушинский

Уважаемые коллеги! Кто из нас не жалуется на свою память? Порой она нас подводит в неподходящий момент, и мы сетуем на разные причины, оправдывая свою забывчивость. Я часто слышу от родителей своих воспитанников такие слова: «У нас стихи не запоминаются. Мой ребенок путается в строчках, не может запомнить текст и т. д.».

Публикация «Опыт работы „Формирование мыслительных процессов у детей дошкольного возраста средствами мнемотехники“» размещена в разделах

Есть различные приемы и способы, которые применяют для развития уникальных способностей головного мозга! И один из таких приемов называется мнемотехникой (мнемоникой). Мнемотехника - искусство запоминания, совокупность приемов и способов, направленных на тренировку внимания и мышления.

В настоящее время, мы, воспитатели, всё чаще сталкиваются с такими проблемами в развитии детей, как:

несовершенство различных видов мышления

нарушение речевого развития

неспособность детей к запоминанию.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.

Поэтому перед нами встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.

Меня эта тема заинтересовала, и я решила применить этот прием на своих воспитанниках.

Новизна и значимость моей работы, я считаю, состоит в том, что через усвоение различных приемов, облегчающих запоминание ребенок может самореализоваться и раскрыться как личность, причём личность интеллектуально-смелую, самостоятельную, умеющую анализировать, принимать нестандартные решения и не бояться этого.

Гипотеза моей работы заключается в целенаправленном и систематическом использовании приемов мнемотехники, которые позволяют накапливать в памяти большое количество точной информации.

Цель моей работы является использование различных приемов мнемотехники в образовательной деятельности для развития мыслительных процессов у детей дошкольного возраста и перед собой я поставила следующие задачи, главными из которых

Научить детей управлять своей памятью, используя приёмы мнемотехники

Способствовать развитию мыслительных операций : логического мышления, смекалки, зрительной памяти, воображения, умения сравнивать и анализировать.

Развивать речь, умение связно говорить, рассказывать.

Для того чтобы начать плодотворную работу в данном направлении, я в первую очередь изучила и проанализировала методические разработки следующих авторов : Галины Урунтаевой, Владимира Козаренко и других авторов.

На основании анализа научной литературы мною были выделены следующие подходы в работе с технологией мнемотехника :

Системный – мнемотехника используется в системе обучения и воспитания;

Личностный – с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка;

Деятельностный - развитие ребенка происходит в деятельности, он читает предложенные воспитателем схемы, таблицы и составляет свои;

Диалогический - процесс обучения происходит в форме диалога;

Культурологический - ребенок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить;

Информационный- ребенок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире;

Для определения наиболее адекватных и эффективных путей обучения детей мной было проведено обследование слуховой, зрительной, образной памяти.

Результаты данной диагностики показали, что основная масса детей имеет средний и низкий уровень развития природной памяти, что указывает на недостатки в мыслительной деятельности и на низкую познавательную активность. Исходля из данной диагностики я сделала вывод,что именно использование мнемотехники позволит детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её, развивая память.

Свою работу я начала с подбора игр и игровых упражнений на развитие памяти и мыслительных процессов. Составляла карточки с наглядным моделированием и постепенно включала элементы мнемотехники в педагогический процесс.

Обучение по мнемотехнике должно происходить поэтапно, исходя из принципа «от простого - к сложному», тогда оно сможет принести наиболее эффективные результаты.

. Начинать работу с детьми любого возраста по мнемотехнике необходимо со знакомства с символами и их значением.

Например: как мне нарисовать слово «зима»? Дети предлагают разные варианты символических изображений (снежинка, сосулька, снег, мороз, санки, лыжи и т. д) и потом мы вместе выбираем наиболее удачный вариант, подходящий к данному слову, например, «снежинка».

Этот этап работы называют – работа с мнемоквадратами.

На этом этапе работы можно проводить с детьми игры типа

«Подскажи словечко»,

«Найди пару»

«Скажи по-другому» (синонимы) – старший дошкольный возраст

«Скажи наоборот» (антонимы) – старший дошкольный возраст

Когда ребёнок освоил мнемоквадраты, я задание усложняю, начинаем работать с мнемодорожками. Они представляют собой таблицу, состоящую из нескольких картинок. По изображению ребенок может составить 2-3 простых предложения.

Наиболее сложной структурой является мнемотаблица. Она состоит из блока схематических изображений, позволяющих рассказать сказку или выучить стихотворение.

Работа по мнемотаблицам состоит из трех этапов.

Первое :Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

Затем, преобразование из абстрактных символов в образы.

И последние: после преобразования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме.

Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога. Например: на занятиях по ФЭМП Тема: «Квадрат»

Мнемотаблица «Геометрическая фигура квадрат» :

Задача данной таблицы -закрепить представления о свойствах квадрата. Квадрат располагаем в центре таблицы. Все остальные элементы отражают какие-то свойства или особенности данной фигуры. Цифра четыре может обозначать, что у квадрата четыре стороны; у стула четыре ножки и стул-это перевёрнутая четвёрка; с буквы К начинается слово «квадрат»; если соединить два треугольника, то получится квадрат; «ёлочка» из четырёх углов обозначает, что у квадрата четыре угла, так же как у стола. Таким образом, все элементы в таблице взаимосвязаны.

Мнемодорожки, мнемотаблицы я использую во всех видах деятельности: на занятиях в экологическом воспитании, художественно- творческой деятельности, в социально-нравственном воспитании; в совместной деятельности; в свободной деятельности детей; вовремя режимных моментов,на прогулке.

.

Результат моей работы в данном направлении будет положительным только при тесном взаимодействии с родителями, которые поддержали меня и проявили интерес к данной технологии. Я провела родительское собрание

«Что такое мнемотехника? «

Оформила памятки и буклеты для родителей (Цикл «Мнемотехника-это интересно.)

Провела занятие по оо «Речевое развитие», с использованием приемов мнемотехники, на котором присутствовали родители

В результате проведенной работы у детей :

- повысился уровень компетенции в области развития у детей основных мыслительных процессов

- значительно обогатился словарный запас; повысился уровень запоминания; сформированы навыки связной речи

Теоретическая значимость моей работы состоит в обобщении и систематизации материала, который поможет малышу в занимательной интересной и увлекательной форме освоить простейшие мнемотехнические приемы запоминания информации

Практическая значимость моей работы заключается в распространение своего опыта среди педагогов, составлении методических рекомендаций для педагогов и родителей, создание картотеки мнемотаблиц для развития общих способностей ребёнка.

И так, почему нужно использовать мнемотехнику в детском саду?

Это помогает детям развивать память, мыслительные процессы, познавательную активность, речь, которые помогут в дальнейшем ребенку успешно учиться, чувствовать себя увереннее.

Поэтому я буду продолжать работать в данном направлении, усовершенствуя эту технологию новыми приемами подачи материала детям.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Формирование трудовых умений и навыков у детей дошкольного возраста средствами экологии ВведениеФормирование трудовых умений и навыков у детей дошкольного возраста является одной из важнейших задач нашего общества. Его истоки.

Опыт работы «Формирование привычки к здоровому образу жизни детей дошкольного возраста» «Формирование привычки к здоровому образу жизни детей дошкольного возраста посредством овладения подвижных игр с правилами и народными играми.

Опыт работы «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования приема мнемотехники» Уважаемые коллеги вашему вниманию хотелось бы представить свой опыт работы. Свое выступление я хотела бы начать словами известного педагога:.

Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста средствами экологического воспитания Для современного мира характерно отчуждение ребенка от природы. Это исключает важный источник воспитания нравственности и духовности в детях.

Формирование мыслительных процессов у детей дошкольного возраста средствами мнемотехники Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Консультация «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с использованием мнемотехники» Дошкольный возраст – самый благоприятный для закладывания основ красивой, грамотной, чёткой речи, что является важным условием умственного.

Опыт работы Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических Введение Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.

Опыт работы «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста» Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучится, но свяжите двадцать таких же слов с картинками,.

Проект «Формирование речи дошкольников средствами мнемотехники» Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему Пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться, Но если свяжите двадцать таких слов с.

Развитие мыслительных процессов детей старшего дошкольного возраста с использованием математических блоков З. Дьенеша Развитие мыслительных процессов детей старшего дошкольного возраста с использованием математических блоков З. Дьенеша. «Мышление начинается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Формирование мыслительных процессов у детей дошкольного возраста средствами мнемотехники»
Опубликовано: 23 июля 2019 в 18:04
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Формирование мыслительных процессов у детей дошкольного возраста средствами мнемотехники»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Макеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД