МААМ-картинки

Развитие эмоций средствами театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста

Наталия Антонычева
Развитие эмоций средствами театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие эмоций через театрально-игровую деятельность детей старшего дошкольного возраста

«Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда,

когда он живет в мире сказок, творчества,

воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок…»

В. Сухомлинский

Публикация «Развитие эмоций средствами театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

С первых лет жизни ребенок под влиянием взрослых, а также в процессе игр, посильного труда, учения активно овладевает опытом предшествующих поколений, усваивает нормы и идеалы нашего общества, что приводит не только к накоплению известной суммы знаний и умений, но и к развитию способностей, формированию необходимых качеств личности. В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания : растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы. Вследствие этого, развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от интеллектуального развития. Однако, как указывали психологи – ученые Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы – вот это наиболее важные, приоритетные задачи воспитания. Важное место в дошкольной педагогике занимает художественное воспитание. Педагогические условия формирования начал художественного творчества представляют особый интерес. И проявлениями художественного творчества надо умело управлять и разрабатывать методы, побуждающие и развивающие это творчество. В их создании следует также опираться на особенности эмоциональной сферы детей. Ребенок, приобретая знания, умения, познавая мир, познает его вне себя, внутренний мир ребенка остается закрытым для него. Я задумалась над этим. Прочитала много статей в журналах «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», проанализировала другую методическую литературу и отметила, что состоянием ребенка можно «управлять» и оно постепенно будет переходить в определенное качество личности. У детей в дошкольном возрасте существуют проблемы в выражении эмоций, связанные с запретами взрослых (запрет на громкий смех в неподходящей ситуации, запрет на слезы (особенно у мальчиков, запрет на выражение страха, агрессии. Для некоторых детей бывает слишком много запретов. Конечно, контроль со стороны взрослых нужен, но он не должен преследовать только интересы родителей. Наиболее типичное состояние ребенка - это жизнерадостность, перенаполненность веселой энергией, бьющиеся «через край» эмоции. Отметила, что эмоциональное развитие является особенно важным для наших детей с интеллектуальным недоразвитием, поскольку их мир чувств беден в своих проявлениях, по сравнению с другими детьми.

Известный советский психолог Азаров сказал, что помочь детям может только тот, кто войдет в их души, согреет сердца. И только тогда, как гласит восточная мудрость: «Глаза увидят сказку, ум постигнет истину, душа объемлет все».

В требованиях к содержанию и методам работы в дошкольных образовательных учреждениях выделен раздел: «Развитие ребенка в театрально - игровой деятельности». На мой взгляд, театрально-игровая деятельность является ярким эмоциональным средством, через которое можно решить многие вопросы в формировании личности ребенка. Воспитательные возможности театрально-игровой деятельности огромны. Это и положительное отношение к проявлению доброты, осуждения грубости, эгоизма, равнодушия. Через театрально-игровую деятельность формируется умение воспринимать прекрасное, расширяется кругозор детей, развиваются умственные способности. Чтобы задуманное воплотить в работу с детьми, необходима, прежде всего, правильная организация театрально-игровой деятельности, содержание, формы и методы, которой должны преследовать такие цели:

- развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности;

- создание атмосферы творчества;

- эмоциональное развитие детей;

Для реализации этих целей, я всю работу разделила на 3 этапа:

I этап- развитие у детей умений и навыков выступать для себя;

II этап -развитие умений и навыков выступать для других;

III этап - показ сказок, инсценировок.

Для более эффективной работы у нас имеется перспективный план, где указаны цели обучения, предполагаемый литературный материал, картотеки по эмоциям. К некоторым этюдам, сказкам, малым литературным формам придумываем с детьми свои варианты, хотя у детей это еще очень плохо получается, может опыта недостаточно, а может в силу своих умственных возможностей.

Когда я начала только работать с этими детьми, то старалась всегда поддерживать у детей праздничное настроение после утренников. Выученные стихотворения и песни для утренника, мы затем переносили в сюжетно-ролевые игры: например показывали концерт сначала для кукол; изготавливали альбомчики с впечатлениями от праздника и показывали нашим младшим соседям концерт. Дети всегда с желанием выступали, и если даже во время утренника некоторые дети «тушевались», то в такой непринужденной обстановке, они раскрывались всесторонне. Дети получали массу эмоций. Они артисты.

В группе у нас имеются различные виды театра, они расположены в доступном для детей месте :

- перчатки;

- пальчиковые театры;

- театр игрушек;

- различные виды настольного театра;

- фланелеграф;

- кукольный театр;

Так же имеется все необходимое для постановки пьес, драматизации произведений: шапочки-маски, ширма, декорации, элементы костюмов, подборка художественных и музыкальных произведений. Мне хочется, чтобы у детей была потребность заниматься театрализованной деятельностью, ведь в нашей группе есть все условия для развития фантазии, воображения. Театрально-игровую деятельность всегда связываем с общим планом работы, с лексическими темами.

Основными требованиями к моей работе с детьми являются:

- разнообразие тематики;

- активность детей;

- планирование театрализованных игр;

- сотрудничество детей друг с другом;

- последовательность и усложнение содержания и сюжетов;

-импровизации детей;

Наблюдая за детьми во время театрализованных игр, я заметила, что у детей мал словарный запас, плохая память, не выразительны эмоции, внимание не устойчиво. Порой активность детей проявляется в улыбке, хлопках в ладоши. Некоторые дети вообще зрелище не воспринимают. Проанализировав методическую литературу, сопоставив их со своими наблюдениями, я отметила, что в первую очередь нужно вызывать у детей активную реакцию, умение заинтересованно смотреть и понимать смысл, войти в контакт с воспитателем, эмоционально взаимодействовать. Вот поэтому, я стараюсь чаще читать детям различные произведения (сказки, рассказы, короткие этюды, затем сразу беседуем по содержанию, ведь когда мы передаем ребенку смысловое содержание текста, мы как бы заражаем ребенка своим настроением. Но главной моей задачей является научить ребенка играть самостоятельно, познавая мир через ощущения, проявлять свои эмоции, а не быть только зрителем. Я заметила, если у детей есть проблема с проявлением эмоций, частично с этой проблемой помогут справиться игры, направленные на развитие эмоциональной сферы. Эти игры можно проводить с детьми в любое свободное время по одной или несколько за один раз. Также рекомендуется проводить познавательные занятия, для развития познавательной сферы детей. На занятиях дети проживают эмоциональные состояния, знакомятся с опытом сверстников, а также с культурным наследием человечества (литературой, живописью, музыкой). Ценность таких занятий заключается в том, что у детей расширяется круг понимаемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других. В процессе развития, т. е. воздействия на ребенка со стороны взрослых меняются его взгляды на мир, ребенок начинает осознавать и контролировать свои эмоции, но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Её необходимо развивать. То, что писал Л. С. Выготский о феномене «засушенное сердце» (отсутствие чувства, не потеряло актуальности и в наше время, когда ребенку стараются дать только знания, этому способствует технологизация жизни, в которой участвует ребенок. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми, сверстниками, а ведь как мы уже доказали, общение обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других.

Вот поэтому я считаю, что работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна

Публикации по теме:

Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности «Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности» В. Ю. Бутусова, воспитатель МБДОУ детский сад «Снежинка».

Развитие связной речи детей посредством театрально-игровой деятельности Цель исследования – изучить возможности развития связной речи у детей дошкольного возраста в ходе театрально-игровой деятельности. Актуальность.

Игровой досуг на развитие измерительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста Игровой досуг на развитие измерительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста Задачи: 1. Закрепить навыки измерения предметов.

Консультация для воспитателей «Развитие интереса детей к театрально-игровой деятельности» Консультация для воспитателей: «Развитие интереса детей к театрально-игровой деятельности" Огромную, ни с чем несравнимую радость доставляет.

Мастер-класс «Развитие коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста средствами игровой деятельности» Игра – приветствие: «Назови ласково друга по имени» - представиться гостям, называя друг друга по имени ласково Ритуал: Собрались все дети.

Презентация «Развитие театрально-игровой деятельности дошкольников» Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами математических игр Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами математических игр (методические рекомендации).

Развитие певческих навыков детей старшего дошкольного возраста средствами ИКТ .

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами моделирования Воспитатель МБДОУ Детский сад № 40 Новаторова А. А. Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами моделирования.».

Семинар-практикум «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности» Цель: Повысить компетентность родителей в вопросах развития математических способностей детей, познакомить с играми математического содержания,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие эмоций средствами театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 2 июня 2019 в 12:43
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие эмоций средствами театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Антонычева (УИ 97024) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД