Виктория Зотова
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактической игры
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальные способности у всех детей выявляются по-разному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее. Но отсутствие раннего проявления способностей не является показателем слабости или тем более отсутствия способностей. Признавая динамичность, развиваемость музыкальных способностей, бессмысленно проводить какие-либо разовые испытания и на основании их результатов предсказывать музыкальное будущее ребенка. Нужны постоянные наблюдения за детьми с проведением диагностических срезов развития. Диагностика музыкальных способностей, проводимая два раза в год, позволяет судить о качественном своеобразии развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержание непосредственно-образовательной деятельности.
Публикация «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактической игры» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Музыкально-дидактические игры, направленные на развитие музыкальных способностей детей
ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Игры для развития ладового чувства
Чудесный мешочек
Цель:Различать знакомые произведения.
Игровой материал: Небольшой мешочек, красиво оформленный аппликацией. В нем игрушки: мишка, заяц, птичка, кошка, петушок. Можно использовать персонажи из кукольного театра.
Ход игры : Участвует вся группа. «Дети,— говорит педагог,— к нам на занятие пришли гости. Но где же они спрятались? Может быть, здесь? (Показывает мешочек.) Сейчас мы послушаем музыку и узнаем, кто там». Музыкальный руководитель проигрывает мелодии знакомых детям произведений: «Петушок»— русская народная мелодия, «Серенькая кошечка» В. Витлина, «Воробушки» М. Красева, «Медведь» В. Ребикова и др. Дети узнают музыку, кто-либо из них достает из мешочка соответствующую игрушку и показывает всем.
Подумай и отгадай
Цель:Закрепить знание знакомых произведений.
Игровой материал: Карточки (по числу играющих, на которых изображены медведь, зайчик, птичка.
Ход игры : Детям раздают по одной карточке. На фортепиано или в записи звучит мелодия: «Зайчик» М. Старокадомского, «Медведь» В. Ребикова, «Воробушки» М. Красева. Дети узнают мелодию и поднимают нужную карточку. Например, после песни «Медведь» В. Ребикова поднимают карточку с изображением медведя.
Найди игрушку
Цель: Развивать умение различать музыкальные произведения.
Игровой материал: Игрушки, соответствующие содержанию песен: зайчик, медведь, кошечка, петушок и т. д. ; проигрыватель с записями программных произведений.
Ход игры : Игрушки лежат на столе. Полукругом сидят дети. Педагог предлагает послушать мелодию и выбрать (называет имя ребенка) соответствующую игрушку. Игра заканчивается, когда на столе не останется ни одной игрушки.
Игра может проводиться на занятии для закрепления знакомых произведений и в свободное от занятий время (лучше во второй половине дня).
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Игры для развития ладового чувства
Слушаем музыку
Цель:Развивать умение детей различать музыкальные произведения.
Игровой материал: 4—5 картинок, иллюстрирующих содержание знакомых детям музыкальных произведений (это могут быть и инструментальные пьесы, проигрыватель.
Ход игры : Дети рассаживаются полукругом, перед ними на столе располагают картинки так, чтобы они хорошо были видны всем играющим. Проигрывают какое-либо музыкальное произведение. Вызванный ребенок должен найти соответствующую картинку, назвать произведение и композитора, написавшего эту музыку. Если ответ правильный, все хлопают.
Игра проводится на музыкальном занятии и в свободное от занятий время.
Наши песни
Цель:Совершенствовать навык узнавания знакомых произведений.
Игровой материал: Карточки-картинки, (по числу играющих, иллюстрирующие содержание знакомых детям песен, металлофон, проигрыватель, фишки.
Ход игры : Детям раздают по 2-3 карточки. Исполняется мелодия песни на металлофоне или в записи. Дети узнают песню и закрывают фишкой нужную карточку. Выигрывает тот, кто правильно закроет все карточки.
Игра проводится в свободное от занятий время.
Волшебный волчок
Цель:Совершенствовать навык узнавания знакомых произведений.
Игровой материал: На планшете располагаются иллюстрации к программным произведениях по слушанию или пению, в центре вращающаяся стрелка.
Ход игры : Вариант 1. В записи или на фортепиано исполняется знакомое детям произведение. Вызванный ребенок указывает стрелкой на соответствующую иллюстрацию, называет композитора, написавшего музыку.
Вариант 2. Ведущий исполняет на металлофоне мелодию программной песни. Ребенок стрелкой указывает на картинку, которая подходит по содержанию к данной мелодии
Вариант 3. Ребенок-ведущий стрелкой указывает на какую-либо картинку, остальные дети поют песню, соответствующую содержанию этой картинки.
Первый и второй варианты игры используются на музыкальных занятиях в разделе слушания и пения. Третий вариант обыгрывается детьми самостоятельно в свободное от занятий время.
Игра может быть использована и в группах младшего дошкольного возраста.
Что делают в домике?
Цель:Развивать умение детей различать характер музыкальных произведений, их жанры.
Игровой материал: На планшете изображены сказочные домики с открывающимися ставнями. В окошках домиков находятся рисунки, соответствующие музыке : танец, марш и колыбельная. Проигрыватель и поощрительные значки.
Ход игры :Педагог-ведущий предлагает детям послушать музыку и угадать, что происходит в домике. Музыкальный руководитель играет на фортепиано (или звучит мелодия в записи). По музыке дети узнают, например, «Детскую польку» М. Глинки. Ребенок говорит: «В домике танцуют». Для проверки ему разрешается открыть ставни домика, в окошке рисунок с изображением танцующих детей. За правильный ответ он получает поощрительный значок. Выигрывает тот, кто получит большее число значков.
Игра проводится на занятии и в свободное от занятий время.
Назови композитора музыки
Цель:Совершенствовать навык узнавания знакомых произведений.
Игровой материал: Проигрыватель, записи программных произведений М. Глинки, П. Чайковского, Д. Кабалевского.
Ход игры :Педагог показывает детям портреты композиторов П. Чайковского, М. Глинки, Д. Кабалевского, предлагает назвать знакомые произведения этих композиторов. За правильный ответ ребенок получает очко. Затем музыкальный руководитель проигрывает то или иное произведение (или звучит запись). Вызванный ребенок должен назвать это произведение и рассказать о нем. За полный ответ ребенок получает два очка. Выигрывает тот, кто получит большее число очков.
Игра проводится на занятии, а также может быть использована в качестве развлечения.
Какая музыка?
Цель:Совершенствовать умение детей различать характер музыки, определять виды танцев.
Игровой материал: Проигрыватель, записи вальса, пляски, польки; карточки с изображением танцующих вальс, народную пляску и польку.
Ход игры : Детям раздают карточки. Музыкальный руководитель исполняет на фортепиано (в записи) музыкальные пьесы, соответствующие содержанию рисунков на карточках. Дети узнают произведение и поднимают нужную карточку.
Мажор - минор
Цель:Совершенствовать умение детей различать характер музыки, закреплять понятия «мажор – минор».
Игровой материал: Проигрыватель, записи произведений, карточки желтого цвета с улыбающимся лицом, черного цвета с грустным лицом (соответствующие мажору и минору).
Ход игры : Педагог предварительно знакомит детей с терминами «мажор – минор». Детям раздают карточки. Музыкальный руководительпредлагает «поиграть, настроение узнать», исполняет на фортепиано (в записи) музыкальные пьесы. Дети в зависимости от характера произведений поднимают условно обозначенные карточки.
Три танца
Цель:Развивать умение детей различать характер музыкальных произведений, разновидности танцев.
Игровой материал: Проигрыватель; аудиозаписи полек, вальсов, народных плясовых мелодий; карточки с изображением деревянного башмака, туфельки, сапога.
Ход игры :Предварительно дети ознакомлены с разновидностями танцев, их характерными особенностями. Педагог-ведущий предлагает детям послушать музыку и угадать, какой звучит танец. Дети поднимают условно обозначенные карточки (сапог – плясовая, башмак – полька, туфелька – вальс).Правильно ответившие дети, исполняют импровизированный танец под ранее звучавшую музыку.
Кто подошёл к теремку?
Цель: Развивать умение запоминать и различать музыкальные произведения.
Игровой материал: Картинка из картона с изображением теремка. На выдвижной бумажной ленте сбоку от терё мка нарисованы сказочные персонажи: лиса, медведь, волк, лягушка, зайка и др.
Ход игры : Взрослый начинает сказку: «Стоит в поле терёмок-теремок, он не низок, не высок, не высок». Обращаясь к ребёнку, просит послушать мелодию и угадать, кто подбежит к теремку и попросится в него войти. Ребёнок показывает ответ с помощью выдвижной ленты.
Нарисуй песню.
Цель: Учить определять характер музыки и предавать свои впечатления в рисунке.
Игровой материал: Любая песня, альбомный лист, карандаши или фломастеры.
Ход игры : Предложить детям передать содержание любимой песни при помощи рисунка. Во время рисования, звучит эта песня.
Песня – танец – марш
Цель: Развивать представление об основных жанрах музыки, способность различать песню, танец, марш.
Игровой материал: 1-й вариант: Длинные белые карточки, разделённые на три квадрата. На маленьких карточках изображены флейта, бубен, барабан (песня, танец, марш).
2-й вариант: На квадратах большой карточки изображены: поющая девочка, пляшущая девочка, марширующий мальчик с барабаном.
Ход игры : Дети слушают по очереди три пьесы разных жанров. После прослушивания берут квадрат с рисунком (соответствующий жанру) и кладут его на один из пустых квадратов прямоугольной карточки или закрывают фишкой соответствующий рисунок.
Музыкальный материал : «Труба» Тиличеевой или «Две тетери» р. н. п., «Под яблоней зелёной» р. н. м., «Марш» по выбору.
Подбери музыку
Цель: Учить детей различать характер музыки (лирический, героический, комический).
Игровой материал: Три карточки, на них изображены шапочка клоуна, корона, пилотка, фишки.
Ход игры : Дети прослушивают музыкальные пьесы : «Кавалерийская», «Вальс», «Клоуны» узнают их, называют. За правильные ответы получают фишки.
Солнышко и тучка
Цель: Развивать представление о различном характере музыки (весёлая, жизнерадостная; спокойная, колыбельная; печальная, грустная).
Игровой материал: Карточки с изображением улыбающегося солнышка, солнышка, прикрытого тучкой, тучка с дождём. Набор по числу детей из трёх карточек.
Ход игры : Детям раздают по одному набору карточек и предлагают прослушать музыкальные пьесы, различные по характеру. Дети определяют характер каждой из них, закрывая пустые квадраты на прямоугольной карточке квадратами с условным изображением.
Музыкальный материал : «Рондо-марш» Д. Кабалевского, «Ходит месяц над лугами» С. Прокофьева, «Зима» М. Крутицкого.
Игры для развития чувства ритма
Прогулка
Цель: Учить детей отмечать длинные и короткие звуки.
Игровой материал: Музыкальные молоточки по числу играющих; фланелеграф и карточки, изображающие короткие и долгие звуки (с обратной стороны карточек приклеена фланель).
Ход игры : Содержание игры соответствует аналогичной игре, проводимой в младшей группе, но, кроме этого, дети должны передать ритмический рисунок - выложить на фланелеграфе карточки. Широкие карточки соответствуют редким ударам, узкие - частым. Например: «Таня взяла мяч, - говорит педагог, - и стала медленно ударять им о землю». Ребенок медленно стучит музыкальным молоточком о ладошку ивыкладывает широкие карточки.
«Пошел частый, сильный дождь», - продолжает музыкальный руководитель. Ребенок быстро стучит молоточком и выкладывает узкие карточки.
Игра проводится на занятии и в свободное от занятий время.
Наше путешествие
Цель:Упражнять детей в передаче разных ритмических рисунков.
Игровой материал: Металлофон, бубен, угольник, ложки, музыкальный молоточек, барабан.
Ход игры : Воспитатель предлагает детям придумать небольшой рассказ о своем путешествии, которое можно изобразить на каком-либо музыкальном инструменте. «Послушайте, сначала я вам расскажу, - говорит воспитатель.
- Оля вышла на улицу, спустилась по лестнице (играет на металлофоне).
Увидела подружку, она очень хорошо прыгала через скакалку. Вот так (ритмично ударяет в барабан). Оле тоже захотелось прыгать, и она побежала домой за скакалками, перепрыгивая через ступеньки (играет на металлофоне).
Мой рассказ вы можете продолжить или придумать свой рассказ». Игра проводится во второй половине дня.
.