Ольга Галушка
Развитие музыкальных и творческих способностей дошкольников посредством музыкально-дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги!
Представляю тему своего выступления: «Развитие музыкальных и творческих способностей дошкольников посредством музыкально-дидактических игр»
Игра- самый увлекательный вид деятельности в детском саду, открывает широкие возможности для разностороннего воспитания и обучения детей. Ведь в условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях, когда надо просто запомнить.
Публикация «Развитие музыкальных и творческих способностей дошкольников посредством музыкально-дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В каждой музыкально-дидактической игре имеется точно установленная задача, которая подчинена собственно дидактической цели. Задача в игре составляет учебное содержание игры, она возбуждает интерес детей, активизирует их внимание, обогащает новыми знаниями.
Задачи музыкально-дидактических игр можно свести в основном, к нескольким видам:
1. Различать звуки по высоте (задание усложняется в соответствии с возрастом детей);
2. Различать длительность звуков (дети по ритмическому рисунку определяют название песни или наоборот);
3. Различать тембр музыкальных инструментов (дети угадывают инструмент, прослушав, как он звучит);
4. Различать динамику звучания, темп;
5. Различать характер музыкального произведения;
6. Различать жанры музыкальных произведений.
При проведении музыкально-дидактических игр важно помнить, что задачи в играх в каждом случае должны соответствовать возрастным возможностям детей.
Слайд № 2 Структура музыкально-дидактических игр включает в себя :
- задачу,
- действие,
- правило,
- результат игры.
Действие– самая существенная часть музыкально-дидактической игры. Без деятельности осуществление цели было бы сухим, дидактическим, оно скорее отпугивало бы детей, чем привлекало их. Без действия в игре мы вообще бы не могли бы говорить об игре. Действие в игре – это единственный способ выполнения задачи в игре. В каждой музыкально-дидактической игре деятельность точно определена и ясно обозначена. Она может быть очень разнообразной, но при этом в интересах успешного решения задачи должна отвечать двум основным условиям:
1. Обязательно подчиняться задаче и, таким образом, выполнять учебную цель игры;
2. Быть занимательной и увлекать вплоть до окончания игры.
Правила являются необходимой частью дидактической игры и занимают в ней большое место. Они определяют, как ребенок должен вести себя во время игры, что он может и что не должен делать.
Результат игры – это решение задачи и выполнение правил.
Слайд № 3,4 Для удобства в работе применяю картотеку интересных и полезных, на мой взгляд музыкально – дидактических игр, которые распределены не только по возрастным группам, но и по решаемым с их помощью дидактическим задачам.
Слайд № 5 Использовать дидактические игры в образовательной деятельности я начинаю с трёхлетнего возраста. Эти игры большей частью связаны с применением образных пособий: «Птица и птенчики», «Чудесный мешочек», «Подумай и отгадай», «Три медведя», «Теремок», «Где мои детки?», «Как бегают зверята?»
В группах среднего и старшего дошкольного возраста основным материалом дидактических игр становятся музыкальные игрушки и инструменты, настольно-печатные игры, а также технические средства обучения. Ярко оформленный дидактический материал вызывает у детей особый интерес и желание с ним заниматься. Поэтому при создании дидактических игр и пособий учитываю и этот фактор.
Специалисты-музыканты выделяют три вида музыкальных способностей : ладовое чувство, музыкально-слуховое представление и чувство ритма.
Слайд № 6 Зная, что ладовое чувство проявляется при восприятии музыки, как эмоциональное переживание, для его развития я использую игры и пособия, которые способствуют узнаванию знакомых мелодий, определению характера музыки, смены настроений в отдельных частях произведения, различению жанра: «Угадай мелодию», «Угадай, что делает Маша?», «Разноцветные кубики», «Три подружки», «В гостях у мажора и минора», «Клоуны» и др.
Слайд № 7 Музыкально-слуховое представление включает в себя память и воображение, это способность, проявляющаяся в воспроизведении по слуху мелодии. Игры и пособия для развития этой способности связаны с различением и воспроизведением звуковысотного движения. В своей работе я использую музыкальные лесенки, выкладывание на нотном стане кружочков, соответствующих высоте звуков мелодии. Это такие игры, как «Музыкальное лото», «Три медведя», «Кого встретил колобок?», «Три поросёнка», «На чём играю?» и др.
Слайд № 8 Чувство ритма –это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. Для развития этой способности я использую игры и пособия, связанные с воспроизведением ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных инструментах и передачей смены характера музыки с помощью движений : «Научи матрёшку танцевать», «давайте познакомимся», «Весёлые ладошки у нашей куклы-крошки», «Ритмический паровозик», «Ритмы лета» и т. д.
В своей практической деятельности также делаю акцент и на развитие творческих способностей. Для развития воображения и фантазии я включаю в образовательную деятельность такие игры как (развитие элементарных ритмических импровизаций, «Музыкальный магазин», «Музыкальный телефон» (развитие песенного творчества).
Музыкально-дидактические игры осваиваются детьми постепенно. Знакомство детей с новой игрой происходит во время музыкальных занятий. Я знакомлю детей с правилами игры, ставлю перед ними определенную дидактическую задачу. Усвоенные на занятиях правила и игровые действия музыкально-дидактических игр переносятся детьми в их самостоятельную деятельность, что считаю одним из эффективных средств при развитии музыкальных способностей.