Анастасия Пирка
Развитие мелкой моторики ребенка в ДОУ как средство всестороннего развития в совместной работе логопеда и психолога
▼ Скачать + Заказать документы
А. Ю. Пирка, С. Н. Скоробогатова
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РЕБЕНКА В ДОУ КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ В СОВМЕСТНОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА И ПЕДАГОГА- ПСИХОЛОГА
Дошкольный возраст важный период в жизни ребенка. Именно в этот период формируется речь у ребенка. Речь формируется поэтапно, правильность речи зависит от многих причин. Грамотная речь помогает ребенку лучше взаимодействовать с взрослым миром. Взрослый в период дошкольного возраста является важным звеном в становлении и социализации личности. Л. С. Выготский уделял этому огромное внимание и ввел понятие «зона ближайшего развития».
Публикация «Развитие мелкой моторики ребенка в ДОУ как средство всестороннего развития в совместной работе логопеда и психолога» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Эмоциональное общение еще одна сторона связи ребенка и взрослого, начиная с младенчества, ребенок воспринимает воздействия взрослого и учится определять интонацию голоса, мимику, жесты и движения.
Одним из условий в дошкольном возрасте для нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Залог успешного обучения в школе это правильная речь ребенка и подготовленность к письму.
Многие ученые в своих исследованиях большое внимание уделяли взаимосвязи функции речи и мелкой моторики. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук, так же мелкая моторика имеет взаимосвязь с познавательными процессами.
В психологическом словаре мелкая моторика определена как «совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног» [1].
Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания. Посредством развития мелкой моторики в дошкольном возрасте решаются ряд актуальных проблем такие как: неправильная координация движений, напряженность мышечной системы артикуляционного аппарата, недоразвитие познавательных процессов и т. д.
В условиях дошкольного образовательного учреждения проблемы общего недоразвития речи будут решаться эффективней при совместном взаимодействии учителя – логопеда, педагога – психолога, воспитателя.
«В развитии речи ведущая роль принадлежит взрослым: педагогам - в детском саду, родителям и близким – в семье. От культуры речи взрослых от того, как они говорят с ребенком, сколько уделяют внимания речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка» [2].
Развитию мелкой моторики в детском саду уделяется большое внимание. Существуют упражнения и занятия основного и дополнительного характера способствующие развитию мелкой моторики, занятия реализуются в соответствии с программными требованиями и учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Одним из видов дополнительной деятельности на базе нашего учреждения по развитию мелкой моторики являются кружковые занятия. Занятия включают разнообразные методы: наглядные, словесные, игровые, практические. Особое внимание уделяется практическим методам, детям нравится на занятиях использовать разные крупы для работы, играть с прищепками и шнуровками, собирать мозаику, делать аппликации из разных заготовок, чтобы работа на занятиях была эффективней, используются различные наглядные пособия, игровые упражнения. Занятия должны носить игровой характер так, как ведущая деятельность в дошкольном возрасте это игра.
В домашних условиях родители могут способствовать эффективной коррекционной работе специалистов в детском саду, для этого необходимо продолжать играть с детьми - это собирание бус, разбирание крупы, собирание природного материала и. т. д. А так же в бытовых условиях давать детям дошкольного возраста возможность самому, расстегивать и застегивать пуговицы, пользоваться прищепками, завязывать шнурки и. т. д. Все выше перечисленное способствует развитию мелкой моторики, навыков самообслуживания и процессов познания.
Пальчиковая гимнастика еще один способ развития мелкой моторики, который может реализоваться в саду и дома. Игры на пальчиках в стихотворной форме активизируют кору головного мозга, что является толчком для развития мышления и речи ребенка.
Учителем–логопедом проводятся мастер-классы на различные темы. Одна из которых: «Обучение родителей по развитию мелкой моторики у детей в домашних условиях». Мастер – класс включает в себя обучение родителей по использованию аппликаторов «Ляпко», «Су- джок», игольчатых шариков; проведение самомассажа для детей с музыкальным сопровождением или с стихами. А так же мастер включает в себя нетрадиционные методы развития мелкой моторки такие как : игры с песком, глиной, тестом, водные игры с удочками и плавающими предметами и т. д.
Таким образом, на сегодняшний день через мелкую моторику можно решить ряд актуальных проблем дошкольного детства. В совместной работе педагогов и родителей по развитию ребенка, огромную роль играют родители. Родители должны знать способы и методы всестороннего развития ребенка, они должны уметь закрепить результат коррекционно - развивающей работы специалистов. Специалисты должны проводить коррекционно – развивающую работу, консультировать родителей, проводить обучающие мастер- классы, вести кружковую и профилактическую работу. Только совместная работа педагогов и родителей залог успешного результата.
Список литературы:
1. Психологический словарь [Текст] / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – М. : АСТ, 2006. – 479 с
2. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М. : Просвещение, 1979. — 223 с, ил., 4 л. ил