Елена Башкирова
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из важных направлений своей деятельности считаем развитие общей и мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь, а значит, активнее будут развиваться мышление, зрительная память, внимание, воображение, пространственная ориентация. В конечном итоге такие дети наиболее подготовлены к школе. Однако сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание.
Темочки:
- Дидактические игры
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Игры и пособия
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В группу приходят дети “домашние”, у большинства из них не сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т. е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.
В мире современных технологий ручной труд отошел на второй план. А родители, стремясь не отстать от современного ритма жизни, зачастую стараются занять ребенка компьютерными играми или просто, дав новую игрушку, освободить себе время для занятия другими делами. Но ничто на свете не заменит ребенку общения с мамой и папой в процессе игры. Семья и детский сад не могут заменить друг друга: у каждого свои функции обучения, воспитания и развития ребенка, но они могут научиться взаимодействовать друг с другом. Чем активнее родители сотрудничают со специалистами ДОУ, старательнее выполняют их рекомендации, тем лучше результаты у ребенка. Актуальность работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию общей и мелкой моторики у детей раннего возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное – сохранению психического и физического развития ребенка.
Исходя из актуальности проблемы, и того, что в основе развития мелкой моторики руки детей раннего возраста, лежит игровая деятельность, как ведущий вид деятельности ребенка, мной были определены цель и задачи:
Цель работы: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей раннего возраста с помощью дидактических игр и упражнений посредством вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Задачи
• Развивать общую и мелкую моторику рук детей посредством дидактических игр и упражнений, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка.
• Обогащение развивающей предметно-пространственной среды дидактическими играми для развития мелкой моторики;
• Развивать тактильную чувствительность рук детей.
• Повышение педагогической компетентности родителей по данной теме, вовлечение их в воспитательно – образовательный процесс.
Теоретико-практические основы работы:
Моделируя и отслеживая технологию работы по развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством дидактических игр и игрушек, опирались на следующие достижения педагогической науки и педагогического опыта.
• От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой-М : «Мозайка-Синтез» ,2020
• И. А. Ермакова «Развиваем мелкую моторику у малышей». Издательство:
Литера, 2008 г. Серия: Первые шаги.
• А. Е. Белая. «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики». -М. :ООО"Фирма "Издательство АСТ", 1999
• Журнал «Дошкольное воспитание».
• Янушко Е. А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»
ИЗДАТЕЛЬСТВО «МОЗАИКА СИНТЕЗ». методическое пособие для
воспитателей и родителей 2012г. М.
• А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» Москва
«Просвещение», 1991
• Агапова «Игры с пальчиками для развития речи» Издательство «Лада»,
Москва, 2010
Работу по развитию мелкой моторики рук проводим ежедневно как часть
непрерывной образовательной деятельности. Умения и навыки, полученные в ходе специально-организованного обучения, закрепляем в совместной деятельности воспитателя и детей, в самостоятельной деятельности детей, в индивидуальной работе с детьми, а так же в ходе сотрудничества с родителями.
Работа с родителями
Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Кроме того, в раннем возрасте связь между ребенком и его мамой не разрывная. Мама и все что с ней связанно, вызывает в ребенке особые эмоции, которые способствуют развитию двигательных, творческих и речевых способностей. Малыш с раннего возраста должен понимать роль мамы в его воспитании, в его жизни.
Неслучайно в Рабочей программе второй группы раннего возраста (от 2 до 3 лет) на 2022- 2023 учебный год, предусмотрено взаимодействие с родителями обучающихся по вопросам воспитания и развития, вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Чтобы родители стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.
Как заинтересовать родителей в совместной работе и сделать их активными участниками воспитательного процесса?
В разделе «Взаимодействие детского сада с семьей» описаны основные формы работы с родителями воспитанников, использование которых,позволяет нам, педагогам, успешно реализовывать общеобразовательную программу.
В своей работе с родителями мы активно используем такую форму взаимодействия, как практикумы и мастер-классы. Несомненными плюсами этой формы является общение родителей и детей в совместной практической деятельности. Стоит помнить, когда работа совершается вместе и в игровой форме, то любые вершины даются быстрее и проще. Родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Участие семьи в образовании ребенка, т. е. партнёрские отношения педагогов с семьями детей - важная составляющая Программы.
Создание предметно – развивающей среды.
Определив основное направление в работе, я приступила к созданию предметной среды, которая бы расширила мир детей, стимулировала их разнообразную творческую деятельность и в свою очередь способствовала развитию мелкой моторики.
В период раннего детства ребенок активно познает окружающий мир. И наша задача — сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным. Правильно организованная предметно-развивающая среда, помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры-занятия и таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.
Поэтому постаралаись создать среду, окружающую детей таким
образом, что она определяла направленность их деятельности, поставленные задачи по развитию мелкой моторики. И конечно самыми активными участниками были родители.
Для развития мелкой моторики создана зона сенсорно-моторного развития, которая направлена на развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения. Комплектация: игры -вкладыши разной формы, игрушки-шнуровки разного вида, разные виды мозаик, пирамидки, настольно-печатные игры, нанизывающие игры, игры из нетрадиционного материала (панно для застегивания пуговиц, игры с прищепками, игры с пробками и т. д.). Приятная фактура, четкая форма и яркий насыщенный цвет дидактических игр и пособий доставляют детям радость, вызывают желание играть ими. В течение года содержание этого центра меняется и дополняется, цели и задачи игр усложняются. Многие игры и игровые пособия были изготовлены руками родителей.
Определенную ценность представляет центр «Песка и воды». Песочная терапия, игры на определение свойств песка, свойств различных предметов стимулируют развитие ручной и пальцевой моторики, обогащают чувственный опыт, способствуют снятию эмоционально - негативных реакций, создают атмосферу жизнедеятельности и чувства безопасности. Малышам нравятся такие игры как: «Сыпем, лепим», «Отпечатки наших рук», «Норки для ежат», «Лисичка в гостях у ребят».
Имеющийся материал расположили таким образом, что бы дети могли свободно, по интересам выбирать себе игрушки, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали в совместной деятельности с воспитателем, но и проявлять своё творчество.
Методы и приемы
Ранний возраст (от 1 года до 3 лет) – самый благодатный период для развития руки и речевой активности. Он характерен тем, что рука становится одним из главных инструментов в познании окружающего мира. Чтобы познакомиться с предметом, крохе надо обязательно его потрогать, пощупать, начать взаимодействовать с ним. Развитие мелкой моторики у детей проходит постепенно, потому что это индивидуальный процесс и у каждого малыша он проходит своими темпами. Развитие мелкой моторики можно осуществлять с помощью разнообразных приемов, таких как:
1Самомассаж кистей и пальцев рук (ежедневный тщательный массаж кистей
рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальца, ладошки, наружной стороны кисти).
2 Ежедневные пальчиковые игры (со стихами).
3 Работа с материалом (пластилин, конструктор, прищепки, бусинки, крупы и др.).
4 Пальчиковый театр.
5 Конструирование и работа с мозаикой, пазлами.
6 Игры с предметами домашнего обихода.
7 Дидактические игры.
8 Физические упражнения (это разнообразные висы и лазание на спортивном
комплексе, по лесенке и т. д. Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы
малыша, развивают мышцы).
Но особое место в развитии занимают дидактические игры, поскольку, во-первых, они оказывают комплексное влияние на развитие ребенка, во-вторых, обучают в процессе игры, благодаря чему вызывают у детей интерес и положительные эмоции. Сегодня мы поговорим как о традиционных, так и о нетрадиционных дидактических играх, используемых в работе. Просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. Во многом результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание малыша, побудить его к деятельности. В дидактических играх используем интерес детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов, к смене действий, к поиску предметов, отгадыванию.
В начале своей работы провели диагностическое обследование состояния мелкой моторики у детей с целью - выявить уровень развития мелкой моторики рук.
Диагностику проводили по следующим критериям:
1 упражнение «Фонарики»,
2 сжимание и разжимание кулачков,
3 потирание кулачков,
4 сминание бумаги в кулаке.
Критерии делятся на три уровня: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень: точное воспроизведение движения.
Средний уровень: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения.
Низкий уровень: отсутствие основных элементов в структуре движения.
Проведенная диагностика развития мелкой моторики показала, что 67% вновь пришедших детей имеют низкий уровень развития мелкой моторики, а 33% - средний.
Анкетирование родителей позволило выявить компетентность родителей по данной теме. Выяснилось, что в домашних условиях мамы и папы не играют с детьми, а большая часть из них не умеют играть, поэтому выступают в роли наблюдателя. Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решили провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями и специалистами детского сада.
Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию мелкой моторики у малышей. Во время проведения дидактических игр и с игрушками используем следующие методы:
Словесный метод.
Словесные обращения воспитателя к детям - объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.
Наглядно-действенный метод обучения.
В раннем возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе, действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, старались широко использовать приемы наглядности: показывание предмета, возможность потрогать его, рассмотреть.
Практический метод.
Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, предлагали выполнить под
непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, давая единичные указания.
Игровой метод.
Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей раннего возраста. К ним относятся дидактические игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой. Мы часто используем игровые приемы, они очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее
усвоить материал:
- различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации;
- использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления
игрушек, сказочных героев;
- решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев.
Дети, особенно в раннем возрасте быстро развиваются, и задача воспитателя заключается в том, чтобы применяемые им методы способствовали постепенному переходу ребенка на следующую, более высокую ступень развития.
И надо сказать о том, что совместная деятельность взрослого и ребенка проводится в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Содержание работы
Пальчиковая гимнастика - решает множество задач в развитии ребенка : способствует овладению навыками мелкой моторики; развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение; развивает тактильную чувствительность; снимает тревожность. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны, понятны и доступны детям, способствуют развитию речи, творческой деятельности.
В своей работе используем следующие виды игр, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук:
1. игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками;
2. специальные упражнения, так называемая пальчиковая гимнастика. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, кисти рук приобретают подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Пальчиковые шаги - увлекательные задания, развивают память, внимание, зрительно-пространственное восприятие, воображение.
Главное правило – ежедневно заниматься, но не принуждать малыша. Тренировка должна приносить радость, а не вызывать раздражение. Умение работать пальчиками приходит к малышам не сразу, поэтому задача воспитателей - превратить обучение в увлекательную игру!
Самомассаж является одним из эффективных направлений по развитию мелкой моторики. Под действием несложных массажных упражнений, достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений. При обучении детей самомассажу используем массажные движения по ладоням и кистям рук (от кончиков пальцев к запястью, с использованием природного материала (шишек, грецких орехов, мячиков – ёжиков, карандашей). Выполнение упражнений можно сопровождать стихами или счётом, Такая тренировка отлично развивает подвижность пальцев, улучшает мелкую моторику.
Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой. С пластилином детям играть нравится. Можно мять и отщипывать, катать и давить, резать, лепить, формировать фигурки.
Лепка - отличный способ развития мелкой моторики, мышц и координации обеих рук, развивает пространственное мышление, воображение, координацию пальчиков.
Благоприятное воздействие на совершенствование ловкости пальцев оказывают также игры и действия с предметами: мозаики, пирамидки, шнуровки, бусы, пазлы, пальчиковые бассейны с различными наполнителями. Надевать, снимать, вкладывать – эти движения помогают развитию мелкой моторики рук. Кроме того, идет осознание реальных размеров игрушки, знакомство с формами и цветами. Появляется тактильная чувствительность.
Есть интересные игры для развития щипкового (пинцетного) захвата. Это сложное умение, которое помогает удерживать письменные принадлежности. Игры с прищепками развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику пальцев, способствуют развитию координации, согласованию движений, развитию мелких и точных движений рук.
В играх хорошими помощниками стали обыкновенные счетные палочки, соломинки, веточки (если игра происходит на улице). Нехитрые задания помогают детям развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием симметрии.
Работа с бумагой - замечательный материал, который можно рвать, мять и складывать. При этом непослушные пальцы начинают работать. Также развивается фантазия и внимание.
Игры с природным материалом - из камешков, палочек, шишек, мха и другого природного материала можно создавать интересные творческие композиции. Все это позволяет развивать тактильно-двигательное восприятие ребенка.
Игры с крупами. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, которые посылают нервные импульсы (сигналы) в центральную нервную систему (головной мозг) и улучшают деятельность важнейших систем организма. С этой целью были изготовлены «сухие бассейны» с разными наполнителями.
Сенсорная коробка — очень простая игра, помогающая развивать мелкую моторику рук детей. Эта игрушка помогает как развивать моторику у ребенка 9–10 месяцев, так и совершенствовать движения пальчиков малыша в возрасте 2–3 лет и даже старше. Она взрослеет вместе с крохой — достаточно лишь добавить в коробку новых предметов и сделать игровое задание чуть сложнее.
Рисование на крупе - Развивает мелкую моторику рук, тактильную чувствительность рук детей, развивает воображение, фантазию.
Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Контакт с песком развивает координацию движений, стимулирует кожные рецепторы, успокаивает ребенка.
Игры с водой – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Они обладают почти неограниченными возможностями и способствуют развитию ребё нка во всех аспектах: играя с водой, дети познают окружающий мир, знакомятся со свойствами веществ, способствуют развитию мелкой моторики, координации движений, дают представление о таких важных понятиях, как «много-мало», «быстро-медленно», «короткий-длинный», «высокий-низкий». Игры с водой развивают одновременно несколько очень важных качеств: моторику, усидчивость, способность концентрировать внимание. Кроме того, они способны завоевать сердце любого ребенка – наливать-выливать-переливать – это то, что любят дети!
«Игры на липучках» – универсальные пособия для всестороннего развития ребёнка!» Игра развивает мелкую моторику рук, речь, внимание, память, логическое и ассоциативное мышление. Малыш научится выделять один объект из множества других и находить для него место на карточке — основе соответствующей тематики. Благодаря простой и доступной подаче материала, в игровой форме, малыш легко сможет понять сложные темы. Красочные, увлекательные и разнообразные игры на липучках надолго заинтересуют и увлекут ребенка, а также будут способствовать развитию мелкой моторики, творчества и воображения, координации движений глаз и рук.
Заключение
Использование в деятельности дидактических игр и пособий позволило изменить динамику развития у детей раннего возраста мелкой моторики рук : развитие точности и ритмичности движений, ловкости и выносливости пальцев, силы кисти, зрительного контроля движений. Это свидетельствует о том, что дидактические игры и пособия являются эффективным средством развития мелкой моторики и координации движений рук у малышей. Систематическая работа в данном направлении позволила достичь следующих положительных результатов: дети стали более внимательны, усидчивы, больше общаются с воспитателем и сверстниками, пополнился словарный запас слов, кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.
Будем продолжать уделять большое внимание сотрудничеству с родителями, поскольку без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, так как его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду.
В дальнейшем будем продолжать искать новые методические приёмы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.
Литература
1. Агапова И. Давыдова М. Игры с пальчиками для развития речи М. ООО ИКТЦ «Лада», 2011-200 с.
2. Анищенкова Е. С. "Пальчиковая гимнастика", изд. АСТ, 2007г.
3. Белая А. Е. «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики». Издательский Дом 2011
4. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. – М. :ТЦ Сфера, 2005 – 64с. (Логопед в ДОУ).
5. Гаврилина С. Е., КутявинаН. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Развиваем руки, чтоб учиться писать и красиво рисовать. –Ярославль, 2007.–122 с.
6. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей». СПб. : Детство - Пресс, 2014.
7. Кириллова Л. О роли медицинских знаний в решении воспитателем коррекционно-педагогических проблем // Дошкольное воспитание, 2010. - № 1.
8. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб. : Издательский Дом «Литера»,2005
9. Любина Г. Рука развивает мозг. Журнал «Ребенок в детском саду», №6, 2003г., № 1, 2004 г.
10. Павлова Л. Н. Раннее детство : развитие речи и мышления : методическое пособие. - М. : Мозаика - Синтез, 2010.
11. Светлова И. "Развиваем мелкую моторику"ЭКСМО-Пресс, 2001г.
12. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. "Пальчиковые шаги"С-Пб, "Корона",2007г.
13. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. С. -П., Лань, 1996г.
14. Янушко Е. А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» ИЗДАТЕЛЬСТВО «МОЗАИКА СИНТЕЗ». методическое пособие для воспитателей и родителей 2012г. М.
Электронный ресурс
15 Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук [Электронный
ресурс]. – Режим доступа:https://www.baby2000.ru/um/motorika.html
17 Развитие мелкой моторики малыша с 1 года [Электронный ресурс]. –
Режим доступа:https://www.kengyru.ru/melkaya-motorika-razvitie-melkoi-
motoriki-v-godik.htm
18 Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста [Электронный
ресурс]. – Режим доступа:https://festival.1september.ru/articles/581288
19 Развитие мелкой моторики у детей [Электронный ресурс]. – Режим
доступа:https://proigrushku.ru/razvitie-melkoj-motoriki-u-detej
20 Развитие мелкой моторики у детей [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http :// malutka. net / razvitie - melkoi - motoriki - u - detei
21 Развитие моторики у детей [Электронный ресурс]. – Режим
доступа:https://adalin.mospsy.ru/l_01_11.shtml