Екатерина Луценко
Развитие мелкой моторики посредством дидактических игр и упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры и упражнения».
Актуальность.
Уже в девятнадцатом веке учёными была открыта связь умственных и творческих способностей человека с развитием умения воспроизводить точные движения пальцами и кистью рук (мелкой моторики). Впоследствии было установлено, что формирование речи у маленького ребёнка неотделимо от умения правильно повторять небольшие движения руками. Уроки письма и рисования, игра на музыкальных инструментах, развитие памяти, внимания и мышления, хорошая координация движений — всё это связано с развитием мелкой моторики. Поэтому необходимо уделять большое внимание этому вопросу при организации дошкольного обучения.
Публикация «Развитие мелкой моторики посредством дидактических игр и упражнений» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Игры и пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук ребёнка развивает мозг, психику, речевые и интеллектуальные способности, способствует становлению личности дошкольника.
Задачи занятий
• Развитие умения ребёнка производить точные движения кистью и пальцами рук.
• Развитие тактильной чувствительности рук.
• Формирование способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
• Развитие речи, улучшение произношения звуков.
• Развитие мышления, воображения, ориентировки в пространстве, памяти, внимания.
• Овладение жизненно важными умениями, бытовыми навыками.
• Подготовка руки к письму.
• Развитие умения создавать поделки из различных видов материала (пластилина, бумаги, круп, пуговиц и т. п.).
• Снятие психоэмоционального напряжения.
Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Ручные работы успешно использовала в своей работе с детьми итальянский педагог всемирно известной методики Мария Монтессори.
Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, нужно тренировать руки. Развитие интеллекта идет параллельно с развитием руки.
Очень важной работой по развитию «ручной умелости» являются пальчиковые игры. Они очень эмоциональны, увлекательны, понятны и доступны детям, способствуют развитию речи, творческой деятельности.
Проводится пальчиковая гимнастика на занятиях, а также в разные режимные моменты, в свободное время утром и после сна, на прогулке.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковыми играми и упражнениями?
1) Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2) Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
3) Ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
4) Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
5) Развивается память ребенка, т. к. он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
6) У малыша развивается воображение и фантазия.
7) В результате регулярных упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Значительное место в процессе сенсорного обучения и развития мелкой моторики рук занимают дидактические игры. Они незаменимы при индивидуальной работе с детьми, а также помогают разнообразить занятия, сделать их насыщенными, интересными и увлекательными.
Дидактическая игра «Книжка»(пуговицы, крючки, кнопки, шнуровки) помогает в развитии мелкой моторики рук. Дети учатся застегивать пуговицы, шнуровать обувь, застегивать и расстегивать крючки и кнопки.
Дидактическая игра : «Открой замок» также для развития мелкой моторики рук, позволяет выявить у детей знание основных цветов, учит чередовать фигуры по форме, координирует движения рук. С помощью готовых фигур дети открывают замки, если фигура поставлена не правильно, то замок не откроется и фигура не встанет на место.
Благоприятное воздействие на сенсорное развитие и совершенствование ловкости пальцев оказывают также игры с предметами: мозаики, шнуровки, бусы, пазлы. Также на развитие мелкой моторики оказывает большое влияние лепка из теста, пластилина, конструирование, рисование пальчиками.
«Шнуровка».
Развивает мелкую моторику пальцев рук, сенсомоторную координацию, совершенствовать координацию движений и гибкость рук.
«Пазлы и мозайка».
Развивают мелкую моторику, развивают воображение, образное и логическое мышление, обучают правильному восприятию между частью и целым.
«Бусы»
Работа с бусами помогает скоординировать движение обеих рук. Нанизывать детали на шнурок не только интересно, но и полезно. Ведь это занятие тренирует мелкую моторику, а значит — развивает речь, координацию движений, мышление, вырабатывает усидчивость, внимательность, аккуратность.
Есть интересные игры для развития щипкового (пинцетного) захвата. Это сложное умение, которое помогает удерживать письменные принадлежности.
«Прищепки», «Составь 4 в ряд», «Наклейки», «Математический планшет».
Пальчики детей становятся более ловкими, кисти рук – подвижными, гибкими; развивается координация движений; речь ребенка начинает развиваться интенсивнее. У детей развиваются положительные эмоции, уверенность в себе, своих возможностях.