Чумилина Ольга
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста через различные виды деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Ум ребёнка находится на кончиках пальцев»
В. А. Сухомлинский
Актуальность:
Этот проект является целенаправленной и систематической работой по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста, которая способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
Цель работы:
Публикация «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста через различные виды деятельности» размещена в разделах
Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности. Повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развитие мелкой моторики.
Задачи:
1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
3. Улучшить общую двигательную активность;
4. Содействовать нормализации речевой функции;
5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и кистей рук.
Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека есть центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Замечено, что дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить.
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев», - писал В. А. Сухомлинский. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремиться делать своими руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка.
Письмо называют базовым навыком, т. е. навыком, на котором практически строится все дальнейшее обучение, а значит, ребенок, не освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учебе. Вот почему параметром школьной зрелости является уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющий скорость и легкость формирования навыка письма. Письмо – это сложный координированный навык, требующей слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации всего тела.
Для того чтобы ребенок легко и успешно учился в школе, он должен легко и без напряжения говорить. А тренировка движений пальцев рук, в свою очередь, оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.
Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу регулярной, используя следующие формы работы:
1. - совместная деятельность воспитателя с детьми;
2. - индивидуальная работа с детьми;
3. - свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Для развития мелкой моторики рук и координации движений использовать разные методы и приемы работы:
• Пальчиковый игротренинг
1. массаж кистей рук
2. пальчиковая гимнастика, физкультминутки
3. пальчиковые игры со стихами, со скороговорками
4. пальчиковый театр
5. театр теней
• Использование элементов ТРИЗ
1. лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)
2. нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т. д.
3. конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО
4. различные виды аппликаций
• Развитие графической моторики
1. рисование по трафаретам
2. штриховка
3. дорисовка (по принципу симметрии)
4. лабиринты
5. графические диктанты
• Дидактические игры
1. шнуровка М. Монтессори
2. игры с мелкими предметами
3. паззлы, мозаика
Успешность работы с детьми младшего возраста во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией детей в детском саду. Поэтому мною были выделены три этапа, для каждого были подобраны и разработаны дидактические игры и упражнения. 1этап – Организационно-диагностический. Изучение учебно-методической литературы. На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого воспитанника. 2 этап – Теоретический На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого ребенка; изучение психологических особенностей развития детей дошкольного возраста; обобщение учебно-методической литературы; (составление картотеки пальчиковых игр, шнуровок, игр с прищепками и т. д.) 3 этап – Обобщающий Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают дидактические игры и упражнения под руководством воспитателя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать непосредственно-образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности, где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности. Систематичность обеспечивается ежедневным проведением разнообразных дидактических игр: в непосредственно образовательной деятельности, и в свободной самостоятельной деятельности.
Самообразование :
Форма работы
С родителями Самообразование
1 этап Организационно - диагностический
Сентябрь
Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики для малышей» Изучение литературы по теме, поиск эффективных технологий Выбор и определение темы самообразования Планирование работы по теме самообразования
2 этап - Теоритический
Октябрь
Анкетирование родителей по пальчиковой гимнастике. Составление плана по самообразованию Оформление картотеки пальчиковых игр.
3 этап - Обобщающий
Ноябрь
Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками». Подбор и разработка дидактических игр. Создание картотеки дидактических игр
Декабрь
Консультация для родителей: «Крупная польза мелкой моторики» Создание картотеки игр с мячиками. Подбор и разработка дидактических игр. Пополнение картотеки пальчиковых игр. Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр
Январь
Памятка для родителей: «Игры» Пополнение картотеки дидактических игр. Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр
Февраль
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики посредством использования крупы» Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр Изготовление дидактических игр
Март
Памятка для родителей: «Наши пальчиковые игры» Выставка для родителей дидактических игр на развитие мелкой моторики рук у дошкольников. Пополнение картотеки дидактических игр. Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр. Изготовление дидактических игр.
Апрель
Мастер-класс «Развитие мелкой моторики в домашних условиях» Оформление картотеки дидактических игр. Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр. Изготовление дидактических игр
Май
Родительское собрание: «Вот и стали мы год взрослее» - акцентировать внимание родителей на значимости их помощи; отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми. Проведение контрольного диагностического исследования, используя метод наблюдения, упражнения. Оформление работы в полном варианте.
приёмы, применяемые для развития моторики разных возрастных групп
Группа Приёмы
Первая младшая • Массаж кистей рук,
• пальчиковая гимнастика,
• собирание мелких предметов,
• лепка колбасок, лепёшек,
• вылавливание предметов ложкой или совком,
• выжимание губки,
• проталкивание мелких игрушек через отверстие,
• шнуровка,
• постройка башни из кубиков.
Вторая младшая • Пальчиковые игры,
• нанизывание бусинок или пуговиц на нитку,
• использование пинцета, пипеток, прищепок,
• работа с иглой,
• собирание матрёшки, пирамидки,
• поиск предмета в тарелке с рисом,
• завязывание бантиков, узелков,
• сматывание нитки в клубок,
• закрепление канцелярских скрепок, резинок для волос,
• выдавливание фигурок из пластилина с помощью трафарета.
Средняя • Пальчиковые игры,
• образы из пальчиков,
• конструирование из счётных палочек и строительных игрушек,
• собирание мозаик и пазлов,
• изготовление аппликаций и фигур из салфеток,
• инсценировка стихов с помощью рук,
• рисование.
Старшая • Упражнения с использованием массажных резиновых мячиков с шипами,
• ванны с шариками,
• упражнение «гладильная доска»,
• создание картин из ниток,
• изображение на картонке с отверстиями чисел методом шнуровки,
• плетение из цветных шнурков,
• аппликация семенами, крупами, макаронными изделиями,
• конструирование из камушков, природного материала,
• решение логических задач со счётными палочками,
• изготовление украшений из пуговиц, бусинок.
Подготовительная • Пальчиковая гимнастика,
• самомассаж с помощью горошин, карандашей,
• игры с мелкими предметами,
• собирание мелкой мозаики,
• изобразительная деятельность,
• раскрашивание картинок,
• изготовление оригами,
• художественный труд с использованием плетения, аппликации, папье-маше,
• рисунки по клеточкам,
• графический диктант,
• прописи,
• рисунки по точкам,
• работа с ножницами,
• определение на ощупь что спрятано под салфеткой,
• проведение по лабиринту шарика с помощью указки.
картотека игр по развитию мелкой моторики в ДОУ
Вид игры Примеры дидактических разработок
Пальчиковая гимнастика со стихами и потешками • «Пальчиковая гимнастика для детей 2–3 лет».
• Корчагина Ирина «Пальчиковые игры для детей 2–3 лет».
• Макашова Миляуша «Картотека пальчиковых игр для детей 2–3 лет».
Пальчиковые игры (гимнастика для рук) • «Пальчиковые игры для детей 3–4 лет в детском саду».
• Шабан Ирина «Картотека пальчиковых игр для детей младшего дошкольного возраста (3–4 года)».
• Гладышева Евгения «Дидактические игры по развитию мелкой моторики рук».
Игры на развитие тактильных ощущений • «Сенсорные игры для развития тактильных ощущений».
• Селезнёва Татьяна «Сенсорное развитие детей 3–4 лет через дидактические игры».
Самомассаж рук с мягким мячом, шишками, орехами, карандашами • Хамзина Ильмира «Игры с мячом. Развитие мелкой моторики. Практические рекомендации».
• Масина Марина «Упражнения с природным материалом для развития мелкой моторики».
• Утте Инесса «Игры и упражнения с еловыми и сосновыми шишками в развитии ручной моторики у детей старшего дошкольного возраста».
Шнуровка, откручивание крышек, болтов • «Игры для развития мелкой моторики своими руками».
• Опринчук Антонина «Игры для развития мелкой моторики своими руками».
• Кудрявцева Лариса «Дидактические игры своими руками на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
Игры с прищепками, скрепками, нитками, пуговицами • «Игры с предметами для развития мелкой моторики».
• «Игры для развития мелкой моторики у детей дошкольников 5–6 лет».
• Игры для развития мелкой моторики рук».
• Быкова Татьяна «Картотека игр на развитие мелкой моторики».
Творческий труд, игры с бумагой, рисование • Пшенникова Мария «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования».
• Кузьмина Ольга «Оригами как средство развития мелкой моторики рук старших дошкольников».
• «Игры на развитие мелкой моторики для детей 5–6 лет в детском саду».
• «Значение и способы развития мелкой моторики у детей подготовительной к школе группы».
Примерный план по развитию мелкой моторики и речи у детей среднего дошкольного возраста
Месяц Деятельность
Сентябрь Начинаются занятия с 3-й недели. 1-ая и 2-ая недели - диагностика.
3-я неделя 1. Разглаживание скомканных бумажных комочков из цветной бумаги. 2.«Найди и положи рядом такой же» - разложить геометрические фигуры по цвету и форме. 3.«Нарисуй клубочки от точки» методом «наращивания», не отрывая карандаш от бумаги.
4-я неделя 1. Катание между ладонями карандашей, орехов, шариков. 2. Разрывание бумаги (путем отщипывания от листа). 3. Расстегивание и застегивание пуговиц, молний.
Октябрь 1-2-я недели - Тема: Овощи, фрукты 1.«Собираем урожай» - лепка разноцветных шариков из пластилина. – «Что это?» (называние похожих на шарики по цвету овощей и фруктов). 2.«Сложи картинку» из 4-х частей. 3.«Строим забор» из счетных палочек - закрепление знаний о цвете и размере. 4.«Найди вторую половинку» - разрезные картинки. 5.«Чудесный мешочек» - овощи и фрукты определить на ощупь. 6.«Сушка овощей» - двойные трафареты развесить на веревке.
3-4-я недели - Тема: Птицы осенью 1.«Посмотри, кто спрятался в комочке?» - Разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображенными на них контурами птиц. 2.«Сухой бассейн» - найти фигурки птиц на ощупь в коробке с горохом. 3.«Разрезные картинки» - собрать картинку птицы из трех частей (голова, туловище, лапки). 4.«Птичьи следы на песке» - рисуем на песке пальчиками. 5.«Птицы собираются в стаи» - «рассадить» (развесить по линии сгиба) «птиц» по веткам, используя двойные трафареты. 6.«3aготовкa корма для зимующих птиц» - рассортировать фасоль и горох.
Ноябрь 1-2-я недели - Тема: Труд людей в природе 1. «Собери инструменты» - из двух частей-деталей, вырезанных из картона (лопата, молоток). 2.«Нарисуй на песке молоток, лопату» 3.«Определи на ощупь» - трафареты из крупной наждачной бумаги (лопата, грабли, молоток, пила). 4.«Покатай, покатай» - катание гладкого и ребристого карандашей между ладошками. 5.«Разложи по своим местам» - в окошки, вырезанные по форме инструментов, вложить соответственно: лопату, топор, молоток. 6.«Почини инструменты» - найти и добавить недостающую деталь картонного трафарета: ручку пилы, зубец граблей и т. д.
3-4-я недели - Тема: Одежда и обувь 1.«Что это?» - Разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями одежды и обуви. 2.«3астегни одежду» - на пуговицы, липучки, молнии. 3.«Помоги развесить одежду» - двойные и одинарные трафареты одежды, (одинарные прикрепляют - прищепками). 4.«Подбери пуговицы по цвету». 5.«Шуровка» - учить вкладывать шнурок в дырочку. 6.«Найди пару» - в коробке 4 туфельки и 4 сапожка одного цвета, вырезанные из цветного картона с дырочкой, надеть каждую пар ну одну веревочку.
Декабрь 1-я неделя - Тема: Город
1. Строим дом из кубиков.
2.«Выложи дом из цветных геометрических фигур».
3.«Кто в домике живет?» - Найти фигурки в «сухом» бассейне.
2-я неделя - Тема: Транспорт
1.«Что у кого?» - Разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с
контурными изображениями автобуса, машины.
2.«Грузим камушки в грузовик» - камушки рассыпаны по столу, ковру·
3.«Проехала машина» - рисуем на песке, рассыпанном тонким слоем на
подносе, следы от машины.
3-я неделя - Тема: Зима. Зимний лес
1. Снегопад в лесу. (На трафарете зеленой елки из бархатной бумаги разложить
комочки ваты.)
2.«Лепим снежки большие и маленькие» - сминаем бумагу в комочки и катаем
их между ладонями.
3.«Снежная баба» - лепка из пластилина.
4-я неделя - Тема: Дикие животные зимой
1.«Чудесный мешочек» - определить на ощупь резиновые игрушки.
2.«Выложи медведя из геометрических фигур».
3.«Новогодний подарок для белочки» - собрать в мешочки грецкие, кедровые
орехи, фундук, затем определять орешек на ощупь.
Январь 2-3-я недели - Тема: Дикие животные и их детеныши 1.«Кто это?» - Крупные трафареты животных из наждачной бумаги демонстрируют детям и предлагают определить на ощупь, где «мама», где «детеныш». 2.«Ежи и ежата» - втыкание спичек в большой или маленький пластилиновый комочек. 3. «Подарок для мышек и мышат» - сортировка семечек тыквы и подсолнуха. 4.«Собери семью» - наложить на контур соответствующий трафарет животного. 5.«Кто пришел?» - Рисуем на песке, рассыпанном на подносе, следы, разные по величине (большим пальцем, указательным, мизинцем). 6.«Чтобы Мише было теплее» - мелко порвать бумагу, потом засыпать Мишку - «в берлоге».
4-я неделя - Тема: Птицы зимой 1.«Ворона или воробей?» - Определить на ощупь по плоскостному трафарету из гречки, наждачной бумаги. 2.«Угощение для птиц» - сортировка семян. 3.«Кто спрятался под листочком?» - Подушечками пальцев прогладить и определить по контуру трафарет, какого предмета находится под бумагой в форме листика.
Февраль 1-2-я недели - Тема: Семья 13 1.«Кто это?» - Собрать фигурки человека из геометрических фигур по образцу, 2. «Что купила мама?» - Найти «овощи» и «фрукты» в «сухом бассейне» 3.«Поможем бабушке развязать узелки на бельевой веревке». 4.«Поможем мальчику застегнуть пуговицы на рубашке». 5.«Учимся шнуровать ботинки». 6.«Для кого подарок?» - Чудесный мешочек.
З-4-я недели - Тема: Профессии 1. Строитель. «Построим дом из кубиков». Игра «Кто в домике у тебя живет?» 2. Продавец. «Оторви чек» - отрываем клочки бумаги от полоски. 3.«Витаминный завод» - лепим «витамины» из пластилина и складываем в коробочки. 4. Повар. «Рассортируй фасоль по цвету». 5. Шофер. «Собрать машинку из геометрических фигур». 6. Воспитатель. «Игрушки. Разрезные картинки из 4-х частей».
Март 1-я неделя. - Тема: Праздник мам. 1-3. Изготовление подарка для мамы (с учетом возрастных и индивидуальных способностей ребенка).
2-я неделя. - Тема: Начало весны 1.«Следы от капели» - на манке пальчиками ставим точки. 2.«Солнце светит ярко-ярко» - выложить из спичек солнечные лучи вокруг желтого кружка. 3.«Кто скоро проснется после зимней спячки?» - Разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями.
З-4-я недели. - Тема: Игрушки 1.«Собери пирамидку». 2.«Мячи для котят» - лепка из пластилина. 3.«Что спряталось в комочке?» - Разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями игрушек. 4. Рисуем на песке большие и маленькие предметы (мяч, шар, кирпич, кубик). 5.«Определи на ощупь» - «чудесный мешочек»; «сухой бассейн». Какая игрушка спряталась? 6.«Матрешки разбежались» - собрать на ковре матрешек и вложить их одна в одну.
Апрель l-я неделя. - Тема: Одежда 1.«Недошитое» платье. («Пришить» к платью рукава, воротник, карман, пуговицы».) Дополнить картонный трафарет нужной деталью. 2. Шнуровка, застегивание пуговиц, молний, липучек. 3.«Сушка белья» - пристегнуть прищепками к веревке одежду кукол, носовые платки.
2-я неделя. - Тема: Дикие и домашние животные 1.«Собери картинку» - разрезанные картинки из 4-х частей. 2.«Нарви молодой травки для кроликов» - мелко порвать зеленую бумагу. 14 3.«Кто где живет?» - называние и выкладывание из пластмассовых палочек домиков животных (конура, нора, сарай).
3-я неделя. - Тема: Птицы весной 1.«Червячки для грачей» - лепка из пластилина. 2.«Поможем птицам» - устелить «гнездо» мелкими клочками из ваты. 3.«Напоим птиц» - работа с водой и пипеткой.
4-я неделя. - Тема: Растительный мир 1.«Каждому листочку - свое место» - закрыть контуры различных листочков нужными листочками, взятыми из коробки. 2.«Красивый одуванчик» - втыкание спичек в пластилиновый комочек. 3. Коллективная работа «Весенний луг» - небольшие цветные листочки бумаги смять, крепко сжать в кулачке, скатать между ладошками и приклеить на общий зеленый фон.
Май 2-3-я недели. - Тема: Труд весной на даче 1.«Посадка фасоли» - дети в песке пальцем делают ямки и сажают семена. 2.«3акрути бутылочку» - закручивание пробок на пластмассовых бутылках. 3.«Кто больше соберет фасоли?» - Собрать фасоль с ковра. 4.«Едем на дачу» - собрать грузовик из геометрических фигур. 5.«Строим дачный дом» - пластмассовый строительный набор. 6.«Дорожка» - выкладывание дорожки из геометрических фигур на ковре.
4-я неделя. - Тема: Мы подросли и повзрослели 1-3. Шнуровка, застегивание и расстегивание пуговиц, молний, липучек, развязывание узелков на бельевой веревке.
Список литературы:
1. Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи
дошкольников : Пособие для родителей и педагогов. – М. : Астрель, 2012. –
46с.
2. Примерная основная общеобразовательная программа ДО "Мир открытий".// Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. -М:. Цветной мир, 2012. - 320 с. 2. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с. 3. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007. – 18 с.
3. Кирпичникова Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику // Дошкольное
воспитание. - 2005. - № 2. - с. 76-78.
4. Кольцова М. Н., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый
игротренинг. - СПб. : Питер, 1998. – 192с.
5. Любина Г. А., Желонкина О. В. Рука развивает мозг // Ребёнок в детском
саду. - 2003. - №4. – 33-35; №5 - С. 24-28; № 6. - С. 11-19.
6. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников :
Пособие для родителей и педагогов. - М. : Изд-во «АСТ», 2011. – 228с.
7. В. В. Коноваленко, СВ. Коноваленко. Артикуляционная и пальчиковая
гимнастика. - М. : Гном-Пресс, 2000.
8. Лыкова И. А. Касаткина Е. И. Пеганова С. Н. Играют мальчики: Гендерный подход в обр. : Учб. - метод. пособие. - М. : Изд. дом Цветной мир, 2013. - 96 с.
9. Карпухина Н. А. Программная разработка образовательных областей "Социализация", "Познания", "Физкультура". во второй младшей группе детского сада. Практическое пособие для ст. воспитателей и педагогов ДОУ, родителей, гувернров - Воронеж: ООО "Метода", 2013 - 200 с. 11. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников :
Пособие для родителей и педагогов. - М. : ООО «Фирма «Издательство
АСТ», 1999.
10. Тимофеева Е. Ю. Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие
мелкой моторики. 2-е изд. – СПб. : Корона – Век, 2007.
11. Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. - Санкт-Петербург,
1996