Лилия Корчажкина
Опыт работы «Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие математических способностей у детей
старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
Особая роль математики заключается в умственном воспитании, в развитии интеллекта, а в целом в развитии математических способностей. Это объясняется тем, что результатами обучения математики являются не только знания, но и определённый стиль мышления.
Публикация «Опыт работы „Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста и упущения здесь трудно восполняемы. Занимательный материал является одним из дидактических средств, способствующих развитию математических способностей детей. Его ценность возрастает в последнее время в связи с запросами общества в ускорении интеллектуального развития детей. (А. Н. Леонтьев, Н. Н. Поддьяков, А. А. Столяр).
В каждую эпоху общественного развития дети живут тем, чем живет народ. Но окружающий мир воспринимается ребенком по-иному, чем взрослым. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо целей, чем играть. «Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива» - так писала выдающийся советский педагог Н. К. Крупская.
Она так же указывала на возможность расширения впечатлений, представлений в игре, вхождения детей в жизнь, о связи игр с действительностью, с жизнью.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего мира.
Через использование занимательного материала можно выработать у детей умение считать, решать арифметические задачи, развивать желание заниматься, возможности использования его с целью подготовки детей к обучению в школе, развитие смекалки, воображения, творческих способностей, логичности и гибкости ума. Характером материала определяется его назначение развивать у детей общие, умственные и математические способности, заинтересовать их предметом математики, развлекать. Главной целью по формированию элементарных математических представлений является всестороннее развитие ребёнка : его мотивационной сферы, интеллектуальных, творческих сил, качеств личности. Исходя из цели, поставлены следующие задачи:
1. Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение интересов, радость творчества.
2. Развитие образного мышления, приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
3. Развитие творческих способностей, фантазии, воображения.
4. Воспитание интереса к предмету и процессу обучения в целом.
На основании поставленных задач, составлен перспективный план. За основу взята авторская программа Л. Г. Петерсон и Н. П. Холиной «Раз – ступенька, два – ступенька». Данное математическое содержание реализуется не только на математических занятиях, но и в познавательной деятельности детей в свободное от занятий время.
Работа с детьми проводилась в три этапа. Целью первого этапа является определение уровня развития математических способностей у детей старшего дошкольного возраста. На втором этапе была поставлена цель: использование занимательных игр и упражнений в математической деятельности детей старшего возраста. Целью третьего этапа является выявление эффективности использования предложенного занимательного материала на развитие математических способностей детей как одно из средств. В ходе диагностики использовала задания, разработанные С. В. Щербининой из серии «Развитие моего ребёнка». В ходе итоговой диагностики использовала задания, разработанные Е. В. Колесниковой. Благодаря проделанной работе повысилась активность детей в играх с занимательным материалом, проявление желания играть небольшими подгруппами, «обучать товарищей», у детей появился интерес к предмету и процессу обучения в целом, они овладели умением самостоятельно ставить перед собой цель, искать пути её реализации.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Среди многообразия
игровых методов наиболее распространённым является дидактическая игра.
Дидактические игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме. Это наиболее доступно и привлекательно для детей. Основное назначение игр – упражнять детей в различении, выделении, чисел, геометрических фигур, направлений движений; упражнять во временных понятиях.
В своей работе я использую комплексно - игровую методику. В основе ее лежат развивающие занимательные игры, в соответствии с темой занятия. Игры способны целенаправленно развивать умственные способности детей.
Знакомя детей с цифрами, я использую дидактические игры, направленные на знакомство с цифрами:
- «Собери цифру правильно»
- «Выложи цифру из палочек»
- «Слепи из пластилина»
- «На что похожа цифра?»
- «Назови предметы, напоминающие цифры»
Так же отгадываем загадки с математическим содержанием, учим стихи о цифрах, знакомим со сказками, в которых присутствуют цифры, заучиваем пословицы и поговорки, где присутствуют цифры. Детям очень нравятся физкультминутки.
Игровые приемы, используемые для закрепления чисел:
- Стихи
- загадки
- скороговорки
- считалки
- физкультминутки
Знакомя детей с различными линиями, применяю игру «Путаница». По заданию дети находят линию и обводят определенным цветом
В разделе «Количество и счет» уместны следующие дидактические игры:
- «Какое число я задумала?»,
- «Назови число на единицу больше - меньше»,
- «Кто знает, пусть дальше считает»,
- «Назови соседей».
В игровые комплексы обязательно включаем музыку, физкультминутки, игры на развитие мелкой моторики, гимнастику для глаз и рук. Успех обучения во многом зависит от организации учебного процесса. На каждой форме занятия я обязательно произвожу смену видов деятельности, для улучшения восприятия информации воспитателя и активизации деятельности самих детей в игровой форме.
Обучая детей решению математических задач, мы учим их думать, логически мыслить, расширяем их представления об окружающем. Особый интерес у детей вызывают задачи, оформленные в виде сказок, маленьких историй, веселых рассказов. Слушая условия задачи, дети должны были быть очень внимательным, чтобы правильно ответить на поставленные вопросы, сообразить, что именно требуется сосчитать. В процессе решения задач мы закрепляем у детей не только навыки счета, но и такие понятия, как форма, цвет, величина и т. д.
Я часто использую в своей работе игру «Изобрази цифру». Дети показывают цифру руками, пальцами, используя свое тело, стоя парами. В парах детям нравится писать друг другу на спине или ладошками.
Для закрепления знаний о геометрических фигурах использую игры:
- «Назови лишнюю фигуру»
- «Подбери заплатку»
- «Танграм»
- «Блоки Дьеныша»
- «Геометрическое лото»
Для поддержания интереса, активизации, мотивации и закрепления изученного, я использую следующие формы работы с детьми :
- комплекс развивающих игр;
- экспериментирование;
- познавательные игры;
- путешествие;
- подгрупповая работа;
- игра-путешествие;
- математический КВН;
- эксперимент;
- индивидуальная работа.
Работая с детьми, я каждый раз нахожу новые игры, которые разучиваем и играем. Ведь эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики. Мой опыт работы показывает, что знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями.
Потребности нынешнего времени требуют от воспитателя знаний не только чему учить ребенка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим. Поэтому постоянно необходим поиск новых форм работы с детьми.
Обучая детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.
Список используемой литературы:
1. З. А Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» - Москва,1990г.
2. Е. Ю. Иванова «100 игр, сценариев и праздников» - ФГУИППВ, 2004г.
3. В. Волина «Веселая математика» - Москва,1999г.
4. О. Узорова, Е. Нефедова «1000 упражнений для подготовки к школе» - ООО «Издательство Астрель», 2002г.
5. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста : Кн. для воспитателя дет. сада. – М., 1989
6. Леушина А. М. Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста.
7. О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаева «Чего на свете не бывает» 1991г.
под редакцией А. А. Столяра «Давайте поиграем» 1991г.
8. Абрамов И. А. Особенности детского возраста. – М., 1993
9. Аргинская И. И. Математика, математические игры. - Самара: Федоров, 2005 г. - 32 с.