Елена Кирюшина
Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности
▼ Скачать +Заказ
Актуальность метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. Знания, полученные самостоятельно, являются осознанными и более прочными. Ребенок познает объект в результате практической деятельности с ним.
Публикация «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
У старших дошкольников уже формируются достаточно правильные и полные картины окружающей их природы, поэтому всю работу с детьми строю с учётом их возрастных особенностей.
Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть,
изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное само выражаться. Моя задача - помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.
на собственных наблюдениях и опытах.
. В детском саду экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную эксперимента, исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее.
Как узнать, что происходит с каждым из окружающих ребёнка предметов? Всё надо обследовать по всем анализаторам, а все полученные при этом данные вносятся в память. К сожалению, многие взрослые не задумываются, какие мучительные ощущения возникают у ребёнка при лишении возможности загружать свою память различными новыми сведениями. Природа сделала инстинкт познания в раннем возрасте очень мощным, практически непреодолимым. С возрастом потребность в познании нового ослабевает. Основная масса людей в зрелом возрасте живёт и работает, используя багаж знаний, накопленный на предыдущих стадиях индивидуального развития, и не испытывает особых страданий при невозможности открывать что – то новое ежедневно и ежечасно. Вот почему некоторые взрослые не понимают детей и рассматривают их деятельность как бесцельную-здесь, как считают педагоги и психологи – это широкое внедрение метода организованного и контролируемого детского экспериментирования – дома и в детском саду.
Цель и задачи опыта работы :
Цель моей работы - развитие познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению детей дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования в повседневной и в непосредственно-образовательной деятельности.
Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:
1. Расширить представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук (химия, физика, математика, геология)
2. Подобрать познавательный, игровой материал экологического содержания, который вызовет заинтересованность и познавательную активность детей, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
3. Способствовать участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов.
4. Формировать основы целостного мировидения у детей через детское экспериментирование.
5. Способствовать развитию познавательной активности, наблюдательности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи.
6. Развивать элементарный самоконтроль и само регуляцию своих действий.
Детское экспериментирование – это познание свойств и связей объектов различными действиями, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребенка. Когда он попробует сам проделать опыт, то запомнит его надолго. А сколько эмоций! Опыты проводить можно со всеми детьми сразу.
Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения, обсуждение результатов опыта проводится сразу : анализируются условия протекания опыта, сравниваются результаты, делаются выводы. В ходе опыта длительного характера (прорастание семян) воспитатель поддерживает интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращает их к осознанию того, зачем поставлен опыт.
Заключительным моментом опыта, эксперимента, является формулирование и фиксация выводов на основе полученных результатов.
В настоящее время метод экспериментирования прочно занимает свое место в дошкольном образовании.
Дошкольное детство — это начальный этап человеческой личности, когда ребенок начинает осознавать свое место в природе, то, что он является неотъемлемой частью природы.
Важно вовлекать ребенка в экспериментальную работу – проведение простейших опытов под руководством взрослого. Опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они не обычны, а главное – дети проделывают их сами.
Иногда случается так, что взрослый просто показывает тот или иной опыт, а дети следят. Конечно так проще, но ребенку необходимо проделать все самому. Это очень важный воспитательный момент.
Исследовательская работа помогает ребенку логически мыслить, обобщать, делать выводы.
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т. п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья.
Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности :
• наблюдение, развитие речи - умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи.
формирование элементарных математических представлений - во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает
экспериментирование.
изобразительная деятельность - чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет результат природоведческого эксперимента. Работая в детском саду, я заметила, что на занятиях изобразительной деятельностью детям также интересно и экспериментирование. Они одинаково быстро вовлекают детей в процесс познания, исследования, вызывают у них новые оригинальные идеи, желание придумывать и находить новые способы получения результата своей продуктивной деятельности, подталкивают детей к самостоятельным действиям, то есть помогают проявить непосредственно свою творческую индивидуальность.
В последние годы особый интерес представляет использование так называемых нетрадиционных техник создания изображения, как части творческого экспериментирования.
,.
В группе оборудован центр экспериментирования «Почемучки», для проведения элементарных опытов, экспериментов. Метод детского экспериментирования не труден: он просто непривычен и не разработан досконально применительно к условиям дошкольного учреждения. Детское экспериментирование не требует больших материальных затрат, для этого в подавляющем большинстве случаев даже не требуется специальное оборудование. Мы используем любые подручные или бросовые материалы.
Ведь в умелых руках даже обычная пластиковая бутылка может превратиться в фильтр, в который можно наливать воду или насыпать песок, а обычный пакет для мусора может стать ловушкой для воздуха, ну а если его разрезать на ленточки и прикрепить с помощью скотча к палочке, то можно будет увидеть направление ветра на прогулке или сделать ветер самим.
У меня в группе создана лаборатория для экспериментальной деятельности в которой мы проводим исследования.
Комнатный «Весёлый огород», где вместе с детьми мы выращиваем и наблюдаем, как растут и развиваются растения.
Собраны коллекции «Морские ракушки», «Камней и минералов»;
• Приборы– помощники для экспериментирования: весы, магниты, лупы, песочные часы;
• Природные материалы: песок, глина, земля, семена, камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, уголь, соль, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, семена фруктов и овощей.
• Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт, пробирки, шпатели, деревянные палочки, мензурки, воронки, резиновые груши разного объема.
• Бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха, поролона, пробирки, проволока,
• Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объемы:
пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки.
Дополнительное оборудование и материалы.
- детские халаты, фартуки;
- схемы для проведения опытов.
Лаборатория постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте.
В любом возрасте роль педагога остаётся ведущей. Без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее познавательной ценности.
Описание основных элементов педагогического опыта.
В своей работе по исследовательской деятельности отдаю предпочтение опытам, экспериментам, занятиям-исследованиям, самостоятельной поисковой деятельности детей. Я вижу, что данный вид деятельности вызывает у детей восторг. Опыт – это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов, об их изменениях. Их провожу как в образовательной деятельности, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности.
Свою работу с детьми я веду по трём взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:
1. Живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.);
Проводили опыты с веточками деревьев следили за их изменениями в росте, наблюдали за сезонными изменениями в природе «Изменения природы от времени года», «Почему летом цветут цветы», «Зачем кормить птиц зимой». В течении летнего периода проводила с детьми целевые экскурсии на огород. Дети с удовольствием наблюдали за ростом овощных культур, принимали участие в поливке и прополке грядок, проводили эксперименты: «Что будет если не пропалывать грядки от сорняков», «Поливать грядки – это важно или нет». С нетерпением ждали, когда поспеет урожай, а когда пришло время собирать его, восторгу не было предела.
3. Неживая природа, (воздух, вода, почва, звук, вес, свет, цвет и др.) На непосредственно–образовательной деятельности по ознакомлению с явлениями неживой природы "Куда исчезла вода?", "Сыплем, лепим", "Как увидеть воздух?", "Какого цвета снег?", "Что вырастет из зёрнышка?", дети получили правильное представление об окружающем мире. Такая деятельность помогла детям в процессе наблюдения углубить и закрепить свои знания в неживой природе. Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком глиной, магнитом, тканями, снегом, водой, воздухом.
Экспериментирование с воздухом: «Реактивный шарик», «Поиск воздуха», «Место для воздуха», «Тесная бутылка», «Он в мешке», «Двигаем предметы», «Соломинка-пипетка», «Соломинка-флейта».
Например, для того чтобы узнать есть ли воздух вокруг нас предлагаю детям поймать его с помощью пакетов, а затем определить какого он цвета? Набрав воздух в пакеты, дети рассуждают, что его можно поймать, значит, он находится вокруг нас и что не имеет цвета. Имеет ли воздух вес? Ответить на этот вопрос также можно с помощью опыта, положив на одну чашу весов пустой шарик, а на другую надутый. Так знакомлю детей со свойствами воздуха.
Экспериментирование с водой: позволило детям сравнить различные состояния воды. («Вижу - не вижу», «Где вода?», «Игры с кубиком льда», «Почувствуйте стакан», «Рукам своим не верю», «Что в банке?», «Где больше?», «Какая температура?», «Помощница вода»)
Из опыта "Волшебница - вода" при взаимодействии воды и сиропа узнали о её свойстве изменять цвет, опыт «Волшебная рукавичка» помог выяснить способность магнита притягивать металлические предметы через рукавичку.
Провели простейшие опыты с водой : - Почему осенью бывает грязно?
Материал: Пульверизатор с водой, чашка с землёй.
Ход опыта : В чашку с землёй набрызгала воды (дождик идёт). Пощупали руками образовавшуюся грязь.
Сделали вывод: При соединении воды с землёй образуется грязь, поэтому после дождя на улице грязно.
Наблюдая сильный дождь из окна, дети видели, как стекает вода по стёклам, какие лужи после дождя на дорогах. После нескольких наблюдений сделали выводы: дождь бывает разный (холодный, тёплый, моросящий, крупный, ливневый). Чаще всего дождь идёт тогда, когда на небе появляются тучи, но бывает иногда и при хорошей погоде, когда светит солнышко, такой дождик называют «грибной». Он тёплый и быстро проходит.
Дети убедились, что дождь – это вода. Сравнили воду из под крана и из лужи, отметили: в луже вода грязная, а из под крана – чистая. Если воду из под крана вскипятить, то она подходит для питья, а из лужи для питья не подходит, зато в этой луже может помыть свои крылышки воробей (мы с детьми наблюдали это не раз). Дети узнали, что воду можно покрасить, заморозить.
Ход опыта : Взяли стаканчики с водой, краски с кисточками сначала воду покрасили затем заморозили, получилась мозаика изо льда. Дети с огромным удовольствием выкладывали разноцветные льдинки на снегу.
Познакомила детей со свойствами льда и снега.
Экспериментирование с песком давало детям возможность выделить для себя новые свойства песка («Свойства мокрого песка», «Песочный конус», «Чистая вода», «Можно ли услышать песок?», «Цветной песок», «Ветер в пустыне», «Песок и камешки»)
Человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и др.). Для начала знакомила детей с названиями частей своего тела. Кажется, это просто, но такие слова, как запястье, затылок, ступня, кисть, голень, бедро детям могут быть не знакомы. В своей работе использовала наглядно – дидактический материал «Строение тела», «Для чего нужны руки, ноги…»
Знакомила детей с внутренним строением. Предлагала ребенку потрогать живот и спину. Спина заметно тверже живота, так можно объяснить, что внутри человека есть кости, которые и придают форму нашему телу. Рассматривали с детьми книги, иллюстрации, проводили опыты : «Для чего нужны руки, нос, ноги…», «Зачем мыть руки», «Кожа – какая она?» «Как физические упражнения влияют на организм человека»
Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - ребята всё проделывают сами., удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.
В ходе экспериментирования ребенок познает объект. В практической деятельности осуществляет и выполняет познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Например: в ходе реализации образовательного проекта «Осень» при знакомстве с овощами проводила с детьми опыт «тонет, не тонет» : картошка, лук, помидор. В ходе этого опыта дети узнали, что картошка тонет, а помидор и лук плавают.
Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
Вывод
В результате организации детского экспериментирования:
• У детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности.
• кругозор, обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т. д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др., о применении их человеком в своей деятельности.
• Появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.
• Развиваются качества личности : самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.
Таким образом, систематическая, специально организованная работа по экспериментированию, как средство познавательного развития дошкольников, позволила качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы.