Лавренко Жанна
Развитие лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Речь является одной из основных линий развития ребёнка. Особенно остро стоит проблема формирования лексико-грамматического строя речи у детей с ТНР, так как овладение грамматическим строем речи у таких у детей в замедленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка.
В работе с детьми эффективными оказались коррекционные упражнений и дидактических игры по формированию лексико-грамматического строя речи.
Публикация «Развитие лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
Были достигнуты следующие результаты: обогащение, активизация имеющегося у детей словаря, развитие внимания у детей к морфологическому составу слов, формирование грамматического строя речи.
Дидактическая игра "У белочки в гостях"
Задачи: Расширение словарного запаса. Совершенствование грамматического строя речи. Ознакомление с разными способами словообразования. Развитие слухового и зрительного внимания.
Игровая ситуация. На наборном полотне большая картинка с изображением нарядной белочки у стола, воспитатель объясняет детям, что белочка ждет гостей, и предлагает помочь белочке. Перед детьми выкладываются картинки с изображениями большой чашки, большого чайника, вазочки, салфетницы. Дети рассматривают и называют предметы, и комментируют свои действия:
— Я поставлю на стол чайник.
— Я поставлю чашку рядом с чайником. И т. п.
Когда все картинки лежат на столе, воспитатель просит детей еще раз посмотреть на них и запомнить, что и как стоит. Затем предлагает ребятам закрыть глаза и меняет в это время одну из картинок на картинку из второго комплекта. Дети открывают глаза, рассматривают картинку и отвечают на вопрос:— Что изменилось?— Вместо чайника на столе стоит маленькая чашечка. И т. п.
Можно усложнить задание, заменяя сразу по две картинки, чтобы дети составляли сложное предложение:— Вместо сахарницы появилась салфетница. Также необходимо провести работу по словообразованию.
Воспитатель произносит слова ЧАЙНИК и МОЛОЧНИК, обращает внимание детей на то, что слова похожи между собой, предлагает вспомнить другие названия посуды, сходные с этими словами (КОФЕЙНИК, СЛИВОЧНИК). Затем просит детей подумать, какие еще названия посуды в этой игре похожи между собой (САЛФЕТНИЦА, САХАРНИЦА). Можно попросить детей подобрать еще названия посуды, образованные так же (ХЛЕБНИЦА, СУПНИЦА).