Рузанна Аванесян
Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста посредством сюжетных картинок
▼ Скачать +Заказ
"Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста посредством сюжетных картинок"
Согласно ФГОС дошкольного образования развитие речи является одним из главных механизмов развития ребенка. Полноценное освоение речью именно в дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания ребенка. Чем раньше обратить внимание и начать обучение владению речью, тем свободнее дошкольник будет общаться со своими сверстниками и окружающими в дальнейшем.
Публикация «Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста посредством сюжетных картинок» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2023
Современные исследования показали, что дети испытывают большие трудности в свободном владении речью, умением оперировать представлениями, выражать своё отношение, высказываться. Особые сложности у детей вызывает развитие связной речи.
Главной задачей развития связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь планирование, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.
Развитие связной речи через составление рассказов по картинам и серии сюжетных картинок является очень актуальным, интересным и в то же время сложным видом речевой деятельности для дошкольников.
Картины, рисунки, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям применяют в образовательном процессе как средство умственного, эстетического и речевого воспитания.
Существуют определенные требования к организации работы с картиной:
1. Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.
2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.
3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.
4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.
5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.
6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.
Существуют также требования к отбору картин:
1. Содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему;
2. картина должна быть высокохудожественной: изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими;
3. картина должна быть доступна не только по содержанию, но и по изображению. Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного
Работая над обучением детей рассказыванию по картинам, педагоги используют:
1. Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий
2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. 3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин: ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ.
4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине: ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. Ему требуется не только осмыслить содержание картины, передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.
5. Описание пейзажной картины и натюрморта.
Все эти занятия имеют определенную структуру:
1. Часть – вводная (1-5 минут). Включает в себя небольшую вводную беседу или загадки, цель которых выяснить представления и знания, настроить детей к восприятию.
2. Часть – основная (10-20 минут, где используются разные методы и приёмы.
3. Часть – итог занятия, где проводиться анализ рассказов, и даётся их оценка.
Для достижения целей на занятиях используются разнообразные методические приемы.
Вопросы (проблемные вопросы)
Образец педагога
Частичный образец педагога
Совместное рассказывание
План рассказа
Коллективное обсуждение плана будущего рассказа
Составление рассказа подгруппами
Составление индивидуальных рассказов
Оценка детских монологов
Для полноценного развития связной речи ребенку необходимо пройти все этапы обучения рассказыванию по картине:
Младший возраст.
В младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста не могут еще дать самостоятельного связного изложения. Речь их носит характер диалога с воспитателем.
Основные задачи воспитателя в работе по картине сводятся к следующему:
1) обучение детей рассматриванию картины, формирование умения замечать в ней самое главное;
2) постепенный переход от занятий номенклатурного характера, когда дети перечисляют изображенные предметы, объекты, к занятиям, упражняющим в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов).
Дети учатся рассказывать по картине предложениями из двух-трех слов. Рассматривание картин всегда сопровождается словом воспитателя (вопросами, объяснениями, рассказом).
С целью активизации интеллектуальной и речевой деятельности детей в процессе восприятия картины, нужно тщательно продумывать первую часть занятия.
К рассказыванию по картине дети младшего возраста подводятся постепенно. Для этого используются различные дидактические игры с предметными картинками (малыш должен подобрать пару к указанной картинке, назвать предмет, сказать, какой он, что с ним делают).
Основной вид занятия в этом возрасте - беседа. У детей постепенно формируют умение связно, последовательно рассказывать о содержании картины с помощью вопросов воспитателя, его дополнений, вместе с ним по логической схеме. Могут быть использованы потешки, загадки, стихи. Занятие заканчивается небольшим обобщающим рассказом воспитателя,’ который объединяет детские высказывания: показать картину и рассказать о ней кукле, новой девочке, маме и т. д.
В младшей группе особенно важно использовать разнообразные игровые приемы.
В среднем дошкольном возрасте картины по содержанию становятся сложнее, следовательно, цель вводной беседы - актуализация приобретенных детьми знаний, нужных для обсуждения картины. Обращение к собственному и коллективному опыту детей, решения проблемной ситуации, близкой к отраженной на картине, лексико-грамматические упражнения на подбор слов определенного лексического поля. Эти и другие методические приемы подготовят детей к восприятию картины.
Средний дошкольный возраст характеризуется становлением монологической речи. Рассматриваются и описываются предметные картинки, проводится сравнение изображенных на картине предметов и животных, взрослых животных и их детенышей. Проводятся беседы по сюжетным картинам, заканчивающиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети. Постепенно дети подводятся к связному описанию сюжетной картины, в основе которого лежит подражание речевому образцу. Для рассказывания предлагаются картины, которые использовались в младшей группе, и новые, более сложные по содержанию.
Следующий этап работы - рассказывание по серии сюжетных картин (не более 3). Рассматривается и описывается каждая картина из серии, затем высказывания детей объединяются в один сюжет воспитателем или детьми. В процессе рассматривания выделяются начало, середина и конец сюжета.
В среднем дошкольном возрасте можно поиграть в лексико-грамматические упражнения «Продолжи предложение».
- Давайте поиграем. Я буду начинать предложение, а вы его будете продолжать. Но для этого надо очень внимательно всмотреться в картину.
Например,: (по картине «Кошка с котятами»)
- я думаю, что кошка с котятами живет дома, потому, что…
- кажется, один котенок проголодался, потому, что….
В старшем дошкольном возрасте задачи обучения усложняются. Дети должны связно, последовательно описывать всех персонажей, их взаимоотношения, обстановку, используя разнообразные языковые средства, сложные грамматические конструкции. Основное требование - большая самостоятельность в рассказах.
В старшем дошкольном возрасте содержание, тематика картин требуют предоставить занятиям большего познавательного и эстетического акцента. Во вступительной беседе уместной может быть краткая информация о жизни и творчестве художника - автора картины, ее жанр, обобщающая беседа о времени года, жизни животных. человеческих отношениях и т. д., т. е. то, что настраивает детей на восприятие картины. Обращение к собственному опыту детей, участие в диалоге, соответствующему теме занятия, лексико-грамматические упражнения также активизируют умственную и речевую деятельность дошкольников, побуждают их к инициативности.
В старшей группе продолжается обучение построению рассказа по серии сюжетных картин:
- на доске выставляют набор картинок с заведомо нарушенной последовательностью. Дети находят ошибку, исправляют ее, придумывают название рассказа и содержание по всем картинкам;
- вся серия картинок находится на доске, первая картинка открыта, остальные закрыты. После описания первой открывают по порядку следующую, каждая картинка описывается. В конце дети дают название серии. Рассказы по серии сюжетных картин подготавливают детей к творческому рассказыванию по картине, к придумыванию начала и конца к изображенному эпизоду.
Одно из центральных мест, в структуре занятия занимает беседа по картине, что происходит после ее молчаливого рассмотрения детьми.
Как уже отмечалось, вопрос является главным методическим приемом в обучении детей рассмотрения картины. Основную группу вопросов, которую педагог готовит заранее, должны составлять вопросы об общем содержании, характере картины, а также касающиеся описания действий главных персонажей картины, и вопросы, направленные на анализ эмоционального состояния, средств выражения экспрессии, на эстетическую оценку изображенного.
Правильнее, подбирать проблемные вопросы, требующие от ребенка поиска ответа на самой картине, аналитических действий, которые находят выход в самостоятельно составленном малышом суждении.
Даже в младшей группе беседа по картине будет более результативной, если вопрос будет побуждать малышей к поисково-аналитической деятельности.
Педагог (после рассмотрения картины) позволяет им свободно выразить свои впечатления по поводу изображенного, не спешит с вопросами, чтобы не подавить их инициативу. Далее приглашает внимательно рассмотреть картину, предлагает детям дать имена персонажам, побуждает к ответу: «Расскажите, что делают дети на картине?»
Эффективным приемом, кроме вопросов, есть творческое задание «виртуальные диалоги», которое помогает мысленно войти в ситуацию, что изображено на картине.
Воспитатель. Если бы мы могли быть рядом с детьми, мы бы услышали, о чем они разговаривают. Как вы считаете, о чем говорят дети, которые слепили снеговика?
В старшей группе дети впервые подводятся к составлению повествовательных рассказов. Так, они придумывают начало или конец к сюжету, изображенному на картинках: «Вот так покатался!», «Где пропадали?», «Подарки маме к 8 Марта» и т. д. Четко сформулированное задание побуждает творчески выполнить его.
Очень важно учить детей не только видеть то, что изображено на картине, но и вообразить предыдущие и последующие события.
Наиболее высоким уровнем развития связной речи является способность детей к творческому рассказыванию.
Варианты творческого рассказывания:
1. придумывание предложения и завершение рассказа (воспитатель сообщает начало рассказа, его завязку, события и героев придумывают дети) реалистического или сказочного;
2. придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя (большая самостоятельность в развитии содержания, Пеньевская Л. А. предлагает составлять план в естественной разговорной форме;
3. придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана). Ребенок выступает автором, выбирает содержание и форму, тема должна эмоционально настраивать, некоторые рассказы могут объединяться в серию по темам.
Оценка рассказов.
Важное значение приобретают в процессе обучения рассказыванию по картине оценка и анализ рассказов детей.
В младшем дошкольном возрасте оценка должна быть только положительной.
В среднем возрасте воспитатель анализирует рассказы детей, подчеркивая, прежде всего, на положительных моментах и коротко выражает предложения по улучшению качества рассказа. К анализу можно поощрять детей, предлагая им подобрать более точное слово, составить более удачно высказывание: «Дети, вы обратили внимание, как Саша сказал о … А как иначе можно было сказать? Скажите об этом по-своему».
Дети старшего дошкольного возраста активно участвуют в анализе собственных рассказов и рассказов своих товарищей. Это не просто указание на ошибки, а признание других вариантов высказывания.
Методика обучения рассказыванию по содержанию картины постоянно обогащается новыми творческими находками воспитателей, интересными методами и приемами управления речевой деятельностью детей.