Татьяна Кромаренко
Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ с использованием метафорических ассоциативных карт
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте ребенок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений. Следовательно, такая проблема, как проблема развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста, особенно детей с ограниченными возможностями здоровья, продолжает быть актуальной проблемой, которую необходимо решить многим специалистам, работающим с детьми дошкольного возраста.
Развитие коммуникативных навыков у дошкольников - это воспитание способности
Публикация «Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ с использованием метафорических ассоциативных карт» размещена в разделах
- Метафорические карты
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
эффективного общения и успешного взаимодействия с окружением. Оно основано на нескольких особенностях личности дошкольника: желании вступить во взаимодействие, способности слышать и сопереживать собеседнику, разрешать сложные вопросы взаимодействия, владеть правилами эффективного общения.
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья зачастую мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения.
МАК используется в работе со следующими категориями детей с ОВЗ:
- с тяжелыми нарушениями речи;
- с задержкой психоречевого развития;
- с элементами расстройства аутистического спектра;
-СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)
Наша главная задача состоит в том, чтобы любой ребенок чувствовал себя счастливым, мог адаптироваться и преодолевать трудности, иметь представление о разных сторонах своего «Я», уметь разбираться в чувствах и переживаниях, адекватно на них реагировать и находить конструктивные способы выражения своего отношения к действительности.
В своей работе я использую наиболее эффективные методы и приёмы для получения детьми социальных навыков.
Метафорические ассоциативные карты (МАК) – один из самых эффективных инструментов в работе педагога с детьми дошкольного возраста. МАК - это инновационная технология с использованием специальных картинок в виде карт, с изображениями различных реальных или сказочных персонажей и вымышленных событий, и сюжетов увлекательных историй, которые применяются как средство формирования коммуникативных умений и навыков в работе педагога, способствующие развитию устной речи, творческого мышления и воображения у детей с ОВЗ.
МАК – это набор картинок величиной с игральную карту или открытку. На них могут быть изображены люди, дома, животные, растения, абстрактные рисунки и множество других вариантов изображений. Использование метафорических карт – это, прежде всего проективная методика. Каждая карта не несет изначально заложенного в неё смысла, каждый в изображении находит собственное отражения и выражает собственные чувства, которые вызывает та или иная карта.
Метафорические ассоциативные карты можно использовать для различных игр, занятий на развитие творческого мышления и воображения, а также в ходе сеансов сказкотерапии. Карты-картинки предназначены для сочинения и рассказывания историй, сказок, как вымышленных, так и реальных. Каждая карта - это мостик в хорошо знакомую нам историю или волшебную сказку, или в историю, которую никто раньше не рассказывал. Работа с МАК может проводиться индивидуально, в паре, в микрогруппе, а также с подгруппой детей (4-5 человек).
Методика МАК помогает решать такие задачи как:
• Игры с карточками эмоций и рассказывание сказок, способствуют охране и укреплению психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
• Игры и упражнения с МАК направленные на самопознание и изучение отношений, творческое рассказывание и рисование способствуют созданию благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
• МАК способствуют формированию общей культуры личности детей, развитию их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств, инициативности так как:
1. Карты воспринимаются как игра, а игровой формат снижает напряжение и тревожность.
2. С помощью карт проще удовлетворить любопытство ребенка.
3. Легко установить контакт. Для начала, взрослый сам может с помощью карты рассказать о себе, а потом дать такую возможность ребенку.
4. Облегчает диагностику и дальнейшую работу.
5. Опираясь на карту, ребенку легче рассказать о своих эмоциях и переживаниях.
6. МАК развивают эмоциональный интеллект ребенка.
7. МАК развивают творческую составляющую.
Не каждый ребёнок, придя на занятие, может рассказать о своих чувствах и своем настроении, а выбрать из предложенных картинок ту, на которую похоже настроение или чувство ему становится проще и интересней. Не стоит с первого занятия давать подобные задания детям. На первом занятии ребёнку предлагается просто посмотреть карточки, подержать их в руках, разложить в любом порядке и только потом, когда ребёнок будет заинтересован приступать к работе. Заданий и занятий с карточками можно придумать множество как для индивидуальных, так и для групповых форм работы. В работе с детьми может быть использована любая колода, но при условии выборочного предъявления карт.
В своей работе я применяю следующие колоды карт «Монстрики», «Роботы», «Цвета и чувства», «Я и все-все-все».
Варианты использования МАК с подгруппой детей:
1. Дети садятся по кругу, из колоды достаётся карта и каждый ребёнок рассказывает по предъявляемой картинке свои ассоциации.
2. Каждый ребёнок достаёт карту и рассказывает свои ассоциации, связанные с данным образом.
Эта игровая деятельность с дошкольниками без набирания очков, без победителей и побежденных.
Цель: сплочение детского коллектива.
Задачи:
1. Создать атмосферу доброжелательности и внимания к каждому ребенку.
2. Формирование умения детей коллективно планировать совместную деятельность.
3. Развитие интереса к своей личности: раскрывать свое «Я», повышать самооценку.
4. Формирование организаторских способностей детей.
5. Сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой.
Основным условием сплочения коллектива является создание доброжелательных отношений детей в группе. Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.
Приёмы и техники работы
1.Составление историй, рассказов.
- Рассказ в группе по кругу. Каждый последующий участник добавляет что-то своё, исходя из изображения на его карте.
- Составление индивидуальных историй из 3-х карт, выбранных в открытую или в слепую.
- Внесение изменения в привычный сюжет - «как измениться история, если вдруг…»
2. Создание картин социальной ситуации ребёнка
Выбрать карту, которая напоминает маму, папу и других членов семьи (для диагностики детско-родительских и семейных отношений.
3.Дорисовка
Карта воспринимается как сюжет большой картины, которую предлагается дорисовать.
4.Сопровождение изменений
Принятие новой роли, сформированная мотивация к изменениям - задачи, которые можно решить с помощью метафорических карт.
- каким я был;
- какой я сейчас;
- каким я хочу стать.
Предлагаю вашему вниманию несколько колод и вариантов работы с ними.
Метафорические ассоциативные карты «Цвета и чувства» Н. Жигамонт.
Упражнение «Карта настроения»
Инструкция:
Детям предлагается каждому выбрать карту, соответствующую его настроению, затем всем вместе создать общую картину настроения группы.
(упражнение способствует осознанию своего эмоционального состояния, созданию атмосферы принятия каждого, направлено на сплочение детского коллектива, учит взаимодействовать в процессе групповой работы, договариваться)
Метафорические ассоциативные карты «Монстрики чувств» Ютта Гох-Корона и Кристиан Корона - это набор из 25 цветных карт с изображением монстриков в разных эмоциональных состояниях (25 разных чувств и настроений, знакомят детей с эмоциями, способами их выражения и помогают в решении конфликтных ситуаций.
Вариант 1 Выбери карточку и покажи»(индивидуальная работа)
Инструкция: Скажите ребенку: «Здравствуй! Сегодня мы с тобой познакомимся с необычными существами. Согласен?» Покажите карточки и спросите: «Как ты думаешь, кто это?»
Пусть ребенок выберет себе из карт-портретов монстрика, который переживает актуальные для него сейчас эмоции.
Предложите ему сочинить сказочную историю. Нужно сочинить историю о том, как герой научился справляться со своими эмоциями – страхом, обидой, злостью, гневом и др.
Затем от имени выбранного персонажа предложите ребенку рассказать о том, что пережил монстрик в тот момент и что чувствует сейчас.
Вариант 2. «Выбери карточку и покажи»(групповая работа)
Инструкция: «Выбери любую карточку, но не показывай ее никому. Опиши монстрика с твоей карточки, покажи его мимику и позу». Один из детей выбирает любую понравившуюся карточку или берет вслепую. Остальные дети должны угадать, о каком чувстве идет речь, какое настроение у монстрика. В конце ребенок, который тянул карточку, показывает ее остальным детям. Упражнение выполняется всеми участниками по очереди.
(упражнение позволяет научить детей распознавать эмоции, развивать коммуникативные навыки).
Метафорические ассоциативные карты «Я и все-все-все» К. Крюгер
Игра «Спасибо»
Инструкция:
Вариант 1. «Благодарность» (работа в парах)
Детям предлагается выбрать карты с изображением ситуаций, в которых один из персонажей благодарит другого и по ролям разыграть эту ситуацию.
Вариант 2. «Благодарность» (работа в малых группах, подгруппах)
Детям предлагается выбрать карту вслепую и пояснить, за что один из персонажей может благодарить другого.
(игра способствует выработке адекватных коммуникативных навыков – привычки здороваться, говорить «спасибо». Возможно усложнение правил игры – использовать как можно больше разнообразных слов, передающих благодарность).
Так же можно разыграть «Приветствие», «Прощание».
Метафорические ассоциативные карты «Роботы» Т. Ушакова
Игра «Создатель роботов»
Вариант 1. «Робот - портрет».
Инструкция: «Представь, что ты создатель роботов. Создай робота, похожего на тебя. Как живется твоему роботу? (как вариант: а каким ты хочешь, чтобы он был? Сделай такого, Создай друга своему роботу; Свое сообщество роботов; Свою семью роботов; Создай робота в прошлом, настоящем, будущем; Создай роботов, похожих на окружающих тебя людей».
(Изображения отдельных частей тела совмещаются друг с другом, так что можно создать «робота» из любых карт, все равно получится целостная картинка. Возможность комбинировать разные детали интригует, позволяет придумывать, фантазировать. Рассказывая об изображенных на картах героях, складывается своего рода сюжет, сохраняется ощущение нереальности происходящего, что придает ребенку уверенность в безопасности («ведь это не про меня рассказ, а про этого робота!»
Ребенок в ходе игры выделяет самые значимые для него качества, выделяет все особенности, моделирует будущее и делает заключения).
Вариант 2. «Один на двоих» (работа в парах)
Инструкция: «Создайте общего робота так, чтоб он устраивал вас обоих».
По окончании работы проводится обсуждение. Каждому ребенку задаются вопросы: нравится ли им робот? было ли трудно его создавать? почему? кто был главным при создании робота? следующего робота будет создавать вдвоем или по одному?
(игра способствует развитию коммуникативных навыков участников, умению принимать компромиссные решения, умению договариваться, прислушиваться к мнению других. Возможно усложнение задания: создать «Планету роботов», используя ватман, карандаши или методическое пособие мозартика «Космос»)
Опираясь на карту, ребенку легче рассказать о своих эмоциях и переживаниях. С помощью карт ребенок активизирует и обогащает словарный запас и получает толчок к понятию смысла изображения. МАК развивают эмоциональный интеллект ребенка, творческую составляющую. Использование такой методики даёт возможность детям дошкольного возраста через игру получить возможность решения проблемных ситуаций, оставаясь в безопасности, получить опыт проживания предполагаемых затруднительных ситуаций и нахождение допустимого положительного выхода из них, обретая опыт выстраивания допустимой линии поведения. Раскрывается творческий потенциал, воображение, повышается самооценка. Дети очень любят работать с МАК, с удовольствием рассматривают и выбирают картинки. Каждый педагог может найти собственное применение картам в воспитании и развитии детей.
Список использованных источников:
1. Буравцова Н. В. Использование ассоциативных карт в работе с детьми и подростками / Генезис, - 2017.,- 200 с.
2. Жигамонт Н, Цвета и чувства. Ассоциативные метафорические карты в арт-терапии. – СПБ. : Речь, 2018
3. Крюгер К. Метафорические ассоциативные карты. – СПб. : Речь, 2019
4. Морозовская Е. Мир проективных карт: Обзор колод, упражнения, тренинги / Е. Морозовская. – М. : Генезис, 2014.
5. Ушакова Т. Метафорические карты «Роботы»: Работа с детьми, подростками и родителями. – М. : Генезис, 2018.