Светлана Бабурова
Проект по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения посредством ознакомления с ПДД
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»
База внедрения проекта:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №6 Улыбка» г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области
Участники:
педагоги, дети подготовительной группы, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители, социальные партнеры - инспектор и сотрудники ГИБДД, Отряд ЮИД МБОУ СОШ №6.
Публикация «Проект по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения посредством ознакомления с ПДД» размещена в разделах
Вид проекта:
по форме: творчески – познавательный;
по направленности: предметный;
по продолжительности: долгосрочный (июль 2022- май 2023г);
по количеству участников: групповой.
Интеграция проекта реализуется по следующим направлениям:
- познавательное развитие;
- социально – коммуникативное;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Проблема:
Очень часто мы можем увидеть на улице родителей, которые пренебрегают правилами дорожного движения, собственным негативным примером показывая, что не произойдет ничего страшного если нарушить правила. Некоторые признались, что тоже иногда так делают, хотя и знают, что это неправильно. Так в группе появился проект «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»
Данная работа посвящена обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Ведь ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной. Дорожно-транспортные происшествия - это самая частая причина гибели детей на улице, а травмы ДТП - самые тяжёлые. Поэтому обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одной из наиболее насущных, требующая безотлагательного решения задач.
Этими проблемами обусловлена актуальность проекта.
Актуальность проекта:
Детский травматизм при несоблюдении правил дорожного движения остается одной из самых болезненных проблем в наше время. А дети — это самое ценное и дорогое, что есть в жизни каждого человека. Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Особенно ситуация на дорогах ухудшается в период летних каникул. Знание и соблюдение правил дорожного движения поможет сформировать безопасное поведение детей на дорогах. Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего является незнание детьми элементарных основ правил дорожного движения. Избежать этих происшествий можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста. Приобщение ребенка к безопасному поведению на дороге должно быть систематическим и последовательным. Прежде всего, обучение должно происходить на личном примере. Как бы часто мы не повторили ребенку о том, что переходить дорогу необходимо только по пешеходному переходу и на зеленый свет светофора, наши слова не принесут пользы в том случае, если мы сами, идем на красный сигнал светофора, да еще и в неположенном месте, держа при этом кроху за руку.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна даже не всем взрослым. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем - либо новым, необычным, ребенок попадает на улице в опасные для его жизни ситуации.
Поэтому одним из направлений моей деятельности является формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, мной была выбрана данная тема.
Вопросы привития навыков основ безопасности отражены в научных трудах Н. Н. Авдеевой, Л. П. Анастасовой, К. Ю. Белой, Т. И. Даниловой, Г. К. Зайцева, В. Н. Зимониной, О. Л. Князевой, Л. А. Кондрыкинской, И. Ю. Матасовой, Р. Б. Стеркиной, Л. Г. Татарниковой, Л. Ф. Тихомировой, Т. Г. Хромцовой и др.
Изучив актуальность темы, я провела диагностику знаний детей по правилам дорожного движения и выявила, что знания находятся на низком уровне. Дети не знают правила, не применяют их на практике. Это послужило толчком для выбора мной данной темы.
Чтобы научить детей азбуке безопасности и Правилам дорожного движения, в первую очередь мы педагоги должны сами быть хорошо осведомлены в этом вопросе и заинтересованы в решении такой проблемы. Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, осторожность, собранность, ответственность за своё поведение, уверенность в своих действиях.
Поэтому мной была поставлена цель проекта
- создать оптимальные условия для формирования у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения.
Перед собой я поставила следующие задачи:
1. Изучить актуальность использования игровых приёмов, методическую литературу по данной проблеме.
2. Создать в группе необходимые условия для обучения детей правилам дорожного движения, используя возможность ДОУ и материально-технический потенциал для образования и воспитания грамотных участников дорожного движения.
3. Формировать умения понимать и прослеживать причинно — следственные связи и на их основе делать простейшие умозаключения.
4. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы. Ознакомиться с инновационными методиками, технологиями.
5. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
6. Сформировать умения применять полученные знания в жизни;
7. Составить подборку игр по ПДД.
8. Привлечение родителей к решению задач по обучению детей правилам дорожного движения
Новизна:
Состоит в эффективном применении существующих и создании оригинальных интерактивных форм обучения детей и родителей, способствующих повышению подготовленности детей к безопасному участию в дорожно-транспортном процессе, а также активизации и вовлечению родителей в процесс обучения своих детей.
Предполагаемый результат:
- четко усвоить алгоритм перехода дороги «остановись – посмотри – перейди»;
- уметь выбрать самый безопасный способ перехода проезжей части дороги, различать пешеходные переходы (наземный, надземный, подземный, регулируемый, нерегулируемый) и средства регулирования дорожного движения (светофор, регулировщик, а также дорожные знаки;
- знать правила перехода проезжей части по регулируемому и нерегулируемому пешеходным переходам.
- соблюдать правила культурного поведения на улице и в транспорте.
- умение предвидеть возможную опасность, правильно реагировать на нее и выполнять действия в зависимости от ситуации.
- обогащение словарного запаса детей новыми словами: автодорога, проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, пешеход, пассажир, пешеходный переход, перекресток, светофор, дорожные знаки.
- расширение педагогической грамотности родителей по вопросам безопасного поведения детей на дорогах.
План реализации проекта:
1. Организационный этап
июль 2022 г.
Изучение нормативной базы по данному направлению, теоретическое осмысление проекта, анализ условий ДОУ, подбор диагностического инструментария, консультаций для родителей, педагогов; разработка перспективно-тематического планирования организации социально – коммуникативной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием игр по ПДД, с учетом результатов диагностики.
август 2022г.
Подготовка развивающей среды. Составление картотеки игр, включающих игры по ПДД, составить перспективный план работы по социально – коммуникативному развитию старшего дошкольников возраста; разработать конспекты занятий, развлечений и досугов.
2 этап -Основной, практический,
Сентябрь 2022- май 2023г
Сентябрь 2022
Образовательная деятельность с воспитанниками:
Игра: «Угадай транспорт»
Цель: закреплять представления детей о транспорте, умению описанию (загадке) узнавать предметы; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность.
Игра: «Играй, да смекай!»
Цель: развивать умственные способности и зрительное восприятие; учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.
Беседа: Правила поведения в общественном транспорте.
Цель: познакомить детей с правилами поведения в общественном транспорте.
Совместная деятельность с родителями:
Всероссийская акция «Зарядка со стражем порядка», приуроченная ко Дню физкультурника.
Открытие Автогородка!
Работа с педагогами:
Консультация для воспитателей: «Безопасность на дороге. Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге».
Цель: реализация единого воспитательного подхода по обучению детей правилам дорожного движения в д/с и дома.
Октябрь 2022
Образовательная деятельность с воспитанниками:
Конспект НОД по ПДД в подготовительной группе «Путешествие в страну дорожных знаков»
Цель: Формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице. Обобщить знания детей о Правилах дорожного движения.
Игра: «Подумай – отгадай»
Цель: активизировать процессы мышления, внимания и речи детей; уточнить представление о транспорте и правилах дорожного движения; воспитывать сообразительность и находчивость.
участие в флешмобе «Мы выбираем безопасность»
Совместная деятельность с родителями:
Папка-передвижка для родителей «Дорожная азбука для детей». Повышение компетентности родителей в вопросе охраны жизни и здоровья детей.
Мастер-класс с родителями «Изготовление светоотражающего элемента для одежды ребёнка». Создание условий для формирования у родителей устойчивого интереса к безопасности детей как участников дорожного движения. Расширение представления о безопасном поведении на улице и дороге.
Акция «Несовершеннолетний водитель ПДД».
Работа с педагогами:
Выставка методической литературы «Изучаем ПДД» помощь педагогам в составлении планов работы с детьми и родителями по ПДД.
Ноябрь 2022
Образовательная деятельность с воспитанниками:
Игра: «Мы – водители»
Цель: помочь научиться понимать дорожную символику и её специфику (на примере дорожных знаков, видеть её основные качества – образность, краткость, обобщённость; формировать и развивать умение самостоятельно придумывать графические символы, видеть и решать проблемы.
Беседа: «Наша улица».
Цель: Формировать представление дошкольников о безопасности дорожного движения; ознакомление с понятиями: проезжая часть, тротуар, газон, обочина.
Акция «С мамой по безопасной дороге»
Совместная деятельность с родителями:
Памятка «Правила перевозки детей в автомобиле». Убедить родителей в том, что нарушать правила перевозки маленьких пассажиров нельзя.
Консультация: «Ребенок на дороге». Реализация единого воспитательного подхода при обучении ребенка правилам дорожного движения в детском саду и дома.
Работа с педагогами:
Творческий час «Дорожная безопасность»
Декабрь 2022
Образовательная деятельность с воспитанниками:
Конспект НОД по ПДД «Безопасное поведение на дорогах».
Цель: Закрепить знания детей о правилах дорожного движения.
Игра: «Весёлый жезл»
Цель: обобщить представление о правилах поведения пешеходов на улице; активизировать знания детей, их речь, память, мышление; воспитывать желание выполнять ПДД в жизни.
Всемирный День памяти жертв ДТП
Беседа «Зимним дорогам – безопасное движение», с целью профилактики и снижения аварийности, а также повышения уровня защищенности населения от дорожно – транспортных происшествий в зимний период.
Совместная деятельность с родителями:
Детско-родительская творческая мастерская: «Снежинки» изготовление елочных игрушек. Развивать творчество у родителей, способствовать совместному времяпрепровождению родителей и детей.
Родительское собрание: «Здоровый образ жизни. Нужные советы». Создание условий для осознания родителями необходимости совместной работы д / с и семьи.
Работа с педагогами:
Консультации по организации предметно-развивающей среды в группах по обучению дошкольников ПДД.
Январь 2023
Образовательная деятельность с воспитанниками:
Игра: «Законы улиц и дорог»
Цель: совершенствовать знания о правилах поведения на улицах и дорогах; развивать внимание, умение решать проблемные ситуации, читать дорожные знаки, самостоятельно ориентироваться на улице; воспитывать интерес к выполнению правил дорожного движения.
Беседа: «Правила пешехода»
Цели: Расширить знания детей о правилах пешеходов на дороге (проезжей части) и на тротуаре; закрепить знания о следующих понятиях: «пешеход», «дорожные знаки», «островок безопасности», «переход»; закрепить у детей представления о назначении дорожных знаков: «Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено».
Квест-игра по ПДД в подготовительной группе
Цель: пропаганда основ безопасного поведения на дороге, изучение дорожных правил через игру. Закреплять представление детей о светофоре его сигналах и изучение дорожных знаков.
Совместная деятельность с родителями:
Акция «Письмо водителю» направленная на пропаганду соблюдения правил дорожного движения водителями и обеспечения безопасности несовершеннолетних на дороге в зимний период.
Работа с педагогами:
«Круглый стол» по теме «Взаимодействие узких специалистов по обучению дошкольников дорожной грамоте».
Февраль 2023
Образовательная деятельность с воспитанниками:
Беседа: «Безопасная улица»
Цели: Расширять у детей представления об улицах города; закрепить знания детей о правилах дорожного движения и назначении дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Надземный переход», «Двустороннее движение»; дополнить представления детей о движении машин на улице; познакомить с тем какой бывает транспорт (пассажирский, грузовой, легковые машины, машины специального назначения); расширить представления детей о правилах поведения в общественном транспорте.
VI ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС рисунков по ПДД «Мой папа и Я за безопасные дороги» с целью профилактики дорожно-транспортных происшествий с участием детей через художественно-эстетические навыки и способности.
Игра: «Час пик»
Цель: помочь усвоить основные правила дорожного движения на улицах города; уточнить знания о профессиях; развивать сообразительность; воспитывать дружеское взаимопонимание, умение ладить друг с другом.
Совместная деятельность с родителями:
Изготовление родителями костюмов, атрибутов для театрализованных игр по ПДД.
Выставка детских рисунков «Мой папа» изготовление подарков к 23 февраля. Воспитывать любовь и уважение детей к своим папам, дедушкам, Российской армии. Создать праздничную, тёплую, доброжелательную атмосферу.
Работа с педагогами:
Семинар-практикум «Ознакомление дошкольников с дорожной грамотой».
Март 2023
Игра: «Собери дорожные ситуации»
Цель: упражнять в конструировании, умении из отдельных элементов составлять целое изображение; закрепить представление о правилах безопасного поведения на дорогах; развивать восприятие, мышление; воспитывать самостоятельность, умение довести начатое дело до конца.
Квест-игра «В стране правил дорожного движения»
Цель: пропаганда основ безопасного поведения на дороге, изучение дорожных правил через игру.
Беседа: «Правила дорожного движения выполняй без возражения»
Цели: познакомить детей с движением транспорта и пешеходов; продолжать формировать знания правил перехода улицы по светофору; развивать ориентировку в пространстве, умение действовать по сигналу; развивать мышление, зрительное восприятие, мелкую моторику рук; развивать связную речь; воспитывать потребность в соблюдении правил дорожного движения
Совместная деятельность с родителями:
Памятка «Роль семьи в воспитании грамотного пешехода». Вовлекать родителей в соблюдение детьми и взрослых ПДД.
Консультация «Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице».
Работа с педагогами:
Консультация для педагогов старшего дошкольного возраста «Развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения их ПДД».
Апрель 2023
Образовательная деятельность с воспитанниками:
Игра: «Что будет, если…»
Цель: выяснить, для чего нужны правила дорожного движения, почему важно их выполнять как водителям, так и пешеходам; учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи и отношения; развивать логическое мышление.
Конкурс «Родительский патруль», ЮПИД и ЮИД выбирают безопасность».
Конкурс команд юных помощников инспекторов движения дошкольных образовательных организаций «Волшебное колесо – 2023». В рамках реализации проекта «Безопасность дорожного движения»
Беседа с детьми «Где можно играть?»
Цель: Формировать представление дошкольников о безопасности на улицах и дорогах. Убедить детей в опасности проведения игр на проезжей части улицы (дороге). Объяснить, почему нельзя играть на улице и дорогах. Обозначить места для игр и катания на самокатах, детских велосипедах, лыжах, санках и коньках.
Совместная деятельность с родителями:
Памятка «Дорога не терпит шалости - наказывает без жалости!» Реализация единого воспитательного подхода по обучению детей правилам дорожного движения в д / с и дома.
Выставка совместных рисунков и поделок родителей с детьми: «Я знаю правила дорожного движения!»
Книжки-раскладушки с советами, рекомендациями «Выучите с детьми правила дорожного движения», «Правила дорожного движения для дошкольников».
Работа с педагогами:
Методический калейдоскоп «Знакомство с педагогическим опытом других детских садов и школ по обучению детей ПДД».
Май 2023
Образовательная деятельность с воспитанниками:
Конспект НОД в подготовительной группе по безопасности дорожного движения «Будь внимательным!»
Цель: Формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице.
Развлечение «Посвящение в ЮПИД»
Игра: «Угадай, какой знак»
Цель: Учить детей различать дорожные знаки. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения. Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
Совместная деятельность с родителями:
Памятка для родителей «Улица – лучший учебник» (Правила дорожного движения).
Акция «Сад памяти»
Итоговое родительское собрание: «До свидания, детский сад». Подвести итоги за учебный год, поощрить активных родителей благодарностями
3 этап -обобщающий,
май 2023 Анализ социально - коммуникативного развития с детьми старшего дошкольного возраста посредством безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения.
Диссеминация опыта с педагогами МБДОУ по теме проекта: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»
Виды деятельности с применение правилами дорожного движения:
- Игровая;
- Коммуникативная;
- Продуктивная;
- Познавательно-исследовательская;
- Музыкально-художественная;
Методы и приемы, используемые в реализации проекта:
- проектный метод обучения
- моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций
- личностно-ориентированная технология
- технология игрового обучения
- метод наблюдения и беседы
- информационно-коммуникативные технологии
Основные формы реализации проекта:
-Разнообразные виды проведения непосредственно образовательной деятельности.
-Использование игровых методов обучения.
-Приёмы поисковой и творческой деятельности.
-Дидактические игры.
-Досуги и развлечения.
-Просмотр мультимедийных презентаций.
-Использование технических средств (интерактивная доска, мультимедийное оборудование, видео и аудио оборудование).
-Использование всех методов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных и др.).
Формы взаимодействия с родителями в процессе реализации проекта:
- обсуждение просмотренных видеосюжетов
- ролевое проигрывание ситуаций
- тренинговые игровые упражнения и задания
- анализ родителями и педагогами поведения ребенка
- обращение к опыту родителей
- использование информационно-коммуникативных технологий
Результаты работы:
1. Детей
Диагностика социально - коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста показала, что реализация данного проекта прошла успешно:
- научились распознавать знаки: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса»;
предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания».
- овладели умением предвидеть опасные ситуации и обходить их,
- обогатили свои знания правилами дорожной безопасности в условиях плохой погоды,
- значительно расширился и обогатился словарный запас детей.
2. Педагогов:
-Повысился профессионализм;
- Применение дидактических, логических, развивающих игр повысило эффективность педагогического процесса.
3. Во взаимодействии с родителями была обеспечена положительная динамика социально - коммуникативного развития каждого ребенка
4. Для себя: осознание своих сильных и слабых сторон в ходе реализации проекта;
определение собственного уровня педагогического мастерства;
представление собственных научно-методических достижений;
обобщение опыта, публикация научно-методических материалов;
творческое самовыражение.
Литература по обеспечению проектной деятельности:
- Рабочая программа по организации деятельности в разновозрастной группе (5-7 лет) на период 2022 -2023 учебного года. Разработана на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы под общей редакцией Н. Е. Вераксы. Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Бабуровой. С. В.
-План работы с родителями разновозрастной группы на 2022–2023 учебный год Светлана Бабурова.
- Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. -М. :АСТ, 1998.
- Гарнышева Т. П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий,игры. СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2011
- Вдовиченко Л. А. Ребенок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников. С. -П. Детство-пресс. 2009.
- Шорыгина Т. А. Беседы о профессиях. Методическое пособие. - М. : ТЦ «Сфера», 2017.
- Шорыгина Т. А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. М. ТЦ «Сфера», 2010.
- Шорыгина Т. А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. М. ТЦ «Сфера», 2011.