Елена Солянникова
Развитие коммуникативной деятельности детей раннего возраста в процессе ознакомления с русским народным творчеством
▼ Скачать + Заказать документы
«РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РУССКИМ НАРОДНЫМ ТВОРЧЕСТВОМ»
СОЛЯННИКОВА Е. М.
МБДОУ № 15 д/с «РУЧЕЁК»,
Иркутская обл., г. Усть-Илимск
Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаём опыт, регулируем деятельность и поведение.
Публикация «Развитие коммуникативной деятельности детей раннего возраста в процессе ознакомления с русским народным творчеством» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Для маленького ребёнка овладение речью - это сложнейший процесс, которому нужно помочь протекать в нужном русле и здесь большую роль играют взрослые, те люди, которые окружают ребёнка. Нужно создать условия, чтобы у ребёнка появилась потребность в речи не только с близкими ему людьми- взрослыми, но и со сверстниками. Для этого нужно создать благоприятные условия для совместной деятельности взрослых и детей.
Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества.
Применение устного народного творчества возможно лишь при широком включении в жизнь детей младшего дошкольного возраста произведений словесного фольклорного творчества русского народа различных жанров и разностороннем использовании их в педагогическом процессе.
Исходя из этого, знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса.
Общеизвестно, что для полноценного развития ребенка фольклор должен сопровождать его с момента рождения: пестушки, потешки, колыбельные песни, делают жизнь малыша эмоционально наполненной радостью, словом, общением со взрослыми.
В. А. Сухомлинский считал, что сказки, песенки, потешки, являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.
Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек, дети, играя, запоминают их, вводят в свою речь.
Образовательная деятельность с детьми включала в себя. Использование потешек в режимных моментах. Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты.
Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь период адаптации к новой обстановке, он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Поэтому я подбирала потешки, которые помогали установить контакт с ребенком, вызывали у него положительные эмоции.
Кто у нас хороший,
Кто у нас пригожий,
Ванечка хороший,
Ванечка пригожий.
Очень важно научить детей наблюдать за природными явлениями, любоваться их красотой. Это понимали и наши предки, оставившие нам в наследство потешки и песенки о растениях, временах года, солнце, небе.
Сосна, сосна,
Отчего ты красна,
Оттого я красна
Что под солнышком росла.
Для того чтобы речь ребенка стала более внятной, выразительной, эмоционально окрашенной необходимо использовать народные песенки-потешки «Сорока-белобока», «Ладушки». Здесь важную роль играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь: совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение.
Игры с ряженьем развивают у детей способность к импровизации. Основные эмоции дети учатся передавать мимикой, движением, жестами. А также учатся понимать эмоциональное состояние другого человека.
Знакомство с потешками, сказками начиналось с рассматривания иллюстраций, картинок, игрушек. С помощью которых создается развернутая картина действий.
Для формирования правильного произношения звуков с детьми, я использовала песенки, стихи, потешки в которых звучат подражания голосам животных, птиц, звукам известных ребенку предметов (молотка, колокольчика, часов). Использовала дидактические игры «Кто как кричит», «Кто в домике живет», «Деревенский дворик», «Птичий двор».
Внятность и чистота произношения звуков зависят в первую очередь от анатомического строения артикуляционного аппарата, от того, как действует язык, губы, челюсти, от умения человека ощущать, чувствовать движения органов артикуляции. Я проводила артикуляционную гимнастику «Шарик», «Трубочка», «Улыбка» и т. д.
Также использовала пальчиковые игры. Было подмечено, что чем лучше развиты кисти у ребенка и активней работают пальчики, тем быстрее он начинает говорить и легко справляется с произношением сложных звуков. Нам известны слова Э. Канта «Рука – это своего рода внешний мозг». И только кисть малыша приобретает гибкость и пластику, у него появляется и словесная речь. Пальчиковые игры для развития речи приносят огромную пользу и одновременно радостное настроение. Я использовала пальчиковые игры «Это – вся моя семья», «Раз, два, три, четыре, пять – вышли пальчики гулять», «Варим, варим щи» и т. д.
Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.
Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии.
С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития дошкольников я использую этот богатейший материал словесного творчества народа.
С колыбельными песнями начинают знакомить детей еще в раннем возрасте, что позволяет малышам запоминать слова и формы слов, словосочетаний, осваивать лексическую и грамматическую стороны речи.
Потешки, считалки, заклички являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность.
Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Они помогают детям усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Разгадывание загадок развивает способность дошкольников к анализу, обобщению.
Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, развивается грамматический строй речи, способность к овладению родной речью.
Литература
1. В. Аникина. Русский фольклор / Сост. и примеч. В. Аникина. — М. : Худож. Лит. ;1985. — 367 с., 1985
2. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
3. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа : Учеб. -метод. пособие / О. Л. Князева, М. Д. Маханева, 300 с. 24 см, 2-е изд., перераб. и доп. СПб. Детство-пресс 1998