МААМ-картинки

Развитие речи детей посредством знакомства с народным творчеством

людмила евсюкова
Развитие речи детей посредством знакомства с народным творчеством
▼ Скачать + Заказать документы

слайд

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основная образовательная область "Речевое развитие". Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно - исследовательской. Образовательная область "Речевое развитие" интегрирует со всеми другими образовательными областями: "Социально - коммуникативным развитием", "Познавательным развитием", "Художественно - эстетическим развитием" и "Физическим развитием". В этой связи развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.

Публикация «Развитие речи детей посредством знакомства с народным творчеством» размещена в разделах

слайд

Задачи речевого развития в соответствии ФГОС ДО:

1. Овладение речью как средством общения.

2. Обогащение активного словаря.

3. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

4. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

5. Развитие речевого творчества.

6. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

7. Формирование звуковой аналитико–синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

слайд

Основные направления работы

1. Развитие словаря : освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

2. Воспитание звуковой культуры речи – развитие восприятия звуков родной речи и произношения.

3. Формирование грамматического строя речи (морфология, синтаксис, словообразование)

4. Развитие связной речи (диалогической, монологической)

5. Воспитание любви и интереса к художественному слову.

6. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (звук, слово)

Речь ребёнка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики,нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни. Речь не является врождённой способностью, а развивается в процессе параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка и служит показателем его общего развития. Речь является основным средством человеческого общения. Без неё человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации.

слайд

В дошкольном детстве происходит очень важный, уникальный для развития ребенка процесс овладения родным языком. Успехи в языковом развитии малыша в этот сравнительно короткий период поразительны.

В целях развития речи детей раннего возраста в своей работе использую игры и занятия, которые включают:

- потешки, хороводы, игры сюжетными игрушками, игры – инсценировки звукоподражательные и др. ;

- чтение и рассказывание сказок, стихов, историй;

- рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям детской литературы;

- игры – занятия с предметными и сюжетными картинками;

- разгадывание простых загадок;

- игры направленные на развитие мелкой моторики.

Все эти игры и занятия способствуют развитию у детей речи.

Впервые я набрала детей от 1,5 лет до 2 лет. Вот здесь я столкнулась с трудностью, как пройдет адаптация детей к дошкольному учреждению, когда дети впервые останутся без мамы и папы в новой обстановке. Тогда-то особую значимость приобрело народное творчество – фольклор. Ведь в период адаптации к новой обстановке, когда дети скучают по дому, маме, еще не могут общаться с другими детьми и взрослыми, важно найти подход к каждому ребенку. Поэтому в своей работе с детьми раннего возраста я начала использовать малые фольклорные формы: потешки, песенки, пестушки, которые помогали установить контакт с ребенком, вызывали у него положительные эмоции, симпатию к малознакомому человеку – воспитателю. В адаптационный период использовала потешки:

слайд

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка – хороший,

Ванечка – пригожий!

Наша деточка в дому,

Что оладушек в меду

Красно яблочко в саду.

Лудушки – ладушки!

Где были? У бабушки…

Дети вспоминали, как ласково играли с ними мамы и бабушки. Внимательно начинали прислушиваться и переставали плакать. В группе подбирала игрушки так, что среди них были персонажи из потешек и песенок: петушок, гуси, заинька, кошечка, мишка, ёжик и т. д. Это все ласковые и успокаивающие игрушки.

Через несколько дней я заметила, что дети уже с охотой шли в группу, брали игрушки, просили поиграть, спеть песенки, рассказать потешку. Потешки помогали наладить эмоциональный контакт.

слайд

Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты. Когда укладывала деток спать, во время умывания, еды, бодрствования.

Баю – баю - баиньки

Купим сыну валенки

слайд

Водичка – водичка

Умой моё личико

Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что в свою очередь способствует разговорной речи.

Наши уточки с утра

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда

Га-га-га! Га-га-га!

А индюк среди двора

Бал-бал-бал! Бал-бал-бал!

Наши гуленьки вверху-

Грру-грру-грру-у!

Наши курочки в окно

Ко-ко-ко!Ко-ко-ко!

А как Петя- петушок

Ранним-рано по утру

Нам споёт ку-ка-ре-ку!

В таких народных произведениях имеются звукоподражания голосам птиц и животных, что вызывает желание повторить, а значит развивает речь. В потешках малыши улавливают доброе, гуманное ко всему живому. Помогают привыкнуть малышам к малознакомым людям. Благодаря фольклору, адаптация прошла быстро. Да и речь детей заметно улучшилась.

слайд

Знакомство с детским фольклором развивает интерес к окружающему миру, народному слову, народным традициям, воспитывает художественный вкус, развивает речь, а также многому учит.

слайд

Дети очень любят играть в хороводные игры. Слова игр легко запоминаются и в сочетании с движениями оказывают положительное влияние на развитие речи.

Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой тесная связь. Заучивание стихотворных текстов с участием рук, пальцев, ног приводит к тому, что ребёнок лучше запоминает, развивается воображение, активизируется мыслительная деятельность малыша. Такие хороводные игры как «Колпачок», «Пузырь», «Мыши водят хоровод», «Ходит Ваня» и др.

В народных произведениях есть огромный материал для использования в сюжетно- ролевых играх. Так курочка-рябушка идёт на речку за водичкой – цыплят поить; кисонька - мурысонька идёт на мельницу за мукой, чтоб испечь прянички; сорока - белобока – кашу варит, чтобы деток кормить, а котик идё т на торжок:

Пошёл котик на торжок

Купил котик пирожок.

Пошёл котик на улицу

Купил котик булочку

Самому съесть иль Ванечке снесть

Я и сам поем

И Ванечке снесу.

слайд

Чтобы речь детей стала более внятной, выразительной, эмоционально окрашенной использую народные песенки : «Сорока-белобока», «Идёт коза…», «Чики-чики кички, берёзовые лычки…», инсценируем народные произведения, что помогает добиться предельного понимания содержания и развития речи.

Знакомство с фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, многому учит. Сколько много знаний дети получают при ознакомлению с окружающим миром. Так при знакомстве со сказкой «Как коза избушку построила» дети узнали о деревьях и их особенностях (на дубе растут жёлуди, с яблоньки падают яблочки). Под каким деревом можно построить избушку, а под каким нельзя. Из народных песенок дети узнают о быте народа его жизни.

Неоценима роль загадок в познании окружающего мира. Ещё в древности загадки служили средством проверки мудрости.

слайд

Большую роль в развитии художественного вкуса играют сказки. На занятие «приходят» герои любимых сказок (петушок, колобок, курочка, бычок, дети показывают как они кричат т. е. произносят звукоподражательные слова, просят помочь им, что тоже способствует развитию речи.

Опыт показывает, что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие, дети познают окружающий мир.

Также большое значение в своей работе я отвожу развитию мелкой моторики рук у детей.

слайд

Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал: "Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. " У многих детей в дошкольном возрасте возникают проблемы, связанные с координацией движений, особенно мелких движений рук и, в частности, пальцев (ребёнку трудно зашнуровать ботинки, застегнуть пуговицы и т. д.). Поэтому в своей работе с детьми для преодоления отставания в речевом развитии использую несложные занимательные задания, упражнения и игры, направленные на совершенствование движений пальцев. Эти занятия очень нравятся детям и являются весьма эффективны как для улучшения координации движений, так и для развития речи. Их польза ещё и в том, что они подготавливают руку ребёнка к рисованию, лепке, конструированию, письму.

слайд

Для того, чтобы работа по развитию ручной моторики была эффективной, целенаправленной, я следую ряду требований:

- работа должна быть систематической и постоянной;

- работа должна соответствовать уровню общемоторного, психического развития ребёнка;

-работа должна соответствовать возрастным требованиям;

-работа должна приносить ребёнку радость.

Упражнения подбираю с учётом возраста детей. Очень нравится предметная деятельность. Даю малышам катать пальчиками шарики различного диаметра (шарики из бусинок, из пластилина,собираем различные пирамидки, перекладываем из одной кучки в другую карандаши, пуговицы, камушки, каштаны, различная крупа. Работа по развитию мелкой моторики ведётся ежедневно во время НОД, перед обедом, после сна, во время умывания,на прогулке. Все упражнения выполняются в игровой форме: "Пальчики здороваются", "Пальчик-пальчик где ты был", "Сорока - сорока" и т. д.

слайд

В группе создана необходимая предметно-развивающая среда, приобретены игры и пособия мелкой моторики и развития речи. В группе есть игры для развития речи и мелкой моторики. Это "Лото", "Собери бусы", "Шнурки", "Волшебные пуговицы","Пазлы","Чей малыш", "Чей домик", "Транспорт", "Одежда", "Цвета".

слайд

Любят дети играть с песком.

- В песке спрятаны игрушки, дети пытаются их найти. Искать "сокровища" можно не только в песке, но и в гречневой крупе, горохе, пшене, в нитках.

слайд

Большое внимание в индивидуальной работе с детьми я уделяю работе со шнуровками, играми-вкладками, сбору пазлов. Пособия подбираю с учётом возраста и темы. Точность и координация движений развивается у ребёнка и в

процессе застёгивания пуговиц различного размера.

Особое место в работе по развитию речи принадлежит занятиям и играм с предметными и сюжетными картинками. Дети узнают персонажей, охотно называют их, вспоминают, что знали раньше. Привлекательность для детей занятий с картинками связана с их наглядностью, сочетающейся со словом. Каждая картинка изображает реальные предметы и явления; .сюжетные картинки с изображением действий. Дети не только называют изображённые предметы и действия, но и начинают отвечать на вопросы.

В конце учебного года я проводила контрольную диагностику моторики кистей и пальцев рук. Результаты явно отражают положительное влияние комплексной работы на развитие мелкой моторики.

слайд

Большое значение в работе детского сада по развитию речи отводится взаимодействию с родителями воспитанников.

Цель взаимодействия – объединить усилия взрослых для успешного развития речи детей.

Взаимодействие с родителями осуществляется в рамках специальных мероприятий:

1. Индивидуальные встречи с родителями, систематически проходящими в течение года.

2. Работа с подгруппой родителей, у детей, которых обнаружены схожие проблемы в речевом развитии.

3. Создание игр и книжного уголка по развитию речи при участии родителей.

4. Размещение педагогической странички педагогическом уголке с советами родителей по развитию речи.

5. Консультации для родителей по развитию словаря, грамматического строя речи, фонематического строя, звуковой культуры речи.

6. Проведение родительских собраний, на которых родители делятся своим опытом по развитию речи детей.

7. Совместное участие родителей и детей в праздничных утренниках, спортивных состязаниях, театрализованных представлениях.

Взаимодействие детского сада с семьёй значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребёнка

Таким образом, при условии правильного организованного педагогического процесса с применением методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, а также с правильно организованной предметно – развивающей средой и взаимодействии с родителями детского сада дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок напряжения усвоить предложенный

Публикации по теме:

Занятие по ознакомлению детей с русским народным творчеством «Я — педагог XXI века» Муз. руководитель: Здравствуйте, я рада снова видеть Вас. Давайте ещё поздороваемся с гостями, которые присутствуют.

Консультация «Как мы знакомим детей с народным творчеством» «Народная музыка является могучим И ничем незаменимым средством В формировании духовного мира ребёнка.» Д. Кабалевский Повышение уровня.

«Вышивка». НОД по развитию речи через знакомство с русским народным творчеством Ребята, помните, на прошлом занятии я познакомила вас с разными кружевами. Мы рассматривали кружевные салфетки, вещи с кружевами, детские.

Комплексное занятие по парциальной программе «Знакомство детей с русским народным творчеством» Комплексное занятие по парциальной программе «Знакомство детей с русским народным творчеством». Тема: Русские народные.

НОД «Знакомство детей 2–3 лет с устным народным творчеством (малыми фольклорными формами) «Петушок, петушок» Тема: «Петушок, петушок». Задачи: Познакомить детей с фольклорным произведением «Петушок, петушок». Вызвать у детей радость от слушания.

Проект «Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи через знакомство с русскими народными сказками» Речь является одним важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Если определенный уровень развития устной речи не достигнут к моменту.

Проект «Развитие творческих способностей детей, через знакомство с художественной литературой» Проект: «Развитие творческих способностей детей, через знакомство с художественной литературой». Вид проекта: познавательно – творческий.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через знакомство со сказкой с использованием метода моделирования Речь — это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации,.

Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через знакомства с народным прикладным искусством Изобразительная деятельность едва ли не самый интересный вид деятельности детей дошкольного возраста и имеет большое значение для всестороннего.

Творческий отчет о проделанной работе по самообразованию «Знакомство детей дошкольного возраста с народным творчеством» Слайд №1: В этом учебном году основным направлением в работе музея «Русская изба» было внедрение мероприятий по активизации речевого развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей посредством знакомства с народным творчеством
Опубликовано: 16 октября 2016 в 13:23
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи детей посредством знакомства с народным творчеством» (включая файлы) размещена пользователем людмила евсюкова (УИ 298280) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД