Алена Нянина
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русским народным традициям посредством ознакомления с праздником Масленица
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способность возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Возвращение к корням, изучение культуры и быта народа способствует сохранению русских традиций и обычаев. Устное народное творчество в доступной детям форме передает особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, верности, уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, веру в благополучное будущее.
Публикация «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русским народным традициям посредством ознакомления с праздником Масленица» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Масленица. Сценарии праздников, развлечений, проводы зимы
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься, да песни попеть. Масленица - один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Приобщая детей к истокам русской культуры, мы даём им возможность понять всю глубину, широту и смысл этого праздника.
Тема проекта «Широкая масленица» является актуальной. В результате реализации этого проекта дети приобретают знания о смене сезонов, у них формируется познавательный интерес, приобретаются навыки игры на музыкальных инструментах, ребята разучивают новые песни, узнают новые сказки, пляски, игры своей страны. Проект воспитывает у детей эмоциональное, положительное отношение к народным традициям и обычаям.
Проблема:
Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем детей возможности прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Цель проекта:
Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).
Задачи:
возрождение интереса к обрядовым русским праздникам;
воспитание патриотизма, основанного на русских традициях;
обогащение духовного мира воспитанников и их родителей;
ориентирование родителей воспитанников на приобщение детей к русской культуре в семье.
Ожидаемые результаты проекта:
Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
Повышение познавательного интереса к родной культуре и истории.
Творческое самовыражение воспитанников и их родителей в процессе реализации проекта.
Участники проекта: дети подготовительной группы «Сказка», воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Этапы реализации проекта
1 этап – Подготовительный
•Изучение методической литературы, пособий и видеозаписей по данной теме;
•Знакомство с опытом работы специалистов других детских садов;
• Подготовка консультации для родителей на тему:
«Традиции празднования Масленицы»
Изготовление кулинарной книги «Семейные секреты» с рецептами традиционных блюд на Масленицу.
2 этап – Практический
Проведение мероприятий, направленных на реализацию проекта:
ПОНЕДЕЛЬНИК «Встреча Масленицы»
Праздник на улице «Встреча Масленицы» с участием артистов Чувашского театра кукол
Изготовление поделок «Солнышко весеннее, мы тебя встречаем!»
ВТОРНИК «Заигрыши»
Рисование символа Масленицы «Блинчики, смотрите, тоже, все на солнышко похожи!»
Изготовление поделок – обрядовых кукол на Масленицу.
СРЕДА «Лакомки»
Презентация кулинарной книги «Семейные секреты»
ЧЕТВЕРГ «Большой четверг»
«Мы ни сколько не скучаем, в игры весело играем»
ПЯТНИЦА «Тещины вечерки»
Лепка из соленого теста «Ладушки, ладушки, мы печем оладушки»
Проводы Масленицы
Совместное чаепитие с родителями «За самоваром не скучаем – блины-оладьи уплетаем!»
3 этап – Заключительный
Проведения развлечения «Как Блин и Оладушка Солнышко будили»
Организация выставки для поделок родителей «Солнышко весеннее, мы тебя встречаем!»
Совместное чаепитие с родителями «За самоваром не скучаем – блины-оладьи уплетаем!»
Презентация проекта «Широкая Масленица»
Вывод:
В ходе реализации проекта «Широкая Масленица» удалось достичь намеченных результатов:
1. Использования творческого подхода при подготовке детей к празднику «Широкая Масленица»;
2. Высокого уровня сформированности у дошкольников интереса к русскому национальному фольклору.
Проект не только помог детям лучше усвоить материал, творчески подойти к подготовке праздника, но и заинтересовал родителей воспитанников, которые активно участвовали в его реализации.
Проект «Широкая Масленица» оказался значимым для всех его участников:
Дети получили новые знания, проявили творческую активность в процессе выполнения запланированных мероприятий.
Педагоги продолжили освоение метода проектирования – метода организации насыщенной детской деятельности, который дал возможность расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
Родители получили новые знания по данной теме, возможность сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания, и закрепляя их совместно с дошколятами в ходе выполнения предложенных педагогами заданий.
Используемая литература
1. Аксенова З. Ф. Спортивные праздники в детском саду : Пособие для работников дошкольных учреждений. -М. : ТЦ Сфера, 2003.
2. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе – М. : «Школьная Пресса» 2003г.
3. Даймедина И. П. Поиграем, малыши - М., Просвещение, 1992
4. Зимние праздники, игры и забавы для детей. В. М. Петров, Г. Н. Гришина, Л. Д. Короткова Москва 1999 г.
5. Кенеман А. В., Осокина Т. И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 1988.
6. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс» 2000г.
7. Народный праздничный календарь Г. Н. Науменко Москва 1999г.
8. Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников Радынова О. П. Москва 1999 г.
9. Павлова П. А., Горбунова И. В. «Расти здоровым, малыш!» Программа оздоровления детей раннего возраста М., 2006
10. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2000г.