Лариса Красненко
Комплексное занятие по парциальной программе «Знакомство детей с русским народным творчеством»
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексное занятие по парциальной программе «Знакомство детей с русским народным творчеством».
Тема: Русские народные календарные игры.
Подготовила воспитатель
МДОУ «Детский сад №1» общеразвивающего вида
Пос. Ракитное, Белгородской области
Красненко Лариса Анатольевна
Цель: обобщить знания детей о русских народных календарных играх Белгородской области.
Задачи:
Публикация «Комплексное занятие по парциальной программе „Знакомство детей с русским народным творчеством“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
1. Организовать занятие как демонстрацию музейных экспонатов, поддерживать у детей интерес к такой форме работы, как музейная экскурсия, желание исполнять роль экскурсоводов. Развивать при этом произвольную память и выразительность речи старших дошкольников.
2. Расширить и обобщить знания детей об использовании народных игр в жизни русского народа.
3. Поддерживать у детей интерес к историческим событиям своей малой родины, её культуре и традициям.
Оборудование:
Атрибуты к играм, русские народные костюмы, экспонаты музея ДОУ
Методические приемы:
Рассказ воспитателя, чтение стихов детьми, игры детей и взрослых, рассматривание музейных экспонатов – атрибутов к народным играм и праздникам.
Форма организации детей : подгрупповая.
Форма организации занятия – музыкально-литературная композиция.
Ход занятия.
Воспитатель: В нашем детском саду есть музей, где собраны предметы русского народного быта : русские народные костюмы, домашняя утварь, старинная посуда и т. д. (показать рукой на выставку музейных экспонатов). А сегодня мы с детьми познакомим вас с самыми необычными и интересными экспонатами нашего музея – народными играми Белгородской области.
Народные игры – часть культуры и жизни любого народа, в том числе и русского. Они всегда сопровождали и сопровождают в настоящее время человека от колыбели и до старости. Но, конечно содержание игр все время меняется.
В старину содержание игр и взрослых и детей было больше всего связано с народным календарем, точнее, с временами года. Выделялись два основных периода: - весенне – летний и осенне-зимний. Они отражали подготовку и ожидание урожая, и его уборку.
Начало времени летних игр на улице было связано, с особенностями природных условий. Играть на улице начинали с первых проталин. Дети, радуясь солнышку и весне, пели и играли веснянки, заклички. Послушаете:
Ребенок: Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Вот уж зимушка проходит,
Снег и стужу прочь проводит.
Весну красну приводит.
Ребенок: Из старины глубокой
Ласточки летят,
Весело щебечут,
Людям говорят:
«Люди, пробудитесь!
К нам весна идет!
А с весной и Пасха
Радость Вам несет!»
Ребенок: Весна-красна, что ты нам принесла?
Я вам принесла три угодьица:
Первое угодье – в лугах половодье!
Другое угодье – солнце на подворье!
Третье угодье – вам здоровье!
Ребенок: Жаворонки, прилетите!
Сани с дровнями уведите,
Соху с бороной привезите!
Нам зима надоела,
Она у нас весь хлеб поела.
Воспитатель.
- А некоторые заклички сопровождались пением, а потом стали игрой с пением. Одна из таких игр «Заря-заряница». Посмотрите.
( Слова игры: Заря-заряница, красная девица
По полю ходила
Ключи обронила,
Ключи золотые
Ленты голубые
Говорком: Раз, два не воронь, а беги, как огонь).
Воспитатель.
- Эта игра сопровождала Благовещенские гуляния. На этом празднике играли в такие игры, как «Бабочка и ласточка», «Воробей», «В ласточку», «Жаворонок», «Коршун», «Ворон» (показ игр на стенде). Вот, например, для игры «Воробей» (Дошкольнику о музейной педагогике, Тихонова О. Г., стр. 51) использовался мяч, но мячи были не резиновые, а из шерсти домашних животных или из остатков ткани. Посмотрите. (Проходит дальше вдоль стеллажа).
- В вот это не просто палки, а ходули. На них ходили. Игры с ходулями нравились не только детям, но и взрослым. (Дошкольнику о музейной педагогике, Тихонова О. Г., стр. 49).
- А мне нравится вот эта игра (Берет коробку с описанием игры). Она называется «Редька». (Обращаясь к детям) Мы с вами уже знакомы с ней. Хотите поиграть в эту игру?
Дети:
- Да.
Воспитатель.
- Ведущего в народных играх всегда выбирали считалкой. Говорили: «Надо посчитаться». Мы тоже так поступим. Саша, посчитай детей!
(Ребенок считалкой выбирает ведущего).
- Лена в игре будет «Ивашкой Поповым», а остальные «редькой». (Последний ребенок в ряду – «бабка»).
Воспитатель:
- Самым главным и самым интересным на Руси и Белгородской области тоже, всегда считался праздник Пасхи. Во время этого праздника взрослые и дети играли в игры с пасхальными яйцами. Смотрели, чье яйцо дольше покрутится, устраивали катание яиц вот с таких горок (показать, соревновались, чье яйцо крепче, иногда разбивали их о лоб играющих.
- А вот пасхальную игру «Золотые ворота» (программа «Знакомство детей с русским народным творчеством» стр. 366, которую вы сейчас увидите, тоже любили не только дети, но взрослые.
Воспитатель.
- Во время зимних праздников «Рождества», «Зимних святок» – играли в другие игры. Это были разные игры со снегом, льдом. Например – «Взятие снежной крепости», «Арина», «Два мороза». Все эти игры знакомы детям и в наше время.
А вот интересную святочную игру «Дударь-дударище» в настоящее время почти забыли. Но нам она очень нравится, и мы в нее сейчас поиграем. Но ведущего вы выберем сговоркой, правда, это такой вид считалки который чаще использовался для командных игр. Так как сговорки помогали выбрать ведущего не по счету, а по сговору.
А делалось это так. (К воспитателю подходят двое детей и договариваются, кто будет, к примеру, конь вороной, кто хомут золотой или др. сговорка. А у детей спрашивает «Конь вороной или хомут золотой?» Дети хором отвечают. Если громче кричат конь, значит, будет ведущим, тот кто является конем в данной сговорке, или наоборот тот, кто называется - хомут золотой).
Ведущим в этой игре будет Света.
Слова игры: Дударь – дударище,
Старый – старичище
Мы его в колоду,
Мы его в бороду.
Дударь, что болит?
Дударь: Голова, (зубы). Плечо, (глаз). Живот (коленки).
Ничего не болит.
Воспитатель. Но в зимнее время и взрослые и дети много времени находились в помещении, в избе. И здесь играли в спокойные игры со словами и юмором.
Мы вам покажем одну народную игру Белгородской области под названием «Летят – не летят», (Программа «Знакомство детей с русским народным творчеством» стр. 331)
Воспитатель.
Сегодня я вместе с детьми старшей группы были экскурсоводами в этом необычном музее (показать) и рассказали вам о его лучших экспонатах – народных играх Белгородской области. А лучших потому, что:
Игра у нас не развлеченье,
А с большим значением:
Чтоб был долог колосок,
Чтобы вырос лен высок.
Чтоб уродилась пшеничка,
Колос, чечевичка,
На поле – копнами,
На столе пирогами.
Вот такими пирогами мы гостям и угощаем.