МААМ-картинки

Комплексное занятие по парциальной программе «Знакомство детей с русским народным творчеством»

Лариса Красненко
Комплексное занятие по парциальной программе «Знакомство детей с русским народным творчеством»
▼ Скачать + Заказать документы

Комплексное занятие по парциальной программе «Знакомство детей с русским народным творчеством».

Тема: Русские народные календарные игры.

Подготовила воспитатель

МДОУ «Детский сад №1» общеразвивающего вида

Пос. Ракитное, Белгородской области

Красненко Лариса Анатольевна

Цель: обобщить знания детей о русских народных календарных играх Белгородской области.

Задачи:

Публикация «Комплексное занятие по парциальной программе „Знакомство детей с русским народным творчеством“» размещена в разделах

1. Организовать занятие как демонстрацию музейных экспонатов, поддерживать у детей интерес к такой форме работы, как музейная экскурсия, желание исполнять роль экскурсоводов. Развивать при этом произвольную память и выразительность речи старших дошкольников.

2. Расширить и обобщить знания детей об использовании народных игр в жизни русского народа.

3. Поддерживать у детей интерес к историческим событиям своей малой родины, её культуре и традициям.

Оборудование:

Атрибуты к играм, русские народные костюмы, экспонаты музея ДОУ

Методические приемы:

Рассказ воспитателя, чтение стихов детьми, игры детей и взрослых, рассматривание музейных экспонатов – атрибутов к народным играм и праздникам.

Форма организации детей : подгрупповая.

Форма организации занятия – музыкально-литературная композиция.

Ход занятия.

Воспитатель: В нашем детском саду есть музей, где собраны предметы русского народного быта : русские народные костюмы, домашняя утварь, старинная посуда и т. д. (показать рукой на выставку музейных экспонатов). А сегодня мы с детьми познакомим вас с самыми необычными и интересными экспонатами нашего музея – народными играми Белгородской области.

Народные игры – часть культуры и жизни любого народа, в том числе и русского. Они всегда сопровождали и сопровождают в настоящее время человека от колыбели и до старости. Но, конечно содержание игр все время меняется.

В старину содержание игр и взрослых и детей было больше всего связано с народным календарем, точнее, с временами года. Выделялись два основных периода: - весенне – летний и осенне-зимний. Они отражали подготовку и ожидание урожая, и его уборку.

Начало времени летних игр на улице было связано, с особенностями природных условий. Играть на улице начинали с первых проталин. Дети, радуясь солнышку и весне, пели и играли веснянки, заклички. Послушаете:

Ребенок: Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Вот уж зимушка проходит,

Снег и стужу прочь проводит.

Весну красну приводит.

Ребенок: Из старины глубокой

Ласточки летят,

Весело щебечут,

Людям говорят:

«Люди, пробудитесь!

К нам весна идет!

А с весной и Пасха

Радость Вам несет!»

Ребенок: Весна-красна, что ты нам принесла?

Я вам принесла три угодьица:

Первое угодье – в лугах половодье!

Другое угодье – солнце на подворье!

Третье угодье – вам здоровье!

Ребенок: Жаворонки, прилетите!

Сани с дровнями уведите,

Соху с бороной привезите!

Нам зима надоела,

Она у нас весь хлеб поела.

Воспитатель.

- А некоторые заклички сопровождались пением, а потом стали игрой с пением. Одна из таких игр «Заря-заряница». Посмотрите.

( Слова игры: Заря-заряница, красная девица

По полю ходила

Ключи обронила,

Ключи золотые

Ленты голубые

Говорком: Раз, два не воронь, а беги, как огонь).

Воспитатель.

- Эта игра сопровождала Благовещенские гуляния. На этом празднике играли в такие игры, как «Бабочка и ласточка», «Воробей», «В ласточку», «Жаворонок», «Коршун», «Ворон» (показ игр на стенде). Вот, например, для игры «Воробей» (Дошкольнику о музейной педагогике, Тихонова О. Г., стр. 51) использовался мяч, но мячи были не резиновые, а из шерсти домашних животных или из остатков ткани. Посмотрите. (Проходит дальше вдоль стеллажа).

- В вот это не просто палки, а ходули. На них ходили. Игры с ходулями нравились не только детям, но и взрослым. (Дошкольнику о музейной педагогике, Тихонова О. Г., стр. 49).

- А мне нравится вот эта игра (Берет коробку с описанием игры). Она называется «Редька». (Обращаясь к детям) Мы с вами уже знакомы с ней. Хотите поиграть в эту игру?

Дети:

- Да.

Воспитатель.

- Ведущего в народных играх всегда выбирали считалкой. Говорили: «Надо посчитаться». Мы тоже так поступим. Саша, посчитай детей!

(Ребенок считалкой выбирает ведущего).

- Лена в игре будет «Ивашкой Поповым», а остальные «редькой». (Последний ребенок в ряду – «бабка»).

Воспитатель:

- Самым главным и самым интересным на Руси и Белгородской области тоже, всегда считался праздник Пасхи. Во время этого праздника взрослые и дети играли в игры с пасхальными яйцами. Смотрели, чье яйцо дольше покрутится, устраивали катание яиц вот с таких горок (показать, соревновались, чье яйцо крепче, иногда разбивали их о лоб играющих.

- А вот пасхальную игру «Золотые ворота» (программа «Знакомство детей с русским народным творчеством» стр. 366, которую вы сейчас увидите, тоже любили не только дети, но взрослые.

Воспитатель.

- Во время зимних праздников «Рождества», «Зимних святок» – играли в другие игры. Это были разные игры со снегом, льдом. Например – «Взятие снежной крепости», «Арина», «Два мороза». Все эти игры знакомы детям и в наше время.

А вот интересную святочную игру «Дударь-дударище» в настоящее время почти забыли. Но нам она очень нравится, и мы в нее сейчас поиграем. Но ведущего вы выберем сговоркой, правда, это такой вид считалки который чаще использовался для командных игр. Так как сговорки помогали выбрать ведущего не по счету, а по сговору.

А делалось это так. (К воспитателю подходят двое детей и договариваются, кто будет, к примеру, конь вороной, кто хомут золотой или др. сговорка. А у детей спрашивает «Конь вороной или хомут золотой?» Дети хором отвечают. Если громче кричат конь, значит, будет ведущим, тот кто является конем в данной сговорке, или наоборот тот, кто называется - хомут золотой).

Ведущим в этой игре будет Света.

Слова игры: Дударь – дударище,

Старый – старичище

Мы его в колоду,

Мы его в бороду.

Дударь, что болит?

Дударь: Голова, (зубы). Плечо, (глаз). Живот (коленки).

Ничего не болит.

Воспитатель. Но в зимнее время и взрослые и дети много времени находились в помещении, в избе. И здесь играли в спокойные игры со словами и юмором.

Мы вам покажем одну народную игру Белгородской области под названием «Летят – не летят», (Программа «Знакомство детей с русским народным творчеством» стр. 331)

Воспитатель.

Сегодня я вместе с детьми старшей группы были экскурсоводами в этом необычном музее (показать) и рассказали вам о его лучших экспонатах – народных играх Белгородской области. А лучших потому, что:

Игра у нас не развлеченье,

А с большим значением:

Чтоб был долог колосок,

Чтобы вырос лен высок.

Чтоб уродилась пшеничка,

Колос, чечевичка,

На поле – копнами,

На столе пирогами.

Вот такими пирогами мы гостям и угощаем.

Публикации по теме:

Занятие по ознакомлению детей с русским народным творчеством «Я — педагог XXI века» Муз. руководитель: Здравствуйте, я рада снова видеть Вас. Давайте ещё поздороваемся с гостями, которые присутствуют.

Конспект интегрированной образовательной деятельности «Знакомство дошкольников с русским народным праздником «Жаворонки»Конспект интегрированной образовательной деятельности «Знакомство дошкольников с русским народным праздником «Жаворонки» Тема: Встреча весны. Знакомство дошкольников с русским народным праздником «Жаворонки» Цель: Приобщать дошкольников к русской народной культуре.

Конспект познавательно-речевого занятия по ознакомлению детей средней группы с русским народным творчеством. "В гостях у трех медведей"[/b] Занятие проводится совместно с родителями, поэтому текст во всех подробностях. Цель:Научить детей правильно.

Конспект занятия для детей старшей группы «Знакомство с русским народным костюмом» Конспект занятия для детей старшей группы на тему «Знакомство с русским народным костюмом» Цель: создание условий для формирования у детей.

Конспект занятия по знакомству детей средней группы с русским народным творчеством. Тема: «Весёлая ярмарка»Конспект занятия по знакомству детей средней группы с русским народным творчеством. Тема: «Весёлая ярмарка» Конспект занятия по знакомству детей средней группы с русским народным творчеством. Изобразительная деятельность. Тема: «Весёлая ярмарка»./.

НОД во второй младшей группе по ознакомлению с русским народным творчеством «Дом, дом открой свою тайну» НОД во второй младшей группе по ознакомлению с русским народным творчеством “Дом, дом открой свою тайну” Цель: знакомство детей с устройством.

НОД «Знакомство детей 2–3 лет с устным народным творчеством (малыми фольклорными формами) «Петушок, петушок» Тема: «Петушок, петушок». Задачи: Познакомить детей с фольклорным произведением «Петушок, петушок». Вызвать у детей радость от слушания.

Развитие речи детей через знакомство с русским народным творчеством. Этапы работы. 1 этап (ознакомительный) слушание сказки Цель: 1. Формировать у детей правильное понимание русских народных сказок, иносказательного.

Занятие по ознакомлению с окружающим «Знакомство детей с театром и с творчеством артиста юмористического жанра»Занятие по ознакомлению с окружающим «Знакомство детей с театром и с творчеством артиста юмористического жанра» анятие по ознакомлению с окружающим на тему:» Знакомство детей с театром и с творчеством артиста юмористического жанра Уразметовым Ахатом.

Знакомство детей с русским народным творчествомЗнакомство детей с русским народным творчеством Очень важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды художественной творческой деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплексное занятие по парциальной программе «Знакомство детей с русским народным творчеством»
Опубликовано: 20 мая 2016 в 21:37
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Комплексное занятие по парциальной программе «Знакомство детей с русским народным творчеством»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Красненко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД