Карякина Ирина Сергеевна
Развитие инициативы и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования
▼ Скачать + Заказать документы
В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и изобразительной. Многие психологи и педагоги считали, что детскую изобразительную деятельность нельзя назвать творчеством. Однако ученые придерживались других взглядов, и утверждали, что детское творчество совершенно. Самое универсальное средство для развития творчества у ребенка, это нетрадиционное рисование.
Публикация «Развитие инициативы и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2021
Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, само выражаться. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально -положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.
Использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.
Развивает детскую фантазию и раскрепощает ребенка в работе, как и эмоционально, так и физически.
Развитие творческих способностей посредством нетрадиционной техники рисования хорошо прослеживается в проектной работе «Сказки Ямала», которую я реализовала с дошкольниками.
Основная идея проекта - создать иллюстрации к четырем сказам народов Севера, прорисовав их в нетрадиционной технике рисования.
Сказки народов Севера несут в себе мудрость, вырабатывают у детей
отрицательное отношение к злу, нетерпимость к несправедливости, учит их быть добрыми, храбрыми, отзывчивыми. Они с удовольствием превращаются в оленят, пастухов, рыбаков. Через сказку и рассказы дети знакомятся с природой края, где они живут, обычаями, укладом жизни, учатся преодолевать трудности.
Для достижения поставленной цели в проекте, была проделана огромная работа. Была составлена консультация «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста» для родителей.
Зарисовка эскизов по четырем выбранным сказкам, происходила и дома с родителями, и в детском саду.
В ходе работы были выявлены основные техники нетрадиционного рисования, которые дети с удовольствием применяли для своих иллюстраций, это :
Рисование по «мокрому»;
Смешанные техники рисования (восковые мелки + карандаши (краски) и т. д. ;
Рисование методом «тычка» (жесткая кисть, ватная палочка, жесткая губка).
Дошкольники столкнулись так же и с трудностями иллюстрации. Тяжело было перенести на бумагу задуманный образ. Ребята не понимали, как это сделать. Индивидуальный подход к каждому ребенку помог решить эту проблему.
Так же дошкольники с помощью мероприятий закрепили свои знания о коренных народов Севера. В гости к ребятам приходила сказочница Хадне, она рассказывала о фольклоре коренных народов Севера, о быте жизни, каким творчеством мастерицы занимаются в тундре.
Воодушевлённые беседой о коренных жителей, ребята охотно приступали к своим картинам. По окончанию проекта, ребята уже самостоятельно выбирали себе нетрадиционную технику и материал, в которой они хотели работать. Активно предлагали другие сказки народов Севера, которые они прочитали вместе с родителями.
Таким образом, можно сделать вывод, что нетрадиционные техники рисования развивают не только мелкую моторику рук, но и расширяют представления об окружающем мире.
Способствуют развитию творческого мышления, воображения, креативности; развивают усидчивость детей, эмоциональный фон. Учат детей свободно выражать свой замысел, побуждает к творческим поискам и решениям. Нетрадиционные техники рисования способствуют снятию детских страхов, развивает уверенность в своих силах, учат детей работать с разнообразным материалом.
Увлеченные в работу дети получают эстетическое удовольствие. Использование нетрадиционной техники рисования позволило детям творчески подойди к иллюстрациям сказок, углубиться в таинственный мир народов Севера. В своих работах, дошкольники научились находить разные оттенки красок и приобрести опыт эстетического восприятия.