Татьяна Ткешелашвили
Развитие активной социализации у ДДВ посредством интеграции изобразительной деятельности и познавательно-речевых технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей на тему: «Развитие активной социализации у детей дошкольного возраста через интеграцию изобразительной деятельности и познавательно-речевых технологий».
Публикация «Развитие активной социализации у ДДВ посредством интеграции изобразительной деятельности и познавательно-речевых технологий» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Приоритетной задачей современной педагогики является максимальное содействие и создание условий для социализации детей дошкольного, школьного и подросткового возрастов.
«Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать к жизни те процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития». Выготский.
Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти «себя» и своё место в реальной жизни, умеющих принимать нашу русскую духовную культуру, формировать в себе нравственную стойкость, социальную адаптацию, способных на саморазвитие, проявление творческого потенциала и таланта.
Для положительных результатов активной социализации детей дошкольного возраста необходимо в центр образовательной системы ставить личность ребёнка и обеспечение комфортных, бесконфликтных условий.
Одной из приоритетных задач нашего детского сада является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции. Её решение особенно актуально для начального звена дошкольного обучения, поскольку с позиции отечественных психологов, игровая деятельность в данный период является ведущей в психическом развитии детей 2-6 лет, а возраст является сенситивным периодом для воспитания и обучения. Сегодня необходимо гармонично сочетать игровую деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, исследовательской, связанной с развитием индивидуальных задатков детей, их познавательной активностью, способностью решать нестандартные задачи.
Мы считаем, что для положительной социализации дошкольников лучше использовать художественно-творческую и речевую деятельность. Так как, «чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок» Сухомлинский.
Создавая образы, ребёнок бессознательно передаёт свои чувства, желания, знания и ощущения. Конечно, ребёнок ещё не способен чётко выразить в рисунках все свои мысли, поэтому он сопровождает свои работы высказываниями. Занимаясь рисованием, он отвлекается от своих переживаний, связанных с периодом социализации.
Таким образом, именно художественная деятельность, сопровождаемая речью, отвечает психологическим и эмоциональным потребностям ребёнка и оказывает на его активную адаптацию положительное действие.
Исходя из всего этого, мы видим, что на занятиях художественной деятельностью развивается речь детей : усвоение и название форм, название цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюденй за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют н расширение словарного запаса и формирование связной речи.
В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная, физическая и речевая активность. Сенсорное развитие и развитие речи решают общие задачи, замещая и дополняя друг друга (действие в словах, а статичность в рисунке).
Для достижения поставленных задач и решения сопутствующих целей рекомендуем использовать:
ТРИЗ технологии - это гимнастика для интеллекта и творческого воображения.
• Учит решать изобретательские задачи неординарными способами.
• Развивает подвижное мышление, креативность, расширяет диапазон речевых возможностей.
Например: Игра «Найди замену».
Воспитатель: Что можно сделать из ложки?
Воспитатель предлагает детям нарисовать или вылепить предметы, которые могут получиться из ложки (маятник для часов, крючок, лопатку для рыхления почвы, черпак-половник).
Игра «Волшебный светофорик» (сенсорика и развитие речи).
Используется картинка и опорная клаузура – разноцветные круги.
- назови животное (или любой предмет) и его части.
- частью чего является животное (или предмет).
- для чего это животное (или предмет) и какую пользу приносит.
Ребё нок: «Это заяц. У него есть туловище, голова, 4 лапы, усы, длинные уши и совсем короткий хвост».
Ребё нок: «Заяц является частью природы. Он живёт в лесу».
Ребё нок: «Заяц нужен для разнообразия природы, для красоты и для того, чтобы растить зайчат».
Технология наглядного моделирования.
• Развивает ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, внимание и воображение.
• Расширяет и активизирует словарный запас и речевые возможности.
К данной технологии относятся мнемотехника и моделирование слов и предложений.
Мнемотехника – от др. греч. Мнемозина – богиня и покровительница памяти и рассуждений.
Моделирование слов и предложений.
Игра «Образуй новое слово».
Воспитатель показывает детям две картинки «хлеб» + «печь» и предлагает образовать новое слово ХЛЕБОПЕЧЬ.
Затем предлагает нарисовать две свои картинки, по которым можно составить новое слово.
Ребё нок рисует:
«автомобиль» + «кран» (АВТОКРАН)
«лес» + «топор» (ЛЕСОРУБ)
«мясо» + «топор» (МЯСОРУБКА»
Игровые технологии.
Являются самой актуальной для развития активной социализации дошкольников.
• Формируют навыки публичных высказываний.
• Развивают речевые центры.
Инсценировки и драматизации стихов, потешек, попевок, коротких историй.
Хороводные игры.
Народные подвижные игры.
Народные словесно-подвижные игры (развитие речи и сенсорика) :
«Колечко, колечко», «Садовод», «Краски».
Игры «Телерепортер», «Корреспондент».
Настольные печатные игры.
Сюжетно-ролевые и дидактические игры.
Данные игровые технологии удваивают силу своего воздействия на развитие речевых центров,если дублируются с художественно-изобразительной деятельностью.
Здоровьесберегающие технологии.
Работают на полное улучшение здоровья детей и сохранение их психического и эмоционально-положительного состояния.
• Развивают тактильно-кинестическую чувствительность и мелкую моторику (вместе с этим и речевую активность).
Пескотерапия (читать приложение).
Цветные гимнастики (читать приложение).
Пальчиковые игры (читать приложение).