Кузнецова Татьяна
Игры малой подвижности в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Игры малой подвижности
(игры с ходьбой, хороводные игры,
игры на развитие Кто больше соберет
(Э. Я. Степаненкова стр. 57)
Цель: развивать ловкость рук; продолжать формировать умение быстро ориентироваться в пространстве.
Материал.
Однородные предметы небольшого размера: шишки, кубики, шарики и т. п. ; 2–3 корзинки (ведерка). При усложнении игры: повязка для глаз.
Ход игры. На полу или на ровной площадке высыпаются однородные предметы небольшого размера. Из числа играющих выбирается 2–3 ребенка, им дается корзиночки или ведерки.
По сигналу «раз, два, три!» они начинают собирать шишки (шарики, кубики, при этом разрешается брать в руку только по одному предмету.
По сигналу «стоп!» сбор предметов прекращается. Воспитатель подсчитывает, кто набрал больше.
Затем соревнуются другие дети. Игра может повторяться столько раз, сколько есть желающих участвовать в ней. Для более ловких детей, которые чаще других бывают победителями, игру можно усложнить: предложить собирать предметы с завязанными глазами.
У кого мяч?
(Э. Я. Степаненкова стр. 58)
Цель. Развивать ловкость рук, внимательность.
Материал. Мяч диаметром не более 15см.
Ход игры. Играющие образуют круг. Выбирается водящий. Он становится в центре круга, остальные придвигаются плотно друг к другу, руки у всех за спиной.
Воспитатель дает кому-либо мяч (диаметр не более 15см, и дети за спиной передают его по кругу. Водящий старается угадать, у кого мяч. Он говорит «руки», и тот, к кому он обращается, должен выставить вперед обе руки ладонями вверх. Если водящий угадал, он берет мяч и становится в круг, а тот, у кого найден мяч, начинает водить.
Затейники
(Э. Я. Степаненкова стр. 56)
Цель: активизация двигательных навыков, развитие воображения.
Ход игры: Дети становятся в круг. Одного из играющих воспитатель назначает затейником. Он находится в середине круга. Дети идут вправо или влево под следующий текст:
Ровным кругом,
Друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте,
Дружно вместе
Сделаем. вот так!
По окончании текста дети становятся на расстоянии вытянутых рук друг от друга. Затейник показывает какое-нибудь движение, и все стоящие по кругу повторяют его. Затем воспитатель сменяет затейника или затейник выбирает кого-нибудь вместо себя, и игра продолжается.
Каждый затейник сам должен придумывать движения и не повторять тех, которые уже показывали.
Колпачок и палочка
(Э. Я. Степаненкова стр. 57)
Цель: Формировать умение двигаться по кругу, согласовывать свои действия с действиями своих товарищей; развивать внимание, слуховое восприятие.
Материал. Палочка; колпак с кисточкой.
Ход игры. Играющие образуют круг. Выбирается водящий, он получает палочку и становится в середине круга. Воспитатель надевает ему на голову красивый колпак с яркой кисточкой.
Колпак надвигается ребенку до носа, прикрывает ему глаза, не касаясь их. Дети, держась
за руки, идут по кругу и говорят:
«Раз, два, три, четыре, пять – будет палочка стучать».
Водящий в это время, присев на корточки, стучит палочкой об пол. С последним словом дети останавливаются, а водящий протягивает палку в сторону детей. Тот, на кого указала палочка, берется за ее конец и называет водящего по имени, а водящий отгадывает, кто его назвал. Затем игра продолжается с новым водящим.
«Дерево, кустик, травка»
(М. М. Борисова 9)
Цель: развивать внимание, умение действовать по сигналу педагога.
Ход игры: Дети двигаются по кругу. Когда взрослый произносит «дерево», дети поднимают руки вверх, «кустик» - разводят в стороны, при слове «травка» опускают руки вниз, касаясь пола. Кто ошибается, выходит из игры.
«Дом»
(М. М. Борисова 10)
Цель: развивать правильный умеренный темп речи, координацию слов игры с движениями, моторику рук.
Ход игры:Воспитатель показывает движения и читает текст, дети повторяют за воспитателем.
На опушке дом стоит Сложить ладони «домиком» над головой
На дверях замок висит Сомкнуть ладони «в замок»
За дверями стоит стол Накрыть правой ладонью кулачок левой руки
Вокруг дома частокол Руки перед собой, пальцы растопырить
«Тук-тук-тук!» -дверь открой Постучать кулачком по ладони
Заходите, я не злой! Руки в стороны, ладони вверх
«Елочка»
(М. М. Борисова 10)
Цель: развивать правильный умеренный темп речи, координацию слов игры с движениями.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям встать в круг. Он выразительно произносит текст и выполняет движения. Дети выполняют движения, подражая ему. Позже дети тоже подключаются к произнесению текста.
Наша елочка - краса Идут по кругу, взявшись за руки
Поднялась под небеса. Останавливаются, тянутся руками вверх
Стройная красавица Опять идут по кругу, взявшись за руки
Всем ребятам нравится Останавливаются
«Капуста - редиска»
(М. М. Борисова 10)
Цель: развивать внимание, умение действовать по сигналу педагога.
Ход игры:Взрослый договаривается с ребенком, что при слове «капуста» нужно поднять руки вверх, а при слове «редиска» –хлопнуть в ладоши. Затем взрослый в произвольном порядке говорит эти два слова, а ребенок выполняет команды. Усложнить игру можно ускорением или добавлением еще одного слова (например «морковка» - прыжок на месте).
«Котик к печке подошел»
(М. М. Борисова 11)
Цель: развивать правильный умеренный темп речи, координацию слов игры с движениями.
Ход игры:Дети образуют круг, берутся за руки. Педагог становится в круг вместе с детьми. Педагог читает текст стихотворения, показывает движения, вслед за ним движения и слова повторяют дети.
Котик к печке подошел,
Котик к печке подошел. Идут по кругу, взявшись за руки.
Горшок каши он нашел,
Горшок каши там нашел. Идут по кругу в другую сторону,
взявшись за руки
А на печке калачи,
Ох, вкусны и горячи! Останавливаются, поворачиваются лицом к центру круга, хлопают в ладоши.
Пироги в печи пекутся, Выполняют наклон вперед, руки вперед, ладони вверх.
Они в руки не даются. Выпрямляются, прячут руки за спину.
«Овощи и фрукты»
(М. М. Борисова 11)
Цель: развивать внимание, умение действовать по сигналу педагога.
Ход игры:Дети стоят в шеренгу или врассыпную по залу. Воспитатель называет различные овощи и фрукты. Если слово относится к овощам, то дети должны быстро присесть, а если к фруктам - поднять руки вверх. Те, кто ошибся, делают шаг вперед. Побеждают игроки, сделавшие меньше ошибок.
«По дорожке»
(М. М. Борисова 11)
Цель: развивать внимание, умение выполнять движения соответственно тексту.
Ход игры: Воспитатель показывает движения, дети повторяют.
Раз – два – три-четыре –пять,
Будем ноги разминать.
Мы шагаем по дороге,
Поднимаем выше ноги Ходьба на месте
И по этой же дорожке.
Скачем мы на правой ножке Подскоки на правой ноге
А теперь еще немножко
На другой поскачем ножке Подскоки на левой ноге
По тропинке побежим,
До лужайки добежим Бег на месте
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки Прыжки на месте на двух ногах
Мы похлопаем в ладошки –
Пусть попляшут наши ножки Произвольные танцевальные движения
Стоп. Присядем – отдохнем. Приседание
И назад пешком пойдем Ходьба на месте
«Запрещенный цвет»
(М. М. Борисова 7)
Цель: упражнение детей в различении цвета; развитие координации движений рук и ног; повышение интереса детей к физической культуре.
Ход игры:Воспитатель раскладывает по залу геометрические фигуры разного цвета, вырезанные из картона. Затем называет цвет, например красный. По его сигналу все играющие должны собрать как можно больше фигур указанного цвета. Выигрывает тот, у кого их больше.
«Воздушный шар»
(М. М. Борисова 7)
Цель: упражнять в выполнении движений в соответствии с текстом; развивать координацию движений рук и ног; создать хорошее настроение.
Ход игры:Дети образуют круг, берутся за руки. Вслед за педагогом, стоящим в кругу вместе с детьми, повторяют движения и действия в соответствии с текстом.
С мамой в магазин ходили,
Шар воздушный там купили. Идут по кругу, взявшись за руки.
Будем шарик надувать,
Будем с шариком играть. Останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга, держатся заруки, выполняют «пружинку»
Шар воздушный, надувайся,
Шар воздушный, раздувайся. Идут назад маленькими шагами -
надувают шар
Надувайся большой
Да не лопайся! Хлопают в ладоши.
Шар воздушный улетел,
Да за дерево задел. Поднимают руки вверх, покачивают ими из стороны в сторону.
И… лопнул! Руки ставят на пояс, медленно приседают, произнося: «Ш-ш-ш-ш»
«Каравай»
(М. М. Борисова 8)
Цель: координировать речь с движением; развивать ориентировку в пространстве; создать хорошее настроение.
Ход игры: Один ребенок в центре круга. Остальные берутся за руки и образуют круг.
«На Сережин день рожденья. Испекли мы каравай. Идут по кругу, взявшись за руки.
Вот такой вышины, Останавливаются, приподнимаются на носки, одновременно поднимая руки.
Вот такой низины, Присаживаются на корточки.
Вот такой ужины, Сходятся к центру круга.
Вот такой ширины. Отходят назад, расширяя круг.
Каравай, каравай, Кого хочешь, выбирай!» Хлопают в ладоши.
Стоящий в кругу выбирает другого. Тот встает в центр.
Игра повторяется.
«Мы погреемся немножко»
(М. М. Борисова 8)
Цель: упражнять в выполнении движений в соответствии с текстом; развивать координацию движений рук и ног; создать хорошее настроение.
Ход игры:Воспитатель показывает движения и читает текст, дети выполняют движения согласно тексту.
Мы погреемся немножко,
Мы похлопаем в ладошки,
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп. Дети хлопают в ладоши
Мы погреемся немножко,
Мы попрыгаем немножко,
Прыг-прыг, прыг –прыг. Дети выполняют прыжки на двух ногах
Мы погреемся немножко,
Мы потопаем немножко
Топ-топ, топ-топ Шагают, высоко поднимая ноги
«Пропавшие ручки»
(М. М. Борисова 9)
Цель: упражнять в выполнении движений в соответствии с текстом; развивать координацию движений рук и ног; создать хорошее настроение.
Ход игры:
Воспитатель показывает движения, дети повторяют.
У меня пропали ручки Спрятать руки за спину
Где вы, рученьки мои? Посмотреть по сторонам
Раз, два, три, четыре, пять -
Покажитесь мне опять Показать руки, вытянуть вперед, повертеть
У меня пропали ножки.
Где вы ноженьки мои? Присесть
Охватить ноги руками
Раз, два, три, четыре, пять -
Покажитесь мне опять Встать, попрыгать
«Две подружки»
(М. М. Борисова 9)
Цель: развивать ритмичность и интонационную выразительность речи, координацию движений с речью, мелкую моторику.
Ход игры: Вначале воспитатель произносит слова, а дети выполняют движения вместе с воспитателем. Позже дети подключаются к произнесению слов.
На лужайке две подружки Похлопать по коленям
«Ква –ква-ква, ква-ква-ква» Похлопать в ладоши
Две зеленые лягушки Похлопать по коленям
«Ква-ква-ква, ква-ква» Похлопать в ладоши
«Ква!» Притопнуть одной ногой
Хором песни распевают Сложить ладони и чуть – чуть «приоткрыть «их - ротик
«Ква-ква-ква Похлопать в ладоши
Ква-ква-ква» Несколько раз притопнуть ногой
И спокойно спать мешают Погрозить пальцем
«Ква-ква-ква-ква-ква Похлопать в ладоши
«Ква!» Сделать один притоп
«Ручки – ножки»
(М. М. Борисова 12)
Цель: развивать ритмичность и интонационную выразительность речи, координацию движений с речью, моторику рук.
Ход игры:Дети стоят врассыпную по залу. Воспитатель произносит слова текста и показывает движения. Дети выполняют. Позже дети подключаются к произнесению слов.
Все захлопали в ладоши –
Дружно, веселее! Дети хлопают в ладоши
Застучали наши ножки
Громче и быстрее. Дети стучат ножками
По коленочкам ударим –
Тише, тише, тише. Дети хлопают по коленкам
Ручки, ручки поднимаем
Выше, выше, выше! Дети медленно поднимают ручки вверх
Завертелись наши ручки, Все поворачивают кисти рук то вправо, то влево
Снова опустились. Дети опускают руки
Покружились, покружились Снова поворачивают кисти рук то вправо, то влево
И остановились. Останавливаются
«Светофор»
(М. М. Борисова 13)
Цель: продолжать формировать умение действовать по заданию и сигналу педагога; упражнять в ходьбе в колонне с выполнением заданий; развивать внимание.
Материал: кружки (диаметр 10 см) красного, зелёного и жёлтого цвета, которые прикрепляются к палочкам.
Ход игры: Дети стоят в шеренге и выполняют упражнения согласно сигналам ведущего: на красный сигнал приседают, на жёлтый – встают, на зелёный – маршируют на месте.
Во время движения в колонне по одному в обход площадки упражнения изменяются: красный – все стоят на месте, жёлтый – продвигаются в присяде, зелёный – прыгают на носках.
За каждую ошибку играющим начисляются штрафные очки. Выигрывает тот, кто наберёт меньше штрафных очков.
«Три медведя»
(М. М. Борисова 13)
Цель: развивать правильный умеренный темп речи, координацию слов игры с движениями.
Ход игры:Воспитатель показывает движения и читает текст, дети повторяют движения, а позже и слова за воспитателем
Три медведя шли домой Маршируют на месте
Папа был большой - большой Поднимают руки вверх
Мама чуть поменьше ростом, Вытягивают руки вперед на уровне груди
А сынок - малютка просто. Ставят руки на пояс
Очень маленький он был.
С погремушками ходил Имитируют игру с погремушкой
«Тук –тук»
(М. М. Борисова 13)
Цель: развивать правильный умеренный темп речи, координацию речи с движениями, общую моторику.
Ход игры:Воспитатель показывает движения и читает текст, дети повторяют движения, а позже и слова за воспитателем
-Тук-тук-тук! Три удара кулаками друг о друга
-Да-да-да! Три хлопка в ладоши
-Можно к вам? Три удара кулаками друг о друга
-Рад всегда! Три хлопка в ладоши
«Ты медведя не буди!»
(М. М. Борисова 13)
Цель: развивать правильный умеренный темп речи, координацию слов игры с движениями; упражнять в хороводном шаге.
Ход игры: Дети встают в круг, берутся за руки, педагог встает вместе с детьми. Дети хороводом идут по кругу вместе с педагогом под слова стихотворения:
Как на горке снег, снег,
И под горкой снег, снег. Поворачиваются в обратную сторону, идут хороводом под слова
И под елкой снег, снег,
И на елке снег, снег. Идут все вместе к центру круга под слова:
А под елкой спит медведь.
Тише, тише! Не буди, Стоят в кругу
Сядь на место, не шуми»! Присаживаются на корточки.
«У меня, у тебя»
(М. М. Борисова 14)
Цель: упражнять в выполнении движений в соответствии со словами игры; развивать внимание.
Ход игры: воспитатель читает текст и показывает движения, дети повторяют.
У меня (воспитатель показывает руками на себя,
У тебя (разводит руки, показывает на соседей)
Блестящие глазки (сопровождает показом,
У меня, у тебя — чистые ушки.
Мы с тобой, мы с тобой хлопаем в ладошки.
Мы с тобой, мы с тобой прыгаем на ножке.
У меня, у тебя аленькие губки,
У меня, у тебя розовые щечки.
Мы с тобой, мы с тобой хлопаем в ладошки.
Мы с тобой, мы с тобой прыгаем на ножке.
«У меня есть все»
(М. М. Борисова 14)
Цель: упражнять в выполнении движений в соответствии со словами игры; закреплять знание частей тела; развивать внимание, общую моторику.
Ход: Перед началом игры дети ложатся на ковёр, руки вдоль тела, вытягиваются. Воспитатель произносит слова и показывает движения, дети повторяют за ним.
Есть у кровати спинка, Приподнять голову и плечи, носки ног смотрят строго вверх.
А у чайника - носик, Сесть, приставить два кулачка к носу, один за другим.
А у тумбочки - ножки, Сесть на корточки.
А у кастрюли - ручки. Руки поставить на пояс или к плечам
А в этой большой кастрюле