Марина Козлова
Расширение социокультурного пространства дошкольников с ЗПР посредством взаимодействия с социальными институтами города
▼ Скачать + Заказать документы
«Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития»
В. А. Сухомлинский
Повышение внимания педагогического коллектива нашего детского сада к проблемам социализации и развития общей культуры воспитанников с ЗПР связано с изменением социально-экономических условий жизни. В сложившейся ситуации острого дефицита общения, снижение востребованности высокохудожественных книг, фильмов, невысокого уровня культурных и ценностных притязаний в семьях, педагоги и родители испытывают затруднения в воспитании детей культурными и социально активными.
Публикация «Расширение социокультурного пространства дошкольников с ЗПР посредством взаимодействия с социальными институтами города» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Важной задачей современного общества является создание и поддержка такого образовательного пространства, которое соответствовало бы лучшим культурным традициям и базовым жизненным ценностям нашей страны, способствовало развитию и становлению всесторонне развитой личности ребенка. Необходимо помочь нашим детям обрести опыт в реальном социокультурном пространстве, направленном на формирование духовности и нравственности личности, семьи, общества. Ощутимую помощь в этом, по нашему мнению, может оказать взаимодействие детского сада и городских учреждений культуры : библиотек, музеев. Проблема развития детей с ЗПР через оптимизацию связей с социокультурной средой города, активизации совместной деятельности взрослых и детей по её поддержанию является актуальной в настоящее время.
В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. Часто ли мы задаем себе вопрос : «Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой, уязвимой душе. Кто встретится на пути?» От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
Одной из форм организации работы по социализации личности ребёнка в нашем саду взаимодействия с Центральной библиотекой имени Татищева г. о. Тольятти. Это позволяет осуществить познавательное и речевое развитие воспитанников.
Цель данного взаимодействия - развитие и социализация личности дошкольника через освоение базовых культурных и нравственных ценностей общества посредством совместной деятельности детей, педагогов и родителей.
В основе организации образовательного процесса лежит комплексно - тематическое планирование. Вначале учебного года вместе с сотрудниками библиотеки разрабатывается совместный план деятельности. В течение учебного года предполагается ежемесячное посещение воспитанниками детского сада Центральной библиотеки имени Татищева. С учётом годового плана работы детского сада и плана мероприятий библиотеки выбирается тема месяца. В течение месяца в детском саду организуется своеобразное погружение в тему: беседы, чтение художественной литературы, игры-драматизации, сюжетно-ролевые и дидактические игры, продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественно-ручной труд, целевые прогулки и экскурсии по району и городу и пр. Решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.
Знакомство с библиотекой проходит в форме интересной экскурсии. В конце экскурсии сотрудники библиотеки устраивают театральное представление по сказкам.
Важной особенностью при подготовке к посещению библиотеки является соблюдение определё нных ритуалов: подготовка подарка - поделки, коллективного панно для выставки, разучивание стихотворений, драматизация небольшого литературного произведения и пр.
Сотрудники библиотеки также готовят небольшие сюрпризы: детей встречают герои различных сказок.
Родители отмечают, что экскурсии в библиотеку повышают интерес у детей к книгам, что очень важно при подготовке к школе, у детей проявляется не только интерес к чтению, но и улучшаются восприятие, память, речь, снижается напряженность и скованность в общении с окружающими, повышается самостоятельность и инициативность.
Вывод: Сотрудничество с библиотекой района - это эффективный способ оказания помощи семье и ребенку в социализации с ориентацией на основные ценности отечественной культуры.
Литература:
1. Крашенинников Е. Е., Холодова О. Л. «Развитие познавательных способностей дошкольников» «Мозаика-Синтез» Москва, 2014.
2. Буре Р. С. «Социально-нравственное воспитание дошкольников» «Мозаика-Синтез» Москва, 2014.
3. Комарова Т. С., Зацепина М. Б. «Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада» «Мозаика-Синтез» Москва, 2014.
4. Канавина Г. А. Особенности деятельности библиотеки в поддержку социальной «семьи» и в сохранении традиции семейного чтения в условиях детского дома, организованного по семейному типу. - М. : Просвещение, 2000г
5. Международный день детской книги. - Ж. : Дошкольное образование, 2010. - №6.