дарья киршанкова
Конспект занятия «Ранняя весна. Прилет грачей»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Ранняя весна. Прилет грачей».
Программное содержание. Познакомить с творчеством художника А. К. Саврасова. Учить передавать на бумаге характерные особенности ранней весны (высокое серо-голубое небо, земля освобождается от снега, прилетают птицы и др.). Учить гармонично располагать сюжет на листе бумаги. Закреплять навыки тонировки бумаги с помощью гуаши или акварели. Закреплять навыки смешивания цветов для получения нужного оттенка. Развивать у детей творчество, чувство композиции, наблюдательность. Воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира, любовь к родной природе, Родине; устойчивый интерес к изобразительной деятельности.
Публикация «Конспект занятия „Ранняя весна, Прилет грачей“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Грач, грачи. Все о грачах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- «Грачи прилетели» Саврасов А. Конспекты занятий
- Темочки
Материалы. Аудио и видео техника, картины с изображением весны А. К Саврасова. На каждого ребенка: листы тонированной бумаги, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки, палитра.
Предварительная работа. Наблюдения за природой (экскурсия по улицам города, в парк, на пруд, чтение художественной литературы, стихов о весне, беседы, рассматривание пейзажей художников.
Коррекционная работа. Употребление в речи слов: картина, пейзаж, природа, натура, художник. Названия перелетных птиц, приметы весны. Развивать мелкие мышцы пальцев рук.
Ход занятия.
Воспитатель. (загадывает загадку)
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла.
Дети. Весной.
Воспитатель. Правильно. Как вы уже догадались, разговор у нас сегодня пойдет о весне. О ранней весне.
Весну издавна любил народ. Люди ее называли «Весна – красна». О весне поэты слагали стихи. Художники писали картины.
Воспитатель. Какие весенние месяцы вы знаете?
Дети. Март, апрель, май.
Воспитатель. Ребята, а вы знаете, что в народе месяц март называют протальник? Знаете почему его так называют? Да потому, что в марте снег становится рыхлым, темнеет, и появляются первые проталины. Проталины – это то место где растаял снег и появились первые островки земли.
Апрель – снегогон. Это слово сложное, в нем спрятались два слова (снег, гнать, апрель гонит снег). В апреле весна «гонит снег». Пригревает солнышко, снег начинает быстро таять, бегут ручьи.
Май – травень. Как вы думаете почему? Да потому, что в мае появляется зеленая травка, распускаются листья на деревьях, все вокруг зеленеет.
Воспитатель. С чего же начинается весна?
Дети. С капели, проталин, светит ярко солнце, появляются подснежники, прилетают перелетные птицы.
Воспитатель. А какие птицы прилетают к нам весной?
Дети. Грачи, журавли, скворцы, ласточки, жаворонки.
Воспитатель. А что они делают?
Дети. Строят гнезда, чинят старые.
Воспитатель. (показ на видео) Сегодня мы с вами познакомимся с русским художником, который очень любил рисовать природу нашей родины – это Алексей Кондратьевич Саврасов. Очень давно он жил в Москве, в семье небогатого купца. С самого детства он любил рисовать, особенно любил рисовать природу и рано начал заниматься живописью. Когда Алексей Кондратьевич вырос, он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Саврасов много ездил по России, любовался красотой природы, явлениями, которые происходят, а потом эту красоту передавал в своих картинах. Сейчас мы посмотрим картины этого художника. Эти картины о весне, лишь малая часть того, что нарисовал Саврасов.
Обратите внимание на то, как художник показал нам весну, какие краски он использовал, чтобы передать настроение картины. Здесь все очень просто: ранняя весна, тает снег, прилетели грачи. Этот пейзаж увидел Саврасов на самом деле или в натуре. Натура — в практике изобразительного искусства это любые природные явления, объекты и предметы, которые художник изображает, наблюдая как модель непосредственно. С натуры выполняется, как правило, лишь этюд, набросок, зарисовка, портрет, а иногда пейзаж. (Обратить внимание детей на картину). Природа эта самая будничная. Тает грязный снег, талые воды стекают в пруд, земля освобождается от снежного покрова. Небо покрыто облаками, гонимыми ветром, все в природе озарено весенним солнцем. На березах в своих гнездах суетятся, гомонят грачи. За невысоким забором течет своя неспешная жизнь, из трубы дома идет дымок. В картине Саврасова человек как бы за кадром, но его незримое присутствие ощущается. Для Алексея Кондратьевича было важно уловить и передать гармонию между человеком и природой, в своей картине он одним из первых художников пейзажистов сумел раскрыть душу русской природы.
(комментарии по ходу просмотра)
Физкультминутка «Грачи».
По весне к нам с юга мчится
Черная, как ворон, птица.
Для деревьев наших врач,
Насекомых ест всех грач!
машут руками, изображая птиц
делают взмахи руками «крыльями»
делают вид, что летят
Воспитатель. А теперь подумайте, ребята, какой сюжет вы бы хотели нарисовать, что вы изобразите на своем листе бумаги. Какие цвета вы возьмете для ранней весны? С помощью какого материала можно передать прозрачность и голубизну весеннего неба, снег, каким материалом птиц, деревья.
(подготовка материалов к работе)
Воспитатель. (включит негромкую мелодичную музыку)
Музыка поможет вам почувствовать, как просыпается природа после зимних холодов, какое у нее настроение.
Самостоятельная работа детей.
(В ходе работы следить, чтобы дети правильно и свободно, без напряжения держали кисть, следить за осанкой детей)
Итог.
Ребята, мы с вами сегодня много говорили о весне, рассматривали картины А. К. Саврасова. Каждый из вас старался, и в ваших рисунках видно, что природа проснулась, ожила.
Вы знаете, что художники выставляют свои работы на выставки? Вот и мы с вами сделаем выставку ваших работ.