Юлия Фесенко
Работа воспитателей с детьми с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
«Работа воспитателей с детьми с общим недоразвитием речи».
В задачу воспитателя детского сада для детей с нарушениями речи входит обязательное выполнение требований общеобразовательной программы воспитания и обучения, а также решения коррекционных задач направленных на устранение недостатков обусловленных особенностями речевого дефекта.
Публикация «Работа воспитателей с детьми с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
Особое внимание должно уделяться развитию познавательных интересов детей. В задачу воспитателя входит также создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление веры в собственные силы, снятие отрицательных переживаний, связанных с речевой неполноценностью, формирование интереса к занятиям. Уметь анализировать различные негативные проявления поведения ребёнка, вовремя замечать признаки агрессивности, конфликтности или повышенной утомляемости, пассивности и вялости, в связи с этим предъявлять различные требования и осуществлять личностно - ориентированный подход к речи и поведению ребёнка.
Основные задачи воспитателя в области развития речи состоят в следующем :
-расширение и активизация речевого запаса детей на основе представления об окружающем;
-развитие у детей способности принять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения;
-автоматизация самостоятельной речи для детей усвоенных навыков правильного произношения звуков, звуко-слоговой структуры слова, грамматического оформления речи.
Основой для проведения занятий по развитию речи служат постепенное расширение знаний в процессе изучения лексических тем («Посуда», «Одежда», «Осень», и т. д.).
Соответственно речевым навыком предшествует практически действия с предметами. Каждая новая изучаемая тема начинается с экскурсий, беседы, рассматривания картинок, предметов, проводятся описательные беседы по предметам. Необходимым элементом при прохождении новой темы являются упражнения по развитию логического мышления. Памяти, внимания.
Формирование лексического запаса и грамматического строя на занятиях осуществляется поэтапно:
-дети знакомятся с изучаемым явлением;
-дети с помощью отчётливого образца речи воспитателя учатся понимать словесные обозначения этих явлений;
-воспитатель организует речевую практику детей, в которой закрепляются словесные выражения к изучаемым явлениям.
Особое внимание уделяется обучению детей умению точно отвечать на вопросы. Словарь, предназначенный для понимания, а затем и в практическом употреблении должен быть значительно шире, чем для активного использования речи.
В процессе количества и количества и счёта детей учат согласовывать в роде, числе и падеже существительных с числительными (одна ложка, две ложки, три ложки, четыре ложки, пять ложек). Учить в процессе сравнения конкретных множеств дошкольники должны усвоить математические выражения: больше, меньше, поровну. Формировать умение детей образовывать существительные в единственном и множественном числе.
Воспитатель уделяет внимание совершенствованию ориентировки в пространстве и временных отношений (в плане пассивной, а потом активной речи). Воспитатель закрепляет умение понимать и правильно выполнять действия, изменяющие положение того или иного предмета по отношению к другому (справа от стола стоит стул).
Характер организации учебной деятельности и отбор лексического материала на занятиях по конструированию и рисованию позволяет воспитателю активизировать словарь приставочными глаголами, предлогами и наречиями, качественными и относительными прилагательными.
Особое внимание уделяется развитию тонкой моторики пальцев рук:
-разгибать и загибать поочерёдно пальцы;
-отхлопывать ритм ладонью по столу;
-вырабатывать переключения движений правой и левой руки;
-воспроизводить различные позы рук;
-захватывать мелкие предметы небольшого диаметра различными пальцами;
-выполнять и несложные геометрические узоры из мелких деталей (палочек, спичек, мозаики) на основе образца. Указанные упражнения рекомендуется начинать в медленном темпе, постепенно ускоряя и увеличивая количество повторений, а также использовать в работе на занятиях упражнения, с элементами пальчиковой гимнастики чередуя с произношением слов движения рук.
«Мы капусту рубим,
Мы морковку трём,
Мы капусту солим,
Мы капусту жмём».
Развитие графических умений происходит постепенно, по мере совершенствования у детей с нарушениями речи зрительного, зрительно-пространственного восприятия, моторных и зрительно-моторных функций. Продолжительность выполнения графических занятий не должна превышать 3-х минут.
Наблюдение за причинно-следственными связями между природными явлениями, расширение и уточнение представлений о животном мире является хорошей базой для развития речи и мышления. Во время прогулок, экскурсий и в процессе повседневной жизни, необходимо обучать детей составлению сложных и описательных рассказов, подбирать синонимы и антонимы, практически использовать навыки словообразования. Воспитатель должен создавать ситуации, заставляющие детей разговаривать друг с другом на конкретные темы на основе наблюдений. Коммуникативная функция речи, таким образом, обогащаются в непринуждённой обстановке, но на заданную тему. Это позволяет учить детей способам диалогического взаимодействия в совместной деятельности, в форме небольшого рассказа: повествование, описание, рассуждение.
Таким образом, создаётся основа для благоприятного развития возможностей ребёнка, что в конечном итоге влияет на эффективное овладение речью.