Людмила Ипаткина
Этапы работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Словообразование представляет собой, особый путь развития словаря и является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путем соединения, комбинирования морфем.
В процессе формирования словообразования у дошкольников с ОНР необходимо уделять ос-новное внимание организации системы продуктивных словообразовательных моделей. Для форми-рования и закрепления этих моделей уточняется связь между значением морфемы и ее знаковой формой (звучанием). Закрепление этой связи осуществляется на основе сравнения слов с одинаковой морфемой, определения общего, сходного значения слов с общей морфемой (дом-ик, стол-ик, выделения этой общей морфемы, уточнения ее значения.
Публикация «Этапы работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
Заключительным этапом работы является закрепление словообразовательных моделей в про-цессе специально подобранных упражнений.
Работа направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилага-тельных. При этом развитие словообразования различных частей речи происходит последовательно-параллельно. Можно выделить три этапа работы по формированию словообразования.
Первый этап. Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.
Существительные
В процессе коррекционной работы сначала закрепляется словообразование уменьшительно-ласкательных существительных с продуктивным суффиксом -ик- (с существительными мужского рода).
Речевой материал предъявляется в следующей последовательности:
а) без изменения звуковой структуры корня производного слова :
дом — домик, нос — носик, хвост — хвостик…
б) с чередованием глухих и звонких звуков в корне:
таз — тазик, сад —садик, клюв — клювик…
В дальнейшем проводится работа над словообразованием с использованием суффикса -чик- (с существительными мужского рода).
Речевой материал предъявляется в следующей последовательности:
а) без изменения звуковой структуры корня мотивирующего и производного слов :
шкаф — шкафчик, блин — блинчик, суп — супчик…
б) с изменением звуковой структуры производного слова :
рукав — рукавчик…
Глаголы
Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида:
а) образование глаголов совершенного вида с помощью приставок:
с- (петь — спеть, есть —съесть,
на- (колоть — наколоть, писать — написать,
по- (сеять — посеять, ужинать — поужинать,
про- (читать — прочитать);
б) образование глаголов несовершенного вида с помощью продуктивных суффиксов -ива-, -ыва-, -во-:
застегнуть — застегивать, умыть — умывать, затолкнуть — заталкивать.
Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов.
Прилагательные
Образование притяжательных прилагательных. Словообразование с использованием продук-тивных суффиксов -ин-, -ов-.
Речевой материал: мамин, дедушкин, тетин, кошкин, мышиный, ежовый, слоновый.
Второй этап. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.
Существительные
Словообразование с использованием суффикса -к- проводится в следующей последовательно-сти:
а) словообразование существительных женского рода без изменения звуковой структуры корня про-изводного слова :
мышь — мышка, яблоня — яблонька, туча — тучка;
б) словообразование существительных женского рода с изменением звуковой структуры корня (яв-ления оглушения, чередования) :
корова — коровка, синица — синичка, капля — капелька, рука — ручка;
в) словообразование существительных среднего рода от основ на -ц (с изменением звуковой струк-туры основы слова) :
крыльцо — крылечко, кольцо — колечко.
Словообразование существительных с использованием суффиксов -очк-, -ечк- проводится в следующей последовательности:
а) словообразование ласкательных собственных имен мужского и женского рода на -а, -я:
Оля — Олечка, Соня — Сонечка, Ваня — Ванечка, Дима — Димочка;
б) словообразование неодушевленных существительных женского рода:
клумба — клумбочка, верба — вербочка, звезда — звездочка.
Словообразование существительных женского рода с использованием суффикса -ичк-:
вода — водичка, коса — косичка, сестра — сестричка.
Словообразование существительных женского рода с использованием суффиксов -оньк-, -енък- проводится в следующей последовательности:
а) словообразование без изменения звуковой структуры корня слова имен собственных женского и мужского рода на -а, -я:
Маша — Машенька, Надя — Наденька, Петя — Петенька, Миша — Мишенька;
б) словообразование нарицательных существительных мужского и женского рода без изменения звуковой структуры корня слова :
береза — березонька, дядя — дяденька, дочь — доченька;
в) словообразование с изменением звуковой структуры корня слова :
рука — рученька, нога — ноженька, дорога — дороженька.
Словообразование с использованием менее продуктивных суффиксов -ушк-,
-ышк-, -иц-, -ец-, -ц-
а) словообразование существительных мужского, женского и среднего рода с суффиксом -ушк-:
дед — дедушка, зима — зимушка, рябина — рябинушка;
б) словообразование существительных среднего рода с суффиксом -ышк-:
стекло — стеклышко, солнце — солнышко, гнездо — гнездышко;
в) словообразование с помощью суффиксов -иц-, -ец-, -ц-:
— суффикс -иц- в существительных женского рода:
лужа — лужица, земля — землица, кожа — кожица;
— суффикс -ец- в существительных мужского и среднего рода:
мороз — морозец, хлеб — хлебец, письмо — письмецо;
— суффикс -ц- в существительных женского и среднего рода:
пыль — пыльца, мыло — мыльце, корыто — корытце.
Образование существительных с помощью суффикса -ниц- со значением вместилища (посу-ды).
а) словообразование при сохранении звуковой структуры корня слова :
суп — супница, салат — салатница, сахар — сахарница;
б) словообразование существительных с суффиксом -ниц- в случаях чередования, смягчения, оглу-шения согласных звуков, корня:
хлеб - хлебница, сухари — сухарница, селедка — селедочница.
Образование существительных с помощью суффикса -инк-:
а) работа над словообразовательными формами, в которых сохраняется звуковая структура корня:
пыль — пылинка, дождь — дождинка, роса — росинка.
б) работа над словообразовательными формами, с чередованием звуков в корне слов :
чай — чаинка, пух — пушинка, снег — снежинка.
Образование названий детенышей животных и птиц.
Глаголы
Образование глаголов с приставками в-, вы-, на-, вы-. Глаголы пространственного значения с приставкой при-.
Дифференциация глаголов с наиболее продуктивными приставками: в-, вы-, на-, вы-:
входит — выходит, влетает — вылетает, наливает — выливает, насыпает — высыпает.
Прилагательные
Образование притяжательных прилагательных с использованием суффикса -и- без изменения звуковой структуры корня производного слова.
Речевой материал: коровий, лисий, бараний, козий.
Образование относительных прилагательных.
Словообразование с использованием продуктивных суффиксов -ов-, -ев-.
а) Без чередования звуков в корне слов.
Речевой материал: пуховый, меховой, вишневый, грушевый, березовый, еловый, фарфоровый.
б) С чередованием звуков в корне (беглая гласная) :
ситцевые, перцовый.
Словообразование с использованием суффикса -н- без чередования в корне слова.
Речевой материал: зимний, железный, кирпичный, лимонный, морковный, каменный, хрустальный, картофельный, грибной.
Словообразование с использованием менее продуктивных суффиксов -н-, -ян-, -енн-.
Речевой материал: глиняный, песчаный, серебряный, овсяный, стеклянный.
Образование качественных прилагательных.
Словообразование с использованием суффикса -н-.
а) Без чередования.
Речевой материал: вкусный, жирный, умный, грязный, холодный, интересный.
б) С чередованием звуков в корне слов.
Речевой материал: смешной, скучный, мрачный.
Словообразование с помощью менее продуктивных суффиксов -ив-, лив-, -чин-.
Речевой материал: ленивый, червивый, красивый, правдивый, забывчивый, дождливый, трусливый.
Третий этап. Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.
Существительные
Образование названий профессий.
Словообразование существительных мужского рода:
— с суффиксом -щик-:
часовщик, сварщик, дрессировщик;
— с суффиксом -чик-:
переводчик, грузчик, разведчик.
Словообразование существительных, обозначающих лиц женского пола, с суффиксами -ниц-, -иц-:
художник — художница, учитель — учительница, певец — певица.
Глаголы
Образование глаголов пространственного значения с приставками с-, у-, под-, от-, за-, под-, пере-, до-.
Дифференциация глаголов с наиболее продуктивными приставками: под-, от-, при-, у-, пере-, за-, от-:
прибегает - убегает, приезжает - уезжает, прилетает - улетает, приходит - уходит, подходит - отходит, подлетает - отлетает, подплывает - отплывает, подъезжает - отъезжает, закрывает - открывает.
Прилагательные
Образование притяжательных прилагательных с суффиксом -и- с чередованием в корне:
Речевой материал: волчий, заячий, собачий, беличий, птичий, медвежий, поросячий.
Образование относительных прилагательных с суффиксом -ск-;
Речевой материал: детский, учительский, матросский.
Образование качественных прилагательных с помощью менее продуктивных суффиксов
-оват-, еват-.
Речевой материал: сероватый, синеватый.
Используемая литература:
Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. «Формирование правильной разговорной речи у дошкольников»
Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. «Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников»