Получи документы

Этапы работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи

Людмила Ипаткина
Этапы работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы

Словообразование представляет собой, особый путь развития словаря и является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путем соединения, комбинирования морфем.

В процессе формирования словообразования у дошкольников с ОНР необходимо уделять ос-новное внимание организации системы продуктивных словообразовательных моделей. Для форми-рования и закрепления этих моделей уточняется связь между значением морфемы и ее знаковой формой (звучанием). Закрепление этой связи осуществляется на основе сравнения слов с одинаковой морфемой, определения общего, сходного значения слов с общей морфемой (дом-ик, стол-ик, выделения этой общей морфемы, уточнения ее значения.

Публикация «Этапы работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Заключительным этапом работы является закрепление словообразовательных моделей в про-цессе специально подобранных упражнений.

Работа направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилага-тельных. При этом развитие словообразования различных частей речи происходит последовательно-параллельно. Можно выделить три этапа работы по формированию словообразования.

Первый этап. Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.

Существительные

В процессе коррекционной работы сначала закрепляется словообразование уменьшительно-ласкательных существительных с продуктивным суффиксом -ик- (с существительными мужского рода).

Речевой материал предъявляется в следующей последовательности:

а) без изменения звуковой структуры корня производного слова :

дом — домик, нос — носик, хвост — хвостик…

б) с чередованием глухих и звонких звуков в корне:

таз — тазик, сад —садик, клюв — клювик…

В дальнейшем проводится работа над словообразованием с использованием суффикса -чик- (с существительными мужского рода).

Речевой материал предъявляется в следующей последовательности:

а) без изменения звуковой структуры корня мотивирующего и производного слов :

шкаф — шкафчик, блин — блинчик, суп — супчик…

б) с изменением звуковой структуры производного слова :

рукав — рукавчик…

Глаголы

Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида:

а) образование глаголов совершенного вида с помощью приставок:

с- (петь — спеть, есть —съесть,

на- (колоть — наколоть, писать — написать,

по- (сеять — посеять, ужинать — поужинать,

про- (читать — прочитать);

б) образование глаголов несовершенного вида с помощью продуктивных суффиксов -ива-, -ыва-, -во-:

застегнуть — застегивать, умыть — умывать, затолкнуть — заталкивать.

Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов.

Прилагательные

Образование притяжательных прилагательных. Словообразование с использованием продук-тивных суффиксов -ин-, -ов-.

Речевой материал: мамин, дедушкин, тетин, кошкин, мышиный, ежовый, слоновый.

Второй этап. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.

Существительные

Словообразование с использованием суффикса -к- проводится в следующей последовательно-сти:

а) словообразование существительных женского рода без изменения звуковой структуры корня про-изводного слова :

мышь — мышка, яблоня — яблонька, туча — тучка;

б) словообразование существительных женского рода с изменением звуковой структуры корня (яв-ления оглушения, чередования) :

корова — коровка, синица — синичка, капля — капелька, рука — ручка;

в) словообразование существительных среднего рода от основ на -ц (с изменением звуковой струк-туры основы слова) :

крыльцо — крылечко, кольцо — колечко.

Словообразование существительных с использованием суффиксов -очк-, -ечк- проводится в следующей последовательности:

а) словообразование ласкательных собственных имен мужского и женского рода на -а, :

Оля — Олечка, Соня — Сонечка, Ваня — Ванечка, Дима — Димочка;

б) словообразование неодушевленных существительных женского рода:

клумба — клумбочка, верба — вербочка, звезда — звездочка.

Словообразование существительных женского рода с использованием суффикса -ичк-:

вода — водичка, коса — косичка, сестра — сестричка.

Словообразование существительных женского рода с использованием суффиксов -оньк-, -енък- проводится в следующей последовательности:

а) словообразование без изменения звуковой структуры корня слова имен собственных женского и мужского рода на -а, :

Маша — Машенька, Надя — Наденька, Петя — Петенька, Миша — Мишенька;

б) словообразование нарицательных существительных мужского и женского рода без изменения звуковой структуры корня слова :

береза — березонька, дядя — дяденька, дочь — доченька;

в) словообразование с изменением звуковой структуры корня слова :

рука — рученька, нога — ноженька, дорога — дороженька.

Словообразование с использованием менее продуктивных суффиксов -ушк-,

-ышк-, -иц-, -ец-, -ц-

а) словообразование существительных мужского, женского и среднего рода с суффиксом -ушк-:

дед — дедушка, зима — зимушка, рябина — рябинушка;

б) словообразование существительных среднего рода с суффиксом -ышк-:

стекло — стеклышко, солнце — солнышко, гнездо — гнездышко;

в) словообразование с помощью суффиксов -иц-, -ец-, -ц-:

суффикс -иц- в существительных женского рода:

лужа — лужица, земля — землица, кожа — кожица;

суффикс -ец- в существительных мужского и среднего рода:

мороз — морозец, хлеб — хлебец, письмо — письмецо;

суффикс -ц- в существительных женского и среднего рода:

пыль — пыльца, мыло — мыльце, корыто — корытце.

Образование существительных с помощью суффикса -ниц- со значением вместилища (посу-ды).

а) словообразование при сохранении звуковой структуры корня слова :

суп — супница, салат — салатница, сахар — сахарница;

б) словообразование существительных с суффиксом -ниц- в случаях чередования, смягчения, оглу-шения согласных звуков, корня:

хлеб - хлебница, сухари — сухарница, селедка — селедочница.

Образование существительных с помощью суффикса -инк-:

а) работа над словообразовательными формами, в которых сохраняется звуковая структура корня:

пыль — пылинка, дождь — дождинка, роса — росинка.

б) работа над словообразовательными формами, с чередованием звуков в корне слов :

чай — чаинка, пух — пушинка, снег — снежинка.

Образование названий детенышей животных и птиц.

Глаголы

Образование глаголов с приставками в-, вы-, на-, вы-. Глаголы пространственного значения с приставкой при-.

Дифференциация глаголов с наиболее продуктивными приставками: в-, вы-, на-, вы-:

входит — выходит, влетает — вылетает, наливает — выливает, насыпает — высыпает.

Прилагательные

Образование притяжательных прилагательных с использованием суффикса -и- без изменения звуковой структуры корня производного слова.

Речевой материал: коровий, лисий, бараний, козий.

Образование относительных прилагательных.

Словообразование с использованием продуктивных суффиксов -ов-, -ев-.

а) Без чередования звуков в корне слов.

Речевой материал: пуховый, меховой, вишневый, грушевый, березовый, еловый, фарфоровый.

б) С чередованием звуков в корне (беглая гласная) :

ситцевые, перцовый.

Словообразование с использованием суффикса -н- без чередования в корне слова.

Речевой материал: зимний, железный, кирпичный, лимонный, морковный, каменный, хрустальный, картофельный, грибной.

Словообразование с использованием менее продуктивных суффиксов -н-, -ян-, -енн-.

Речевой материал: глиняный, песчаный, серебряный, овсяный, стеклянный.

Образование качественных прилагательных.

Словообразование с использованием суффикса -н-.

а) Без чередования.

Речевой материал: вкусный, жирный, умный, грязный, холодный, интересный.

б) С чередованием звуков в корне слов.

Речевой материал: смешной, скучный, мрачный.

Словообразование с помощью менее продуктивных суффиксов -ив-, лив-, -чин-.

Речевой материал: ленивый, червивый, красивый, правдивый, забывчивый, дождливый, трусливый.

Третий этап. Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.

Существительные

Образование названий профессий.

Словообразование существительных мужского рода:

с суффиксом -щик-:

часовщик, сварщик, дрессировщик;

с суффиксом -чик-:

переводчик, грузчик, разведчик.

Словообразование существительных, обозначающих лиц женского пола, с суффиксами -ниц-, -иц-:

художник — художница, учитель — учительница, певец — певица.

Глаголы

Образование глаголов пространственного значения с приставками с-, у-, под-, от-, за-, под-, пере-, до-.

Дифференциация глаголов с наиболее продуктивными приставками: под-, от-, при-, у-, пере-, за-, от-:

прибегает - убегает, приезжает - уезжает, прилетает - улетает, приходит - уходит, подходит - отходит, подлетает - отлетает, подплывает - отплывает, подъезжает - отъезжает, закрывает - открывает.

Прилагательные

Образование притяжательных прилагательных с суффиксом -и- с чередованием в корне:

Речевой материал: волчий, заячий, собачий, беличий, птичий, медвежий, поросячий.

Образование относительных прилагательных с суффиксом -ск-;

Речевой материал: детский, учительский, матросский.

Образование качественных прилагательных с помощью менее продуктивных суффиксов

-оват-, еват-.

Речевой материал: сероватый, синеватый.

Используемая литература:

Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. «Формирование правильной разговорной речи у дошкольников»

Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. «Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников»

Публикации по теме:

План работы по формированию адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи План работы по формированию адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Данная программа является.

Содержание работы по формированию предпосылок становления слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи Преодоление искажений слогового состава слова у детей с недоразвитием речи является одной из приоритетных задач коррекционного обучения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Этапы работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 24 мая 2015 в 21:15
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Этапы работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Ипаткина (УИ 258315) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД