Ольга Харитонова
Активизация речевой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи
▼ Скачать +Заказ
В теории и практике логопедии проблема активизации речевой деятельности
остаётся одной из самых актуальных.
Основная задача дошкольных учреждений состоит в правильной
организации и активизации речевого общения детей, поскольку речь является
средством общения и орудием мышления. Жизнедеятельность человека невозможна вне речевой деятельности,
так как речь – принадлежность его деятельности, обеспечивает обмен
информацией и общения людей.
Я в своей практике использую методы и
приёмы современной технологии – риторики.
Публикация «Активизация речевой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
Среди множества риторических методов и приёмов на речевых занятиях целесообразно использовать следующие:
ЭТЮДЫ:
Ход этюда.
Ладушки, ладушки,
Где были?
У бабушки!
(хлопаю в ладоши)
А у бабушки ладони
Все в морщинках собраны,
(показывают руки ладонями вверх.)
А у бабушки ладони
Добрые-предобрые.
(поглаживают ладони друг о друга.)
Всё работали ладони
Долгими годами.
(постукивают кулачками о ладони.)
Пахнут добрын ладони
Щами с пирогами.
(подносят ладони к лицу, словно принюхиваются.)
По кудрям тебя погладят
Добрые ладони,
(имитируют поглаживание.)
И с любой печалью сладят
Тёплые ладони.
(складывают ладони, подносят к лицу, дуют на них.)
Ладушки, ладушки,
Где были?
У бабушки!
(хлопают в ладоши.)
Импровизации, разыгрывание сказок;
Наблюдения, прогулки, экскурсии;
Рассматривание рисунков и фотографий;
Моделирование, составление пиктограмм, схем высказываний;
Анализ заданных ситуаций;
Свободное и тематическое рисование;
Лепка, конструирование;
Чтение художественных произведений;
Беседы, сочинение историй;
Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним.
Моя работа по развитию коммуникативных умений включает в себя следующие направления коррекционного воздействия:
Развитие неречевых и речевых средств общения;
Формирование умения применять средства общения в разнообразных коммуникативных ситуациях;
Развитие активности в различных формах общения;
Формирование определённых форм, свойств и качеств личности (например, умений следовать правилам поведения).
Обучение детей восприятию и выражению основных эмоций начинаем с мимической гимнастики.
Развитию пантомимики мы также уделяем большое внимание, развивая в детях способность, распознать и понять эмоциональное состояние другого человека, а затем выражать свои эмоции с помощью жестов, движений, походки, позы. Это повышает интерес к занятиям, расширяет эмоциональный опыт детей и позволяет раскрепоститься замкнутым детям, повысить творчество.
Профессии. Показать в движениях и действиях людей разных профессий:• библиотекаря;• учителя;• капитана теплохода;• тракториста;• милиционера;• регулировщика движения;• маляра;• плотника;• учителя;• почтальона;• сапожника;• птичника;• повара;• доярки;• столяра
При подготовке к обучению грамоте метод наглядного моделирования позволит решить следующие задачи:
— познакомить детей с понятием «слово» и его протяженностью;
— находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой, изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов, различать твердые/мягкие звуки;
— сформировать навыки анализа и синтеза слов и предложений, подбора слов к заданной звуковой модели, научить графически изображать предложение, придумывать предложение по схеме;
— отработать навык послогового чтения.
Игра «Рассели картинки в дом» научит выделять первый, последний звуки в слове и соотносить их со схемой. Дошкольникам предлагается назвать, что изображено на картинках и определить, где «живет» заданный звук в слове, а также в какой дом «поселить» картинку.
Работа по активизации коммуникативной деятельности детей с ОНР продолжается. Использование разнообразных риторических методов и приёмов активизирует формирование коммуникативных умений у детей с ОНР, а также повышает эффективность коррекционно-педагогической работы в целом.