Елена Афиногенова
Работа по развитию речевой активности детей младшего дошкольного возраста с использованием фольклорных произведений
▼ Скачать + Заказать документы
Понятие «фольклор» буквально в переводе с английского означает народная мудрость.
Фольклор – это устное словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. М. Горький говорил: «… Начало искусства слова - в фольклоре».
Публикация «Работа по развитию речевой активности детей младшего дошкольного возраста с использованием фольклорных произведений» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Народная культура, фольклор
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
В содержании фольклорных произведений отражаются наиболее типичные обстоятельства народной жизни. Детский фольклор формируется под воздействием множества факторов. Среди них – влияние различных социальных и возрастных групп, их фольклора; массовой культуры; бытующих представлений и многое другое. Первоначальные ростки творчества могут появиться в различной деятельности детей, если для этого созданы необходимые условия. От воспитания зависит успешное развитие таких качеств, которые в будущем обеспечат участие ребёнка в творческом труде.
Художественное слово – действенное средство умственного воспитания малыша, развития его речи.
Уже на первом году жизни происходит первая встреча ребёнка с художественным словом. Ребёнок не понимает смысла слов, но выразительное их проговаривание, напевание, мажорное звучание, ласковая интонация и ритм, выступают как средства эмоционально – игрового и речевого контакта взрослого и малыша.
Слово «потешка» - обозначает «игрушка». Это весёлая песенка – приговорка, побуждающая взрослого в игре с малышом. Главное назначение потешки – выработать у ребёнка игровые навыки, подготовить его к познанию окружающего мира в процессе игры. Потешка реализует потребность ребёнка в смехе, веселье, юморе – столь необходимых качествах для формирования здоровой психики.
Теоретические подходы к использованию фольклорных произведений при работе над темой я подбирала из следующих источников: В. П. Аникин «О русских сказках, пословицах, песнях, загадках, народном языке: очерки», Д. С. Виноградов «Русский детский фольклор», В. И. Калугин «Очерки о русском фольклоре».
А. М. Горький говорил: «Фольклор помогает малышу овладеть речью, чувствовать красоту и выразительность родного слова».
Над проблемой обучения дошкольников родному языку работали многие авторы : Максаков, Тихеева, В. К. Лотарев, Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичёва, А. М. Бородич и др. В. В. Гербова под активной речью подразумевает такое понятие, как целенаправленной и систематическое формирование конкретных речевых изменений. Известно, что активная речь формируется только в процессе интенсивного речевого общения.
В систему работы входит следующее методическое обеспечение:
• план работы с детьми первой младшей группы с использованием фольклорных произведений.
• организация системы работы с детьми младшего дошкольного возраста.
• подробное диагностическое исследование по теме.
Показателями результативности работы можно считать следующее:
• В группе улучшился положительный психологический климат (дети с удовольствием выполняют гигиенический процедуры, с удовольствием укладываются в кровать, принимают пищу, здороваются, прощаются и т. д.);
• У детей группы появился интерес к произведениям художественной литературы (просят прочитать то или иное произведение, проговаривают самостоятельно запомнившиеся фразы)
• Словарный запас слов детей пополнился за счёт фраз из фольклорных произведений;
• Дети научились не только внимательно слушать и понимать фольклорные произведения, но и применять их в игре и режимных моментах (поют «колыбельные» в игре, при умывании, одевании и т. д.);
• Дети научились сопереживать героям произведений, бережно относиться к книгам;
• Научились выражать просьбу короткими фразами, внимательно слушать задание;
• В речи у детей появились общеупотребительные слова (не «ням - ням», а кушать, не «би - би», а машина и т. д., а так же прилагательные и глаголы.
• Дети в группе стали более общительными, дружными, с удовольствием «читают» друг другу фольклорные произведения;
• Родители воспитанников проявляют интерес к фольклорным произведениям, применяют их при общении с детьми, интересуются правильностью преподнесения того – или иного произведения своему ребёнку.