Оксана Вахрушева
Занятие по ФЦКМ «Путешествие в Зазеркалье» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Структура конспекта совместной образовательной деятельности на основе системно - деятельностного подхода (старшая группа)
"Путешествие в Зазеркалье"
1. Цель: - продолжать формирование у детей целостной картины мира, познавательные действия, способствовать становлению сознания.
2. Задачи: Образовательные:
- познакомить детей с историей появления зеркала;
Публикация «Занятие по ФЦКМ „Путешествие в Зазеркалье“ в старшей группе» размещена в разделах
-углублять представления о качествах и свойствах поверхности предметов и объектов природы;
-привлекать к проведению простейших экспериментов.
Развивающие:
- развивать познавательно – исследовательский интерес, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
- развивать координацию движений, мелкую моторику рук, творческие способности;
- расширять и активизировать словарный запас детей.
Воспитательные:
-вызывать положительный эмоциональный настрой, умение сопереживать, желание помочь.
3. Приоритетная образовательная область (области) : познавательное развитие.
4. Планируемые результаты (исходя из цели и задач) :уметь определять свойство стекла (зеркала, уметь выполнять простейшие эксперименты, уметь наблюдать, анализировать и делать выводы.
5. Целевые ориентиры: ребенок проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать, обладает элементарными представлениями из области живой и не живой природы.
6. Материалы и оборудование (материально-технический ресурс) : для детей - сундук, зеркала, вода в ёмкости, камушки, ракушки, черная бумага, картонные модели зеркал на каждого ребенка, различный природный материал для украшения рамки;
для воспитателя - стекло, фольга, магнитофон с записью голоса «зеркала».
7. Предварительная работа (при необходимости) :
8. Содержание ОД по следующей структуре:
Введение в ОД: мотивация детей.
Один, два, три, четыре, пять –
Вы хотите поиграть?
Я открою вам секреты,
Только надо знать при этом,
Что нельзя:
кричать,
мешать.
надо:
слушать,
На вопросы отвечать
И друг другу помогать.
-Ребята, посмотрите, какой у нас красивый сундучок. Давайте заглянем в него… Ой, не открывается. Что же нам делать?
( Звучит голос зеркала: - Чтобы открыть волшебный сундучок, надо отгадать загадку:)
На стене висит картина.
И чего там только нет:
И шкафа половина,
И дедушкин буфет.
И даже телевизор
В картине засверкал,
Шагал кот по карнизу –
В картину ту попал.
Воспитатель: - Что это? (зеркало) Почему вы так думаете?
Зеркало: - Правильно, это зеркало. Но я зеркало не простое, а волшебное и открою вам сундучок.
Совместная постановка детской (практической, игровой или другой) цели деятельности.
Воспитатель: - Вот и сундучок открылся. А какие красивые зеркала в нем лежат. Возьмите каждый в руки по зеркалу. Посмотрите в него.
- Кто в нем отражается?
Правильно, каждый из вас в нем увидел себя.
- Что еще вы видите в зеркале?
Согласна, мы видим предметы, окружающие нас.
- Как одним словом назвать то, что мы видим в зеркале? Кто из вас знает? (отражение)
- Как ты думаешь? Скажи ты. Повтори.
Молодцы!
- А теперь потрогайте свои зеркала. Какие они на ощупь? (твердые, гладкие, холодные)
Зеркало: - Дети, в моей волшебной стране Зазеркалье произошла неприятность. Злой волшебник отнял у моих маленьких зеркал былую красоту. Вы поможете им вновь стать красивыми? (да, конечно поможем)
-Для этого необходимо отправиться в Зазеркалье и разгадать секрет изготовления зеркала.
- Хотите отправится ребята? Кладите зеркала в сундучок, становитесь в круг, повторяйте за мной.
Физкультминутка.
Начинаем колдовать,
Двери в Зазеркалье открывать.
Хоть замочек очень крепкий.
Металлический и цепкий,
Мы его сперва покрутим,
А потом два раза дунем,
Покачаем – раз, два, три –
Дверь, замочек отомкни.
Вокруг себя повернитесь
В Зазеркалье окажитесь. (открыть зеркала)
Двери открываются,
Путешествие начинается.
Актуализация знаний детей (опора на предшествующий опыт или знания).
Вот мы с вами и попали в страну Зазеркалье. Посмотрите вокруг. Как вы думаете, почему эта страна называется Зазеркальем? (здесь много зеркал)
- Да, эта страна состоит из зеркал.
А у вас дома есть зеркало?
Зеркало – нужный предмет, оно есть в каждом доме.
- Для чего нужно зеркало?
- Давным – давно, когда человек еще жил в пещере, у него не было зеркала. Как вы думаете, где впервые человек мог увидеть свое отражение? (в воде)
Обратите внимание на доску.
Да, в воде реки или озера. И чем более гладкой была вода, тем лучше было отражение.
Опыт №1. Давайте подойдем к столам, где у нас тоже есть вода. Посмотрите в неё. Вы видите своё отражение?
- Почему? Какое дно у реки или озера? Что там есть? (камушки, ракушки, ил, песок)
Поэтому дно, какое? (темное)
- А у нас вода, какая? (чистая, прозрачная, дно светлое)
Как же сделать так, чтобы мы могли увидеть своё отражение в воде? (добавить камушки и ракушки)
Добавьте в свои ёмкости камушки и ракушки.
Увидели своё отражение? (нет)
Почему же? Какое у нас дно? (дно не темное)
- Что же нам еще нужно сделать? Чтобы увидеть свое отражение? (нужно поставить ёмкость на темную бумагу)
Какой можно сделать вывод? Что нужно, для того, чтобы отражение стало четким?
А когда ветер рябил воду, в ней были видны только солнечные блики.
Вот и у нас налетел сильный ветер, подуйте на воду. Теперь вы себя видите? (нет). Удобно рассматривать свое отражение в реке или озере? (нет) Почему? (хорошая погода бывает не всегда)
( Зеркало: - Вот вы и разгадали первый секрет. Получите награду. Спасибо, Зеркало.)
Опыт №2.
Однажды человек нашел кусок металла.
Долго он полировал металл
Сам себя там увидал.
И предмет он зеркалом назвал.
Люди брали железо и долго – долго тёрли его, полировали.
Что делали люди с железом? (полировали его)
- Попробуем изготовить зеркало из металла?
Подойдите к столам. Возьмите металлическую форму. Видите, в нем своё отражение?
(нет)
- Потрите его салфеткой. Каким стал металл? (блестящим)
Теперь вы видите свое отражение?
- Какие выводы сделали? Как можно увидеть свое отражение с помощью металла? (надо его отполировать)
( Зеркало: - Молодцы ребята. Второй секрет раскрыт. Возьмите награду.
- Спасибо, Зеркало.)
-Ребята, подойдите ко мне.
-Вы хотите отправиться путешествовать по Зазеркалью.
Совместное «открытие» нового знания (обсуждение с детьми способов достижения цели; совместное решение проблемной ситуации; проблемное объяснение).
Опыт №3. Прошло какое-то время и человек начал изготавливать маленькие зеркала.
Как вы думаете, зачем? (чтобы носить с собой)
После долгих опытов оказалось, что блестящий металлический слой можно нанести на стекло. Ведь само стекло – это еще не зеркало. Отражение дает тонкий слой металла, а стекло, лишь предохраняет его от царапин и повреждений.
Давайте представим, что я мастер, а вы мои ученики. И сейчас мы попробуем сделать зеркало. Берем стекло, держим его на свет. Мы себя видим? (нет) Почему? Правильно, потому что стекло прозрачное.
- А что нужно сделать, чтобы увидеть свое отражение? Как вы думаете? Вспомните опыт с водой.
Точно, наложить что – ни будь темное, чтобы исчезла прозрачность. Возьмем фольгу. Фольга – это тонкий слой металла. Стекло – вещь хрупкая, легко бьющаяся. Осколки разбившегося стекла могут вас поранить. Поэтому мы должны обращаться со стеклом очень осторожно!
Я сама наложу фольгу на стекло.
-Посмотрите, вы видите своё отражение? Вот мы и изготовили зеркало!
- Кто может рассказать, что нужно для изготовления зеркала?
( Зеркало: - Третий секрет раскрыт. Награда ждет вас.)
А теперь нам пора размяться. Динамическая игра.
Будь зеркальным отраженьем,
Повторяй мои движенья.
Раз, два, три –
И снова повтори.
(под музыку «если весело живется» воспитатель показывает движенья, дети их отображают)
Молодцы!
Первичное закрепление нового знания в речи (закрепление, уточнение нового знания).
Дидактическая игра.
Покажи без промедленья,
В чем увидишь отражение.
-Вспомните, где мы можем увидеть отражение. (дети называют)
-Молодцы, вы справились с этим заданием.
( Зеркало: Вот вы и разгадали секрет изготовления зеркала.)
Воспитатель: - Дети, раскрывая секреты, мы получали награды, и теперь с их помощью мы вернем маленьким зеркалам былую красоту. Я вам предлагаю украсить рамки зеркал, чтобы они вновь стали прекрасными.
Включение нового знания в систему знаний (самостоятельная работа).
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем пальчики считать.
Любит зеркало блистать,
Станем рамку украшать.
Продуктивная деятельность. (дополнительное задание)
Подойдите к столу, выберите рамку, и украсьте ее. (дети украшают рамки под музыкальное сопровождение) (работа в парах)
- Какие красивые рамки у вас получились.
( Зеркало: - Спасибо, ребята за вашу помощь. Возьмите себе рамки на память о вашем путешествии.)
Дети, ну а нам пора возвращаться в детский сад.
Мы три раза хлопнем
Мы три раза топнем,
Повернемся раз, два, три,
В детский сад скорей беги.
Вот мы и оказались снова в детском саду.
Подведение итогов (соотнесение достигнутого результата с поставленной целью, анализ деятельности, вывод, рефлексия).
- Где мы сегодня были?
- Что нового и интересного узнали из нашего путешествия?
Спасибо вам всем. До свидания!