Андронюк Татьяна
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в страну Носарию» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 31
«АЛЫЕ ПАРУСА»
Конспект
занятия по ознакомлению с окружающим миром
«Путешествие в страну Носарию»
Подготовила:
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Путешествие в страну Носарию“ в старшей группе» размещена в разделах
воспитатель
МДОУ № 31 «Алые паруса»
Андронюк Татьяна Владимировна
2018 год
Программное содержание: Уточнить первоначальное представление детей об органе обоняния, о строении носа, о видах и назначении запахов. Подвести детей к умению решать изобретательские задачи. Формировать представление о правилах поведения и гигиены дыхательных путей. Закрепить навык правильного выполнения массажа носа. Развивать способность различать запахи, способность к суждению. Воспитывать осознание важности познания своего организма, продолжить работу по дыхательной гимнастике и рефлекторному массажу.
Словарная работа: нос, дышать, нюхать, запах, полезные запахи, вредные запахи, ноздри, волоски, пыль, микробы, слизь, воздух, стенки, хвойный экстракт, искусственная ель, лабиринты, легкие, проникнуть, организм, согревается, проходит, теплый, апельсин, чеснок, духи, мыло, укроп, хобот слона, нос собаки, самый чуткий, нос утки, нос комара, посторонние предметы, носовой платок.
Предварительная работа: рассматривание таблицы «Строение носа», рассматривание носов у животных, чтение сказки «Карлик Нос», беседа на тему «Как нужно беречь нос».
Оборудование: плакат «Строение носа»; зеркальце (на каждого ребенка); «чудо-дерево», нос собаки, хобот слона, нос комара, нос утки; на тарелке чеснок, огурец, апельсин, мыло.
Ход занятия.
- Ребята, вы вошли в группу, что вы почувствовали, что увидели? (ответы детей)
- А чем вы это почувствовали? (нос, глаза, уши, кожа)
- Правильно. И нос, и глаза, и уши, и рот, и кожа - это наши органы чувств, ими мы чувствуем запахи, видим предметы, слышим звуки.
Ребята, к нам в гости пришел Андрюшка (изображение мальчика без носа).
Знаете, ребята, Андрюшка любил ковырять в носу пальцем, вытирать нос рукавом, ходить без шапки, любил подраться и часто получал по носу. И нос у него всегда был распухший и красный. Обиделся нос и убежал от Андрюшки в страну Носарию. Андрюшка очень нас просит помочь ему разыскать свой нос. Поможем ему, ребята?
-Ребята, а как вы думаете, может ли человек жить без носа? Почему? (ответы детей)
-Для того, чтобы помочь Андрюшке найти нос, нам нужно знать, как он выглядит. Возьмите зеркальце и рассмотрите свой нос. (Дети смотрят на отражение своего носа в зеркале). У каждого из нас свой нос: у кого-то он курносый, у другого - прямой, у третьего - с симпатичной горбинкой, а у некоторых носик очень любопытный. (Показываю силуэты носов).
Давайте полюбим свой носик. Найдем переносицу, погладим нос сверху вниз: от переносицы до кончика. У каждого носа по 2 ноздри, есть крылья носа. Вот какие наши носики!
Для того, чтобы еще лучше узнать, из чего состоит нос, давайте рассмотрим плакат. (Рассматривание плакат «Строение носа»).
-Ребята, дышать мы можем не только носом, но и ртом. Как вы думаете, чем лучше дышать: ртом или носом? Почему?
Предлагаю зажав нос, попробовать рассказать стишок (обращаю внимание на то, что вдох и выдох можно делать ртом, но при этом прекращаешь говорить, постепенно начинаешь задыхаться). (Дети рассказывают стихи с закрытым носом).
Ребята, с помощью чего мы чувствуем запахи? (С помощью носа).
- Нос - это важный орган тела, а не просто украшение на лице. Даже самый маленький носик, похожий на кнопку, - одновременно фильтр и печка. Внутри носа находится множество мельчайших ресничек. К этим ресничкам, как муха к липкой бумаге, прилипают пылинки, которые содержатся в воздухе. Так нос оберегает легкие, для того чтобы в них не попала грязь. Нос так же согревает воздух, чтобы дыхательные пути не переохлаждались. Итак, куда попадает воздух?
Дети:
- В легкие.
Воспитатель:
- Встанем, вдохнем, выдохнем.
При вдохе легкие наполняются воздухом, при выдохе воздух выходит.
- Какие бывают запахи? (Приятные, неприятные, полезные, вредные)
- Какие полезные запахи вы знаете? (ответы детей)
- Какие вредные запахи вы знаете? (ответы детей)
А сейчас немного отдохнем и сделаем дыхательную гимнастику.
Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой.
Упражнение «Ладошки» (разминочное)
И. П. : Встать прямо, показать ладошки «зрителю», при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить – поза экстрасенса.
Делайте короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки (хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки.
Упражнение «Погончики»
И. П. : встать прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижать к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкайте кулаки к полу, как бы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что-то. При этом во время толчка кулаки разжимаются.
Плечи в момент вдоха напрягаются, руки вытягиваются в струну (тянутся к полу, пальцы рук широко растопыриваются. Это тоже очень важно.
Давайте посмотрим, как наши носы различают запахи.
Игра «Назови что это»
Ребята, закройте все глаза и не открывайте их. Я вам скажу, когда можно будет открыть глаза. В это время когда у детей закрыты глаза, подношу кусочек любого фрукта, овоща или мыла. После того как положу фрукт, овощ или мыло на место, предлагаю детям открыть глаза, и задаю вопрос.
-Ребята, что почувствовали? (Ответы детей). Как вы догадались?
Игра продолжается со всеми фруктами по очереди.
Опыт с кофе
- Как можно сделать, чтобы не наклоняться над тарелочкой, а запах сам распространился по комнате? (Залить горячей водой).
(Предложить два стакана, в обоих находится кофе. В один стакан налить холодной воды, а в другой – горячей. Что произошло? Почему так произошло? Все вещества состоят из маленьких «человечков». Когда в стакан налили холодной воды, «человечки» плавали в ней. Когда налили горячей воды, пошел пар, и «человечки» полетели вместе с паром, поэтому запах стал сильнее. (Показать схемы «маленьких человечков»).
Ну что, готовы вы отправиться в страну Носарию? Перед путешествием я вам предлагаю немного размяться.
Физминутка «Как дела?» (аудиозапись)
- Как же нам попасть в страну Носарию? Мы ведь не знаем, где она находится.
- Ребята, посмотрите, какая-то коробочка, а в ней - записка: «Вы сможете попасть в страну Носарию, если решите эту задачку».
- В коробочке находится ветка ели. Что же это значит, как вы думаете? (посмотреть, понюхать).
Д/игра «Подбери признаки»
- Назовите самый любимый зимний праздник? (Новый год). Все захотят поставить у себя дома елку, чтобы было красиво и пахло хвоей. Всегда перед Новым годом вырубают очень много елок. Елка необходима на праздник Новый год. Но мы не можем вырубать много елок, так как их можно уничтожить. А чтобы вырастить новые ели, нужно много времени. Как же быть?
Ответ: Искусственные ели.
Но тогда у нас не будет приятного запаха?
Задача: У нас есть искусственная ель - это хорошо. Но она не пахнет – это плохо. Нам нужно, чтобы искусственная ель запахла хвоей. Как быть?
Ответ: Хвойный экстракт.
- Ребята, мы с вами решили эту задачку и можем попасть в страну Носарию, но сначала давайте сделаем массаж носа, который называется «Улитки» (массаж носа повышает иммунитет к заболеванию верхних дыхательных путей, по китайской методике)
«Улитки»
От крылечка до калитки
Три часа ползли улитки,
Три часа ползли подружки,
На себе таща избушки.
(трут указательные пальцы, массируют ноздри сверху вниз и снизу вверх 10-20 раз).
А теперь закройте глаза и повернитесь вокруг себя один раз.
Посмотрите, какое выросло чудо-дерево. Растут на нем не яблоки и груши, а носы. Отгадайте, чьи это носы и чем они знамениты. Если мы отгадаем, то сможем помочь Андрюшке.
Игра «Чей нос?»
1. Нос – хобот слона. Он им пользуется, как рукой.
2. Нос собаки – самый чуткий.
3. Нос утки– нужен для того, чтобы питаться.
4. Нос комара. Он тоже своего рода хобот, им комар прокалывает кожу и через него высасывает кровь.
- А это нос Андрюшки. Но прежде чем отдать Андрюшке нос, давайте напомним ему, как надо ухаживать за носом.
- Нельзя в нос засовывать посторонние предметы,
- не ковырять в носу,
- ходить зимой в шапке,
- пользоваться своим носовым платком,
- беречь нос от ударов.
Андрюшка получает свой нос и благодарит детей за помощь, обещает им всегда беречь и правильно ухаживать за своим носом. Уходя, дарит детям бумажные носовые платочки.