Ирина Ходун
Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Путешествие по природным зонам России»
▼ Скачать + Заказать документы
Итоговое занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Путешествие по природным зонам России»
Задачи:
1. Обучающие задачи:
- Способствовать обогащению и углублению знаний детей о природных зонах России.
- Учить детей устанавливать причинно - следственные связи на основе понимания зависимости жизнедеятельности животных и растений от условий среды их обитания: климат - растительный мир, климат - животный мир.
- Обеспечить осмысление изучаемого материала.
Публикация «Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Путешествие по природным зонам России“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Природные зоны Земли
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
2. Развивающие задачи:
-Развивать познавательные способности детей.
- Развивать зрительную память, логическое мышление, воображение.
3. Воспитательные задачи:
- Воспитывать любознательность, интерес к изучению природы.
- Формировать у детей позитивное отношение к природе на основе эмоционально- чувственного опыта.
- Воспитывать экологическое сознание, дать понятие что «человек часть природы».
4. Речевые задачи:
- Активизировать словарь детей за счет существительных.
- Продолжать развивать связную речь.
- Развивать коммуникативные способности.
Ход занятия.
-Ребята, в какой стране мы живем? (Россия)
-Россия- самая большая страна в мире. А чтобы понять насколько она велика, предлагаю отправиться в путешествие. Нам нужно решить на чем мы отправимся путешествовать. (Подводим детей к выбору самолета).
Мы садимся в самолёт, (дети приседают)
Отправляемся в полёт! (заводят самолёт, встают)
Мы летим над облаками. (руки в стороны)
Машем папе, машем маме (по очереди обеими руками)
Видим, как течет река (показываем руками волны)
Видим в лодке рыбака (забрасывают удочку)
Осторожнее: гора! (наклоняются влево, вправо)
Приземлятся нам пора (приседают).
Северный полюс. Арктика. Вывешивается арктический пейзаж.
-Посмотрите, как тут холодно и одновременно красиво! Где мы находимся? (Ответы детей)
-Арктика, самая северная часть нашей страны. Ее еще называют «Царство льда и снега». Почему она получила такое название? (Кругом лед и снег, сильные морозы, ветра, полярное сияние, люди постоянно не живут).
-Но в Арктике живут животные. Какие? (Белый медведь, тюлень, морж)
-Как они смогли приспособиться к такому суровому климату? (Густой мех, толстый слой жира)
-Чем они здесь питаются? (Рыбой, другими животными)
-Как такие животные называются? (Хищники)
Тундра
Наше «путешествие» продолжается. А куда мы с вами отправимся, вы скажите после того, как рассмотрите картинки.
Вывешивается пейзаж тундры. (Ответы детей)
-Посмотрите, в тундре появились растения. Это значит, что здесь не всегда морозы, бывает короткое холодное лето. Солнце успевает прогреть только верхний слой земли, внизу вечная мерзлота. Какие растения могут расти в таких условиях? (Мхи, лишайники)
-А если есть растения появляются травоядные животные, какие? (Северный олень) Какие животные живут в тундре? (Белый медведь, тюлень, морж, заяц, волк, песец)
-Летом в тундре много различных насекомых. Что из этого следует? (Летом сюда прилетает огромное количество птиц)
Тайга
Вывешивается пейзаж тайги.
-Перед нами тайга. В этих краях зимы хоть и холодные, но не такие долгие как в тундре. Земля прогревается лучше, поэтому здесь могут расти деревья. Какие? (Ель, сосна, кедр, пихта)
-Что у них общего? (Хвойные деревья)
-Жесткая листва (иголки) этих деревьев надежно защищена от суровых морозов.
-Много ли растений,кустов, травы между деревьями? (Нет) Почему? (Мало света, бедная почва)
-В тайге растут только тенелюбивые грибы, мхи, лишайники, папоротник. В теплые летние дни лес наполняется жужжанием комаров, слепней, мошек. Значит есть и те, кто ими питается (Птицы)
-А для кого является пищей огромное количество шишек? (Белки, дятлы, бурундуки, клесты, дятлы)
-Какие еще животные живут в тайге?(Ответы детей)
Физкультминутка
На лесной полянке в ряд,
Звери делают зарядку.
Заяц головой вращает-
Мышцы шеи разминает.
Делает старательно каждое движенье,
Очень ему нравится это упражнение
Полосатенький енот
Изображает вертолёт:
Лапками машет назад и вперед,
Словно собрался в далёкий полёт.
Серый волк немного сонный,
Выполняет он наклоны:
"Ты, волчишка, не ленись!
Вправо, влево наклонись,
А потом вперёд, назад,
Получишь бодрости заряд!
Медвежонок приседает,
От пола пятки отрывает,
Спинку держит прямо-прямо!
Так учила его мама.
Ну а белки, словно мячики
Дружно прыгают и скачут!
Продолжаем наше путешествие.
Смешанный лес.
-Почему этот лес называется «смешанным» (Хвойные и лиственные деревья)
-Почему стали появляться лиственные деревья (Зимы не такие холодные и длинные, лиственные деревья способны выдержать зимние холода).
-Свет свободно проходит сквозь листву. Здесь больше растительности.
-Много растений и много животных живет в смешанном лесу. Найдите среди карточек с разными животными, тех кто живет в смешанном лесу. (Дети выполняют задание).
Степь.
Загадки.
Тут, куда ни кинем взгляд,
Травы ровные стоят
И колышутся волнами
Под душистыми ветрами. (Степь)
Что безбрежное, как море,
Нет лесов, но есть ковыль?
Где взвивается порою
Ветер, поднимая пыль?
И куда не кинешь взглядом
Пред тобой она лежит.
Справа пашня, слева стадо,
Солнышко с утра палит. (Степь)
-Посмотрите, здесь нет деревьев, одна трава. Огромные просторы. Почему нет деревьев? (Лето длинное и жаркое, мало дождей)
-Какие животные здесь живут? (Тушканчики, суслики, сурки, хомяки)
-Столько много травы, здесь должно было быть очень много травоядных животных, почему их нет? (Дикие лошади вымерли, бизонов очень мало)
-Почему? (Люди все больше земли заняли под сады, поля, пастбища, не где стало жить крупным животным)
-Что же делать? (Заповедники, Красная книга)
-Наше путешествие подошло к концу. Где мы с вами побывали? (Арктика, Тундра, Тайга, Смешанный лес, Степь). Целых пять природных зон в нашей стране, от сильных холодов на севере, до палящего летнего солнца на юге. Теперь вы видите какая огромная страна в которой мы живем? А нам с вами нужно беречь природу нашей страны.