Елена Ямнова
Технологическая карта СОД с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в мир профессий»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
(начальная школа-детский сад)
сельского поселения «Село Пушкино»
Бикинского муниципального района Хабаровского края
Технологическая карта
организации совместной образовательной деятельности с детьми
Тема: «Путешествие в мир профессий»
Продолжительность: до 25минут
Составила: Ямнова Елена Васильевна, воспитатель
Публикация «Технологическая карта СОД с детьми старшего дошкольного возраста „Путешествие в мир профессий“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Старшая группа
- Темочки
первой квалификационной категории
с. Пушкино, 2022г.
Актуальность
В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся подражать и желают сами что-то сделать. Важно всячески поддерживать и развивать этот интерес, используя разнообразные методы и приемы. Ознакомление с трудом взрослых призвано дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитать уважение к труду взрослых, умение ценить его и любить, работать добросовестно, анализировать свою деятельность.
Задача взрослых воспитывать у детей чувство восхищения теми чудесными превращениями, которые происходят в результате труда, расширять представления о национальных видах трудовой деятельности жителей Дальнего Востока.
Возрастная группа : старшая группа (5-6 лет).
Интеграция содержания образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: расширение, обогащение и систематизация представлений обучающихся о профессиях и их важности для людей; формирование у детей 5-6 лет позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Задачи:
Обучающие: Продолжать расширять представления детей о труде взрослых, результатах труда, его общественной значимости; знакомить с профессиями коренных жителей Севера Дальнего Востока; закреплять знание орудий труда.
Развивающие: Развивать речевую активность, диалогическую речь, умение отвечать на вопросы; систематизировать и расширять словарный запас по данной теме.
Воспитывающие: Воспитывать уважение и положительное отношение к труду, чувство ответственности, интерес к особенностям и видам труда жителей Севера.
Форма совместной деятельности: организованное обучающее занятие.
Форма организации: фронтальная.
Средства:
Дидактические: материалы к игре «Чудесная коробка» (орудия труда для людей различных профессий).
Раздаточные: предметные картинки с изображением людей разных профессий, линейки, карандаши, ножницы, конверты.
Литературные: стихотворение для физминутки «Профессии», Левина Т. «Все профессии важны», Чусовитина О. «Кем ты будешь, наш малыш?».
Мультимедийные, цифровые образовательные ресурсы: компьютер, проектор, экран, слайдовое шоу «Профессии», авторская презентация по теме «Жизнь и быт народов Севера и Дальнего Востока»
Словарная работа: каюр, промысел, эвенки, ненцы, чукчи, удэгейцы нивхи, юрта, чум, кухлянка, парка, торбаса, унты, профессионал.
Предварительная работа: рисунки детей: «Моя будущая профессия», чтение Д. Родари «Чем пахнут ремёсла», отгадывание и придумывание загадок о профессиях; создание книги с пословицами и поговорками о труде; беседа с детьми о профессиях их родителей; дидактические игры «Кому что нужно для работы?», лото «Профессии», организация и проведение сюжетно-ролевых игр «Кафе», «Скорая помощь», «Поликлиника», «Магазин», «Школа», «Детский сад»; экскурсия в медицинский кабинет, кабинет завхоза, на кухню, в СДК, библиотеку; чтение художественной литературы: С. Михалков «А что у вас?», «Дядя Стёпа», В. Маяковский «Кем быть».
Просмотр мультфильмов: Кряник ТВ «Какие бывают профессии?», Фиксики - сборник серий про профессии (Карамель, Узлы, Детектив, Кино, Доспехи, Фотоаппарат).
Последующая работа: задание на дом: рисунки для создания альбома по теме «Кем работают мои родители», составление рассказа к рисунку (с родителями).
ХОД:
Этапы
Деятельности
Хронометраж
(мин.) Цель этапа Содержание педагогического взаимодействия
(совместной образовательной деятельности)
Действия,
деятельность педагога Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов Формы,
методы,
приемы и технологии реализации педагогического взаимодействия
Планируемый результат
(продукт деятельности, компетентности, качества)
I этап
Мотивация к деятельности
1 мин. Создание интереса у детей к теме занятия Ребята, недавно мы говорили о профессиях ваших родителей. Я решила посмотреть, какие ещё существуют профессии и нашла много интересного. Хотите узнать о необычных видах труда взрослых?
Согласны отправиться в мир профессий?
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся:
Я тебе, ты-другу,
Улыбка пусть идет по кругу… Дети и воспитатель стоят в кругу и
«передают» улыбку, затем садятся на стульчики перед экраном. Беседа с детьми Эмоциональный настрой детей на восприятие информации
II этап Постановка цели
(1 мин.) Совместное целеполагание Ребята, кто из вас хотел бы стать поваром? военным? воспитателем? космонавтом? шофером? каюром? Какое незнакомое слово вы услышали? (каюр).
Я предлагаю вам вместе оправиться в мир профессий взрослых. Вы согласны?
(Приложение 1.) Дети отвечают на вопросы воспитателя. Вопросы к детям Принятие цели занятия
III этап
Совместная работа по нахождению способов деятельности
10 мин.
Активизация знаний детей, знакомство с понятием «профессия» и «профессионал»
Что по-вашему обозначает слово «профессия»?
Работа, которой занимается взрослый человек называется «профессия». А человека, который хорошо, усердно делает свое дело, называют «профессионалом».
Я с детства мечтала работать в детском саду. И вот, уже около 40 лет работаю с детьми, то есть с вами, дошколятами. Как вы думаете, я – профессионал?
Мы недавно ходили на кухню. Кто там работает? А в медицинском кабинете? В библиотеке? Эти люди-труженики, они все профессионалы!
Дети отвечают на вопросы воспитателя:
повар, медсестра, библиотекарь. Слайд-шоу «Профессии»;
(Приложение 5.)
Беседа, вопросы к детям. Дети обобщают свои знания о профессиях; воспитывается уважительное и ценностное отношение к труду взрослых.
Знакомство детей с понятием «профессии жителей Севера» и профессиями северян
Мы живем на Дальнем Востоке. Люди разных национальностей населяют наш необъятный край. Это-эвенки, ненцы, чукчи, удэгейцы, нивхи и многие другие. И профессии у них необыкновенные: каюр, это человек, управляющий с помощью шеста упряжкой оленей. Многие занимаются тем, что разводят оленей. Это-оленеводы. Есть промысловики, которые охотятся и ловят рыбу. Живут они в юртах, и чумах, сделанных из шкур животных.
Северные мастерицы шьют одежду и обувь из шкур, украшают тесьмой и бисером. Вот - кухлянка, парка, торбаса, унты. Как вы думаете, зачем они одеваются так тепло? Да, там очень холодно и почти всегда лежит снег. Дети повторяют название профессий, анализируют погодные и природные условия жизни на Севере. Презентация
«Жизнь и быт народов Севера и Дальнего Востока»
(Приложение 6.)
Педагог поясняет назначение профессий оленевода, промысловика, каюра, швеи. Дети расширяют свои знания о названиях профессий северян, формируется ценностное отношение труженикам, работающим в сложных трудовых условиях.
Закрепление представления детей об орудиях труда для разных профессий А теперь узнаем, как хорошо вы знаете орудия труда и предметы-помощники людей разных профессий. Нужно опустить руку в нашу волшебную коробку, взять предмет, обследовать его, назвать, а затем достать. Дети опускают руку в коробку и на ощупь угадывают предметы, называют их. Затем достают.
Дидактическая игра «Чудесная коробка».
Дети учатся на ощупь узнавать и классифицировать
орудия труда, необходимые для профессиональных действий
3 мин. Снятие мышечного напряжения Физминутка в форме этюда. А теперь, предлагаю поиграть в игру «Покажи профессию» : надо изобразить действия человека какой-либо профессии. (Пример может показать подготовленный заранее ребенок).
Дети по желанию
изображают какое-либо действие и отгадывают профессии. Этюд: «Покажи профессию».
Закрепляются представления действиях взрослых различных профессий
IV этап
Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности
7 мин. Актуализировать знания детей о профессиях северян Ребята, предлагаю вместе изготовить игру «Разрезные картинки». Каждый из вас может выбрать картинку, изображающую профессию жителей Севера, и с помощью линейки и карандаша разделить её на несколько частей. Затем разрежете картинку по линиям. Все, наша игра готова. Поменяйтесь картинками и сложите их. Назовите профессию. (Приложение 4.)
Послушайте стихотворение
(Приложение 2.) Дети выбирают себе картинку.
Расчерчивают, разрезают, меняются с соседом и складывают части.
Называют профессию. Помощь, инструкции, поощрение, беседа с детьми о том, какая профессия на картинке и какие нужны орудия труда. Дети учатся анализировать и классифицировать профессии;
учатся пользоваться линейкой, карандашом,
совершенствуют навыки работы с ножницами.
V этап
Рефлексия
3 мин. Подвести итог деятельности Ребята, о каких новых профессиях вы узнали?
Интересно узнать, а кем бы вы хотели стать, когда вырастите?
Я предлагаю вам вместе с родителями дома нарисовать их профессию и сочинить про нее маленький рассказ. Мы вместе создадим альбом.
Рефлексия «Ладошка»
Перед вами лежат бумажные ладошки зеленого, желтого и красного цвета.
Если вам было скучно на занятии, возьмите красную ладошку.
Если вам было интересно, но нового вы не узнали, возьмите желтую ладошку.
Если вам понравилось заниматься, и вы узнали много нового, возьмите зеленую ладошку.
А теперь покажем свои ладошки и помашем ими в знак прощания. Дети отвечают.
Осуществляют самооценку собственной деятельности.
Организует рефлексию. Поощрение, вопросы, планирование дальнейшей деятельности по теме. Удовлетворенность от полезной работы;
желание поделиться своими мечтами со сверстниками.
Источники:
1. https://ethnomir.ru/articles/zhizn-v-snegakh-byt-i-uklad-narodov-kraynego-severa/
2. https://multi-mama.ru/stihi-pro-professii/#___4-5
3. https://studizba.com/files/show/doc/61045-2-113113.html
Приложение 1.
«Все профессии важны»
Все профессии важны
И, конечно, нам нужны
Врач, психолог и учитель,
Программист и попечитель,
Тракторист, геодезист
И юрист, экономист
Продолжать сейчас не буду,
Но скажу вам точно я:
Разные профессии
Каждому – своя.
( Автор: Татьяна Левина)
Приложение 2.
«Кем ты будешь, наш малыш?»
Кем ты будешь, наш малыш?
Быстро вырасти спешишь.
Может, будешь программистом,
Химиком или таксистом.
Может, станешь модельером
Или милиционером.
Выучишься на юриста,
Педагога, пианиста,
Может, ты напишешь песню,
Что хитом станет известным.
Хоккеистом можешь стать,
Как стрела по льду летать.
Будем мы тобой гордиться,
Только малышу не спится.
Маму обнял он любя
— Президентом буду я!
( Автор: Чусовитина Ольга)