Елена Сафронова
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Путешествие в историю народной игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Ф. И. О. педагогического работника Сафронова Елена Константиновна
Место работы МДОУ «Детский сад № 32 комбинированного вида»
Используемая общеобразовательная программа дошкольного образования Адаптированная основная образовательная программа Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №32 комбинированного вида» с учётом Примерной адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи/ Под ред. проф. Л. В. Лопатиной
Возрастная группа Старшая группа
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе „Путешествие в историю народной игрушки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2023
Тема совместной деятельности Путешествие в историю народной игрушки
(речевое развитие)
Целеполагание Цель: развитие связной речи детей.
Коррекционно-образовательные задачи:
- Упражнять в образовании прилагательных от существительных.
Коррекционно-развивающие задачи :
- Упражнять детей в названии военных профессий.
- Закреплять употребление имен существительных в родительных падежах;
- Развивать умение согласовывать имена числительные с именами существительными;
- Упражнять в подборе признаков и действий к предметам.
Коррекционно-воспитательные задачи
- Воспитывать у каждого ребенка умение слушать рассказы других детей.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Предварительная работа с детьми Рассматривание картинок с изображением народных игрушек, презентация об изготовление игрушек, разгадывание загадок о народных игрушках; дид/игры «Скажи одним словом», «Что лишнее?»
Дидактическое обеспечение совместной деятельности Демонстрационное: игрушка Кузя с сундучком, тряпичная кукла, соломенная кукла, матрешка, схема рассказа.
Раздаточное: схема рассказа.
Методы и приё мы Практические: динамическая пауза, игровые упражнения.
Наглядные: демонстрация кукол.
Словесные: беседа, проблемные вопросы, игровые речевые упражнения, творческие рассказы детей.
Виды детской деятельности Речевая, коммуникативная, познавательная.
Этапы работы
Вводная часть
Определение целей, которые ставит педагог перед детьми на данном этапе совместной деятельности:
-описание методов мотивирования (стимулирования) познавательной активности детей в ходе совместной образовательной деятельности І Организационный этап.
Дети заняты самостоятельной деятельностью по желанию.
Л: «Ребята, к нам сегодня пришёл необычным гость. Он уже был у нас в группе, и так ему здесь понравилось, что решил заглянуть еще раз.»
Логопед с детьми подходят к уголку с игрушками, на диване сидит домовенок Кузя.
Л: «Привет, Кузя!»
Логопед прикладывает Кузю к уху, прислушивается.
ІІ Мотивационно-ориентировочный этап
Л: «Кузя говорит, что нашел на чердаке сундучок, а рядом с ним письмо, что в нем написано не знает, т. к. не умеет читать?»
Предположения детей.
Логопед совместно с детьми читает письмо:
«Дорогие потомки! Кто нашёл этот сундучок, сможет узнать какими игрушками мы играли. Но чтобы открыть этот сундучок необходимо выполнить задания:! !;! !;! !;! .
Л: «Это волшебный ритм, а поможет нам наша волшебная …»
Д: «Берестяная погремушка».
Игра "Повтори за мной".
Логопед воспроизводит погремушкой различные ритмы, просит детей прохлопать в ладоши за ним (протопать)
Л: «Посмотрите, сундучок открывается, значит мы правильно выполнили задание».
Логопед достает соломенную куклу.
Основная часть
-изложение основных положений нового материала;
-описание методов, способствующих решению поставленных задач;
-описание основных форм и методов организации индивидуальной, групповой деятельности детей;
-постановка целей самостоятельной работы для детей;
-определение возможных действий педагога в случае, если ему или детям не удаётся достичь поставленных целей;
-описание методов организации совместной деятельности педагога с учётом индивидуально-дифференцированных особенностей детей;
-описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового материала с учётом индивидуальных особенностей детей. ІІІ Поисковый этап.
Л: «Дети, обратите внимание на эту куклу. Как вы думаете, из какого материала она изготовлена?»
Д: «из соломы»
Л: «Значит она какая?»
Д: «Соломенная кукла».
Л: «Правильно ребята. Очень давно, когда наши бабушки были маленькими, они играли вот такими куклами. А этих кукол они для себя делали сами. Сначала солому варили, чтобы она стала мягкой, потом скручивали таким образом, чтобы получилась кукла, ножницами обрезали края. Ребята, Кузя предлагает рассказать про куклу подобрать красивые слова. Кукла какая?».
Встают полукругом и передают куклу и говорят какая она.
Д: «Гладкая, жёлтая, мягкая, красивая, соломенная, пышная, гладкая, милая, веселая и т д.».
Достает тряпичную куклу.
Л: «Вот такая интересная кукла совсем не похожу на ….» Д: «Соломенную куклу»
Л: «Как вы думаете, из чего она сделана?»
Д: «Из тряпочек, лоскутиков, нитки».
Л: «Какая она?».
Д: «Тряпичная».
Л: «Теперь расскажите про куклу «Закончи предложение»
Бабушка мне сшила …Что? (куклу)
Целый день играю С кем? (куклой)
Рассказала всем о …Ком?. (кукле,
Имя выбрала для Кого? (куклы) –
Назвала ее--- Как?. Ответы детей
Л: «Правильно. Такую куклу делала мама для своей дочки, когда та была еще совсем маленькой. Потом девочка подрастала и начинала играть ею».
Достает матрешку.
Л: «Ребята, а это что?»
Д: «Матрешка».
Л: «А знаете ли вы из чего сделана Матрешка?»
Д: «Из дерева».
Л: «Какая она?»
Д: «Деревянная».
Л: «Верно. Ее изготавливают из дерева, липы или березы. Дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них вытачивают фигурки. Затем фигурку обрабатывают и расписывают её акварельными и гуашевыми красками. После того как расписали, покрывают лаком. Лак защищает изделия от влаги и пыли, а также придаёт особый блеск готовой игрушке. А что же внутри у Матрёшки?»
Д: «Другие Матрёшки. Это её сестрёнки».
Дидактическая игра "Сосчитай-ка" (Логопед просит посчитать матрешки от 1 до 5)
Л: «Давайте мы сравним этих кукол».
-чем они похожи (это игрушки- куклы)
-в чем их различие? (Они из разных материалов сделаны, разный размер, узоры)
- Что сними можно делать? (качать, укладывать спать, кормить, одевать, играть, разговаривать, петь песню.
Л: «Я смотрю, вы немного устали, давайте отдохнём!»
Физминутка «Кукла»
Я хожу, хожу, хожу, (ходьба с высоким подниманием колен)
Вдруг я куклу разбужу! (полуприседание, удержание позы)
Кукле надо отдыхать, кукле хочется поспать. (руки по щечку)
Я на цыпочках хожу, куклу я не разбужу.
И ни разу, и ни разу я словечка не скажу. (грозим пальчиком, проговаривание шепотом).
ІV. Практический этап.
Л: «Ой дети. Кузя очень понравились игрушки, но вот беда он боится, что не сможет запомнить и рассказать своим друзьям об всех этих игрушка. Давайте ему поможем, а в этом нам помогут наши схемы помощники».
Раздает детям схемы на каждый стол.
Л: «В начале нужно назвать игрушку : затем, рассказать о величине игрушки – большая, средняя или маленькая; потом – какого цвета, потом – из какого материала она сделана, из каких частей состоит, т. е. что есть у каждой игрушки; как можно играть с этой игрушкой.
Л: «Ребята кто хочет попробовать».
Рассказы детей.
Заключительная часть
-подведение итогов совместной деятельности (организация рефлексии);
-описание положительных действий детей;
-определение перспективы использования полученных качеств. V Рефлексивно-оценочный этап.
Л: «Молодцы ребята, Кузе очень понравились ваши рассказы, посмотрите, как он улыбается, и он теперь будет рассказывать своим друзьям.»
*Кто был у нас в гостях сегодня?
*Что мы делал?
*Про кого сочиняли рассказы?
*Что в составлении рассказы было трудно?
Л: «Ребята, Кузя пора возвращаться домой, но он приготовил для каждого из вас вкусное угощение за ваши интересные рассказы.»
Достает угощения из мешочка.