Надежда Владимировна Боровик
Конспект НОД по развитию ориентировки в пространстве детей старшего дошкольного возраста «Птицы наших лесов»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию ориентировки в пространстве детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения «Птицы наших лесов»
Цель: создание условий для познавательного и социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста
Ход.
I. Вводная часть. Постановка проблемы.
Дети заходят в группу.
Публикация «Конспект НОД по развитию ориентировки в пространстве детей старшего дошкольного возраста „Птицы наших лесов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Ориентировка в пространстве
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам в группу пришли гости, поздоровайтесь с ними.
Дети здороваются с гостями.
Педагог: Ребята, я хочу рассказать вам, где я была в выходные. А может, вы догадаетесь сами? Послушайте внимательно запись.
Включается запись «Звуки леса».
Педагог: Как вы считаете, где я могла услышать такие звуки?
Ответы детей : Я думаю это пение птиц, я считаю, вы были в лесу, я слышу шум деревьев и т. д.
Педагог: Верно, вы угадали, я была в весеннем лесу и слышала пение разных птиц. Предлагаю сегодня и вам отправиться в путешествие в мир природы в царство птиц. Чтобы не заблудиться у меня есть карта. Давайте рассмотрим её!
II. Основная часть.
Дети рассматривают карту. На карте схема с цифрами (1-5, рядом с цифрами обозначение, где в группе находится стоянка.
Педагог: Как вы думаете, сколько у нас будет стоянок?
Дети: Я думаю, у нас будет 5 стоянок и т. д.
Педагог: Верно! Давайте найдём первую стоянку, она обозначена цифрой «1», посмотрите внимательно, где находится цифра «1» в группе?
Дети ищут цифру «1». Подходят к окну, рядом с которым стоит портативная колонка.
Педагог: И первая наша стоянка называется «Угадай, чей голос». Ваша задача с закрытыми глазами послушать запись голоса птицы и отгадать, кому он принадлежит.
По очереди включается запись голосов птиц : сова, дятел, тетерев, ястреб, сойка.
Педагог: Маша, чей это голос?
Дети: Я слышала голос совы и т. д.
Педагог: Вы верно определили голоса всех птиц. Как можно назвать этих птиц одним словом?
Дети: Это дикие птицы, я думаю, это лесные птицы и т. д.
Педагог: Действительно, это дикие или лесные птицы. Давайте вместе повторим: «дикие или лесные птицы».
Дети повторяют вместе: Дикие или лесные птицы.
Педагог: Задание выполнено правильно, и теперь мы с вами можем отправиться дальше, в поисках второй стоянки. Посмотрите на карту. Саша, как ты думаешь, где в группе находится вторая стоянка?
Дети: Я думаю, вторая стоянка находится около столов.
Дети ищут цифру «2», подходят к столам.
Педагог: У каждого из вас в руках изображение птицы, сядьте, пожалуйста, на соответствующие места.
Дети садятся за столы.
Педагог: Перед вами на столе лист бумаги, на котором одной стороны нарисованы птицы, а с другой стороны другие изображения этих птиц. Как называются такие изображения?
Дети: Такие изображения называются силуэтные.
Педагог: Давайте вместе повторим «силуэтные».
Дети вместе повторяют: Силуэтные.
Педагог:Миша, с какой стороны листа цветные картинки?
Дети: У меня с левой стороны листа цветные картинки.
Педагог: Катя, с какой стороны листа силуэтные изображения?
Дети: С правой стороны листа силуэтные изображения.
Педагог: Ваша задача соединить силуэтное и цветное изображение птиц, действуя по моей инструкции. Соедините светло-зелёным карандашом силуэт дятла и его цветное изображение. Соедините тёмно-зелёным карандашом силуэт совы и её цветное изображение. Соедините синим карандашом силуэт тетерева и его цветное изображение. Соедините розовым карандашом силуэт сойки и её цветное изображение. Соедините оставшимся карандашом силуэт ястреба и его цветное изображение.
Дети выполняют задание педагога.
Педагог: Таня, карандашом, какого цвета, ты соединила изображения совы?
Дети: Изображения совы я соединила тёмно-зелёным карандашом.
Педагог: Маша, карандашом, какого цвета, ты соединила изображения ястреба?
Дети: Тёмно-розовым карандашом я соединила изображения ястреба.
Педагог: Вы отлично справились с заданием. А теперь, я хочу рассказать вам интересные факты о каждой из этих птиц.
Кисточки на голове совы — это не уши, настоящие уши сов спрятаны в перьях, и одно из них направлено кверху, а другое — книзу, чтобы лучше слышать, что происходит над головой и на земле. Вес 2 кг. Это самая крупная птица из тех, про которые мы с вами будем сегодня говорить.
У дятлов них невероятно длинный язык, который они могут даже высовывать из клюва. Причём он липкий, что позволяет дятлам легко ловить насекомых, хорошенько повозив языком под древесной корой. Вес 60гр. Это самая мелкая птица.
Сойки способны имитировать различные звуки, в частности те, что издаются прочими птицами, живущими по соседству. Отсюда её второе название – сойка пересмешница. Вес 150гр. Эта птица немного больше дятла.
Ястребы имеют отличное зрение, которое превосходит зрение человека в 8 раз. Такое зрение и прекрасный слух, делает их непревзойдёнными охотниками. Вес 900гр. Ястреб крупнее сойки.
Несмотря на свою массивность, тетерев в поисках изысканных лакомств, способен, ухватившись за ветку, долгое время висеть вниз головой, дотягиваясь до приглянувшейся ягоды или молодой почки. Вес 1,8 кг. Тетерев меньше совы, но крупнее ястреба.
А сейчас я хочу проверить, внимательно ли вы меня слушали. Давайте поместим на доску всех птиц, начиная с самой маленькой по весу и заканчивая самой крупной.
Дети выполняют задание: дятел, сойка, ястреб, тетерев, сова.
Педагог: Вы молодцы! А теперь нас ждёт следующая стоянка. Ребята, посмотрите на карту. Миша, где в группе следующая стоянка под номером «3»?
Дети: Следующая стоянка около мольберта.
Педагог: Я предлагаю вам выполнить гимнастику для глаз, а затем пройти к третьей стоянке:
В лесу темно (дети закрывают глаза)
Все спят давно.
Только совушка-сова (открывают глаза, моргают)
Большая голова,
На суку сидит (смотрят на педагога)
Во все стороны глядит. (смотрят на кончик своего носа)
Вправо, влево, вверх и вниз (смотрят вправо, влево, вверх, вниз)
Звери, птицы, эх, держись (рисуют круг)
Посмотрела все кругом –
За добычею бегом (моргают)
Повторяют два раза.
Педагог: Теперь мы можем найти третью стоянку.
Дети подходят к мольберту, на котором прикреплена мнемотаблица с изображением всех птиц и двумя пустыми клетками.
Педагог: Вспомните, изображения каких птицы были у каждого из вас в начале нашего путешествия. Катя, какая птица была у тебя?
Дети: У меня было изображение дятла, моя птица сова, у меня был ястреб на картинке и т. д.
Педагог: Вам нужно внимательно посмотреть на таблицу и запомнить место расположения вашей птицы в течение 30 секунд, потом я закрою таблицу.
Педагог ставит песочные часы, дети в течение заданного времени запоминают расположение птиц.
Педагог: Теперь я закрываю таблицу.
Педагог переворачивает изображения птиц.
Педагог: Теперь ваша задача вспомнить в каком месте в таблице расположились ваши птицы, и назвать номер её места. Миша, где прячется тетерев?
Дети:Тетерев прячется под номером 3 и 8.
Педагог опрашивает всех детей, переворачивает все изображения обратно.
Педагог: Вы замечательно справились с таким сложным заданием, и мы можем отправиться на поиски следующей стоянки. Обратите внимание на карту. Таня, скажи, в каком месте в группе следующая стоянка под номером «4».
Дети: Четвертая стоянка около доски.
Дети вместе с педагогом подходят к доске, на которой на ватмане изображено дерево.
Педагог: Четвёртое задание для вас заключается в том, чтобы поместить ваших птиц в определённое место на картине. Пусть ястреб парит над деревом. Сова сидит в дупле. Тетерев выглядывает из-за дерева. Сойка сидит на кроне дерева слева, а дятел на стволе дерева справа.
Дети выполняют задания педагога.
Педагог: Катя, где находится дятел?
Дети: Дятел сидит на стволе дерева справа и т. д.
Педагог опрашивает каждого ребёнка.
Педагог: Задание было достаточно лёгким, вы быстро справились с ним. Дальше нас ждёт последняя стоянка. Катя, какая по счёту стоянка сейчас будет?
Дети: Сейчас будет пятая стоянка.
Педагог: Верно! Давайте найдём пятую стоянку.
Дети подходят к столам.
Педагог: Присаживайтесь на свои места. Перед вами изображения птиц и пластилин разного цвета, ваша задача вспомнить какого цвета перья птицы и раскрасить её пластилином. Для этого выберите цвет и аккуратно размажьте пластилин.
Дети выполняют задание.
III. Заключительная часть
Педагог: Наше путешествие в царство птиц закончилось. Мне было интересно узнать, справитесь ли вы с моими заданиями. А теперь расскажите, что больше всего запомнилось вам? Кто хочет первый ответить?
Дети: Больше всего мне было интересно узнать факты о лесных птицах, мне понравилось работать с мнемотаблицами, мне было интересно искать стоянки в группе и т. д.
Педагог: Спасибо за работу, сегодня вы были внимательны, активны, сосредоточены.