Ирина Ефремова
«Птицы — наши друзья». Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе для детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе для детей с ОВЗ (ЗПР) «Птицы – наши друзья»
Задачи:
Закрепить знания детей о птицах (названия, особенности внешнего вида).
Дифференцировать понятия «зимующие», «перелетные» птицы.
Закрепить умение самостоятельно формулировать вопрос, обращаться с вопросами к педагогу.
Закреплять навык вербальной классификации, род – род, вид – вид
Публикация «„Птицы — наши друзья“, Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе для детей с ЗПР» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2018
Способствовать развитию самостоятельности мышления, умению рассуждать, доказывать при отгадывании загадок, исключении «лишнего».
Способствовать развитию выразительности речи в театрализованной сценке.
Способствовать развитию сотрудничества в совместной деятельности.
Предварительная работа: наблюдение за грачами, изготовление скворечников семьями воспитанников, развешивание скворечников на участке, игры с лэпбуками «Перелетные птицы», «Весна», дидактические игры «Чей клюв?», «Чье гнездо?», «Перелетные и зимующие».
НОД по ознакомлению с окружающим, составление рассказов-описаний птиц, рисование и лепка «Грачи», аппликация «Скворец у скворечника».
Разучивание сценки «Как птицы весну встречали»
Наглядный и дидактический материал: пейзажные картинки «Зима», «Весна», предметные картинки дикие звери 4, зимующие птицы (воробей, синица, голубь, дятел, рябчик, клест, перелетные птицы (грач, ласточка, скворец, кукушка, мухоловка, трясогузка, макет скворечника.
Маски голубь, воробей, синица, сорока, грач.
Ход
I Упражнение «Назови, на какие две группы можно разделить картинки» (12 картинок) педагог приглашает детей к столам, где разложены картинки. Дети, рассмотрев картинки, должны назвать группы обобщающим словом и перечислить входящие в группу объекты.
1) Звери-птицы; (затем педагог убирает группу «дикие звери», уточняет существенные признаки оставшейся группы птицы (клюв, 2 крыла, 2 ноги, перья).
Педагог вновь предлагает детям подумать и назвать на какие еще 2 группы можно разделить оставшиеся картинки.
2) Зимующие-перелетные птицы (воробей, синица, голубь, дятел; грач, ласточка, скворец, кукушка).
Уточнение понятий «зимующие птицы», «перелетные птицы»
II «Кто знает, дальше продолжает» (дети называют известных им зимующих и перелетных птиц: ворона, сорока, снегирь, сова, аист, цапля, лебедь).
III Игра малой подвижности "Перелетные и зимующие"
Дети с картинками зимующих и перелетных птиц подбегают к соответствующей пейзажной картинке (весна, зима).
При смене картинок педагог вносит картинки с незнакомыми детям птицами рябчик, клест, мухоловка, трясогузка.
Чтобы продолжить игру, дети должны выяснить: «Какая это птица?» К какой группе принадлежит.
IV Упражнение «Хочешь знать, задай вопрос»
Как зовут эту птицу?
Чем питается рябчик? (почками и сережками березы и ольхи, летом-насекомыми, а также семенами трав)
Педагог помогает детям отнести рябчика к зимующим птицам.
Кто это? Чем питается клест? (семенами ели) Когда созревают семена в шишках?
По названию птицы мухоловка педагог предлагает детям догадаться, чем она питается и к какой группе относится.
Аналогично по картинке с изображением трясогузки (Кто это? Чем питается).
Игра повторяется с новыми картинками.
V Театрализованная сценка «Как птицы весну встречали» (приложение 1)
С. Ю. Кондратьева, О. Е. Агапутова Коррекционно-игровые занятия в работе с дошкольниками с задержкой психического развития Сп-б ДЕТСТВО-ПРЕСС 2008 (с. 160-161)
Почему мы радуемся прилету птиц? Что все птицы делают весной? (гнездование, откладывание и высиживание яиц, забота о потомстве)
VI Упражнение «Раньше-позже»
Почему грачи прилетают первыми?
Хотите узнать, кто прилетит поздней весной?
Дети с помощью педагога рассуждают и устанавливают зависимости прилета птиц от сезонных изменений и появления корма. (картинки) проталины, ледоход, насекомые.
Скворцы, чайки, лебеди, журавли, ласточки.
Например: «Как вы думаете, когда прилетят лебеди, чайки и журавли?» Дети выбирают картинку ледоход и объясняют возможность прилета этих птиц.
VII Отгадывание загадок о перелетных птицах (докажи) с использованием ИКТ
Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома-
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками в болото. (аист)
Угадайте, что за птичка-
Темненькая невеличка?
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (ласточка)
Или
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины
Есть на дереве дворец,
Во дворце живет певец.
Он не лает, не кусает,
Сад фруктовый охраняет. (скворец)
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Прыг да скок по полю вскачь,
А зовется птица (грач)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели?
Голосистее, нежней?
Кто же это?. (соловей)
(прослушивание трелей соловья)
VIII Упражнение «Четвертый лишний» (дети доказывают правильность выбора самостоятельно)
Ласточка, кукушка, синица, грач
Скворец, грач, лебедь, мухоловка
Журавль, аист, цапля, ласточка
Ворона, соловей, голубь, рябчик
IX Упражнение «Если бы не было птиц» (дети размышляют о значении и пользе птиц). Почему мы говорим, что птицы – наши друзья? Педагог напоминает о заботе людей о птицах весной (дети припоминают участие в акции «Домик для птиц»).
X Итог. Эмпатия (дети по желанию представляют себя понравившейся перелетной птицей и делятся интересной информацией о ней). 3-4 человека.
Приложение №1
«Как птицы весну встречали»
Сорока. Громко спорят сизый Голубь
И крикливый Воробей,
Как им быть и что им делать,
Чтоб весна пришла скорей?
Голубь. Буду грудку раздувать,
Весело кружиться.
Залюбуется народ,
И весна скорей придет.
(Голубь кружится, останавливается, «потирает лапки».)
Нет, кружиться не могу:
Лапки мерзнут на ветру.
Воробей. Ах ты глупый Голубок,
Ты совсем не прав, дружок!
Чтоб весна услышала,
Заберусь на крышу я.
Буду громко я чирикать,
И скакать, и бойко прыгать.
(Прыгает, останавливается, потирает горло.)
Что-то я. чик-чирик.
На ветру совсем охрип (кашляет).
Сорока. Вдруг Синичка: «Тинь, тинь, тень!» —
Прилетела на плетень.
(Синичка облетает Воробья и Голубя, утешает их, вытирает им слезы.)
Синичка. Сизый Голубь, ты не плачь!
Вытри слезы, Воробей!
Нам поможет черный Грач,
Позовем его скорей!
Голубь, Воробей, Синица (хором).
Прилетай скорей, дружок,
Чтоб весна настала в срок!
Грач. Не глядите, что я черный,
Да зато гонец проворный!
Недаром говорит народ:
«На крыльях грач весну несет».