Ирина Анисимова
Консультация «Психолого–педагогические основы обогащения словаря дошкольников»
▼ Скачать
Овладение родным языком является одним из самых необходимых приобретений дошкольника. Психологи называют этот период сенситивным для развития речи, указывая, что речевые способности могут быть необратимо утрачены, если их не использовать. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.
В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.
Публикация «Консультация „Психолого–педагогические основы обогащения словаря дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д. Б. Эльконин, Р. Е. Левина, А. П. Усова, Е. И. Тихеева и др.). К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером или у телевизора, чем в живом общении. Родители перестали читать и рассказывать ребёнку сказки. Все это усиливает роль воспитателя в процессе речевого воспитания дошкольников.
Н. А. Стародубова, вслед за О. С. Ушаковой выделяет в развитии речи несколько направлений:
1) совершенствование речи в процессе общения;
2) перестройка психических процессов, связанных с речью;
3) развитие мышления.
«К концу дошкольного возраста при определенных условиях воспитания ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение».
О том, как совершенствуется речь дошкольника, пишут В. С. Мухина и Л. А. Венгер. Когда дети 5–6 лет пытаются что-то рассказать, ситуативный способ изложения прерывается пояснениями, ориентированными на собеседника. Вопросы по поводу содержания рассказа вызывают на этом этапе речевого развития желание ответить более подробно и понятно. На этой основе возникают интеллектуальные функции речи, выражающиеся во "внутреннем монологе", при котором происходит разговор с самим собой.
З. М. Истомина считает, что ситуативность речи у старших дошкольников заметно снижается, что выражается:
• в уменьшении количества указательных частиц и наречий места, заменявших другие части речи;
• в уменьшении роли изобразительных жестов при рассказывании.
У детей старшего дошкольного возраста высокий уровень развития речи выражается в том, что с точки зрения лексики, накапливается значительный запас слов; с точки зрения грамматики, возрастает частотность употребления простых распространенных и сложных предложений, вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, развивается умение контролировать свою речь.
В методике развития речи задачи словарной работы были определены в трудах Е. И. Тихеевой, О. И. Соловьёвой, М. М. Кониной.
Основные задачи работы над словарем в детском учреждении:
1. Освоение новых слов;
2. Усвоение новых значений знакомых слов;
3. Активизация словаря;
4. Устранение из детской речи нелитературных слов (жаргонные, просторечные).
Усваиваемые слова делятся на две категории: активный и пассивный словарь. Активными считаются слова, которые ребёнок понимает, знает и активно использует. Пассивный словарь включает слова, которые ребёнок знает, понимает, но в речи не употребляет.
Методисты рекомендуют уточнять значения слов, используя в словарной работе метод противопоставления значений (антонимы, сопоставления слов, близких по значению (разные значения многозначного слова, синонимы, паронимы). Важно развивать гибкость лексикона ребенка, включая изученные слова в связную речь.
Расширение словаря происходит параллельно с освоением ребенком окружающего мира – природы и культуры.
Прежде всего, дети усваивают:
• бытовой словарь (посуда, мебель, одежда и т. д.);
• природоведческий словарь (названия животных и растений, явлений природы);
• обществоведческий словарь (национальные обычаи, праздники, труд людей и др.);
• эмоционально–оценочную лексику (слова обозначающие эмоции, качественная оценка, синонимы, фразеологизмы и т. д.);
• лексику, обозначающую время (день, ночь, пространство (сверху, снизу, позади, количество.
В возрастных группах словарная работа усложняется в нескольких направлениях:
1. расширение словаря на основе ознакомления с увеличивающимся кругом предметов и явлений;
2. освоение слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях;
3. введение слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.
Критерии отбора слов, подлежащих усвоению детьми:
- коммуникативная целесообразность;
- необходимость слова для усвоения содержания представлений рекомендованных программой;
- частота употребления слова в речи взрослых;
- отнесённость слова к общеупотребительной лексике, доступность лексического значения, фонетического оформления, грамматических особенностей;
- учёт уровня овладения лексикой родного языка детей данной группы;
- значимость слова для решения воспитательных задач;
- отбор слов, относящихся к разным частям речи;
- значимость слова для понимания языка художественных произведений.
Рост словарного запаса находится в зависимости от условия жизни и развития ребёнка.
По данным Д. Б. Эльконина, рост словаря, как и усвоение грамматического строя, находятся в зависимости от условий жизни и воспитания. Индивидуальные вариации здесь более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития :
• в исследованиях В. Штерна дети пяти лет имеют запас слов – 2200, а дети шести лет – 2500-3000 слов;
• в исследованиях Смита дети пяти лет имеют число слов 2072, прирост слов – 202, дети пяти-шести лет – 2289 с приростом слов в 217, дети шести лет – 2589 с приростом слов в 273.
Особенно быстро в речи детей увеличивается количество существительных и глаголов и гораздо медленнее количество прилагательных. Запас слов отражает и формирует круг интересов и потребности ребёнка.
А. А. Потебня определил, что первые слова у детей передают чувственный мир. Первые слова, очень своеобразны, для них характерен полисемантизм, то есть многозначность, цельность образа.
Путь развития обобщения речи у детей охарактеризовала М. М. Кольцова в своей книге «Ребёнок учится говорить» :
1 степень обобщения – слово замещает чувственный образ только одного предмета (конец первого года жизни – начало второго);
2 степень обобщения – слово замещает чувственный образ ряда однородных предметов (к концу второго года жизни);
3 степень обобщения – слово обозначает несколько групп предметов имеющих общее назначение (дети трёх – трёх с половиной лет);
4 степень обобщения – слово достигает высшей стадии интеграции, в слове как бы дан итог предыдущих уровней обобщения (в пять лет).
Особенности понимания значения слов дошкольниками :
1. В восприятии дошкольника каждый предмет должен обладать свойственным ему названием, поэтому ребёнок ищет в значении слова буквальное отражение предмета.
2. Ребёнок ищет непосредственную связь между звучанием и значением этого слова и «бунтует» против немотивированного сочетания звуков. Этим объясняется потребность дошкольника видоизменять значение слова.
3. В значение слова ребёнок вкладывает живой, осязаемый образ (палисадник – полсадник).
4. Дошкольник имеет склонность предавать буквальный смысл словам (лётчик – самолётчик).
Переносные значения слов усваиваются не сразу, сначала усваивается основное значение слова. Употребление слова в переносном значении вызывает удивление и несогласие.
Словарь дошкольников активно пополняется словами придуманные ими («словотворчество»). Словотворчество – это важнейшая особенность детской речи от 2 до 5 лет. Новые слова построены по закону языка на основе подражания тем формам, которые они слышат от окружающих взрослых.
Важная задача воспитания и обучения состоит в учёте закономерностей освоения значений слов, в постепенном их углублении, формировании умений семантического отбора слов в соответствии с контекстом высказывания.