Наталия Тютерева
Психолого — педагогические и физиологические особенности детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1.
Вашему вниманию представляю презентацию на тему: «Психолого – педагогические и физиологические особенности развития детей 4 - 5лет».
Слайд 2.
А знаете, чем пахнут дети?
Миндальным молоком,
Росою на рассвете.
Руками в карамельках,
Молочным шоколадом,
Ромашками в саду,
Душистым виноградом.
Вдыхая запах детства,
Единственный на свете,
Сказать могу я точно,
Что СЧАСТЬЕМ пахнут ДЕТИ!
Слайд 3. Анатомо-физиологические особенности развития.
К четырём годам рост ребёнка стал 102 см и более и увеличился на 4 - 5 см.
Публикация «Психолого — педагогические и физиологические особенности детей 4–5 лет» размещена в разделах
Вес стал 16 кг и более и увеличился на 1 - 2 кг.
Тело ребёнка изменило пропорции, активно идёт формирование осанки, закладывается походка, привычные позы при сидении и стоянии.
Необходимо обязательно следить за осанкой ребёнка. Особенно во время работы за столом.
Слайд 4. Зрение, слух.
В 4 – 5 лет у ребёнка хорошо развито зрение. При рассматривании иллюстраций за плохо освещенным столом, при работе с различными мелкими предметами ребенок напрягает зрение. Мышцы глаза при этом меняют форму хрусталика. Зрение портиться.
Следить надо за тем, чтоб ребенок читал и рисовал при хорошем освещении.
Продолжают развиваться органы слуха. Если жизнь детей постоянно протекает на фоне шума, наступает снижение слуха и утомление.
Необходимо приучать детей говорить негромко.
Слайд 5. Физическое развитие.
В возрасте 4 – 5 лет продолжается рост всех органов и систем, сохраняется потребность в движении. Двигательная активность становится целенаправленной, отвечает индивидуальному опыту и интересу, движения становятся осмысленными, мотивированными и управляемыми. Появляется способность к регуляции двигательной активности.
У детей появляется интерес к познанию себя, своего тела, его строения, возможностей. Уровень функциональных возможностей повышается.
Необходимо учитывать слабость тормозных процессов детей 4 – 5 лет, переключать внимание на более спокойные игры и занятия.
Слайд 6. Особенности возраста.
1. Ведущая потребность – потребность в общении, познавательная активность.
• В 4 – 5 лет речь ребёнка более широко используется как средство общения, стимулирует расширение кругозора ребенка, открытию им новых граней окружающего мира. Теперь ребенка начинает интересовать не просто какое-либо явление само по себе, а причины и следствия его возникновения. Поэтому главным вопросом для ребенка 4-х лет становится вопрос «почему?». Это возраст «Почемучек». Дошкольник пятого года жизни отличается высокой познавательной активностью. Дети осваивают систему разнообразных обследовательских действий, приемов простейшего анализа, сравнения.
2. Ведущая деятельность – коллективная игра со сверстниками.
• У детей 4 - 5 лет ярко проявляется интерес к игре. Игра продолжает оставаться основной формой организации их жизни. В течение дня дети участвуют в разнообразных играх: сюжетно-ролевых, подвижных, театрализованных, хороводных, музыкальных, познавательных и др. Часть из них организуется воспитателем и используется как средство решения определенных задач.
3. Ведущая функция – наглядно-образное мышление.
• Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают интерес к окружающему миру.
4. Отношения со взрослыми и сверстниками.
• Новые черты появляются в общении детей 4 - 5 лет с воспитателем. Они охотно сотрудничают со ним в практических делах, но наряду с этим активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми.
• На пятом году жизни активно проявляется стремление детей к общению со сверстниками. Их речевые контакты становятся более длительными и активными. Воспитатель объединяет детей в небольшие подгруппы на основе общих интересов, взаимных симпатий.
• Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становиться внеситуативной.
Слайд 7. Основные достижения возраста.
• В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появля-ются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
• Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу. Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5 -6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
• Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
• Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность, которая важна для сравнения себя с другими, что ведет к развитию образа «Я» ребенка, его детализации.
Слайд 8. Развитие психических процессов.
Возраст от четырех до пяти лет - период относительного затишья. Ребенок в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Всё более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру.
К пяти годам складывается «психологический портрет» личности, в котором важная роль принадлежит компетентности, а также креативности.
Новообразования возраста.
1. Контролирующая функция речи: речь способствует организации собственной деятельности.
2. Развитие способности выстраивать элементарные умозаключения.
3. Появление элементов сюжетно-ролевой игры.
Слайд 9. Эмоциональная сфера.
Чувства становятся более глубокими, устойчивыми.
Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать.
Прежнее радостное чувство от общения с окружающими перерастает в более сложное чувство симпатии и привязанности.
Дети отличаются повышенной чувствительностью к словам, оценкам и отношению к ним взрослых. Они радуются похвале, но на неодобрение и замечание часто реагируют очень эмоционально: вспышками гнева, слезами, воспринимая замечания как личную обиду.
Ранимость ребенка - это не проявление индивидуальности, а особенность возраста.
Страхи возникают как следствие развитого воображения. Многие дети боятся сказочных персонажей (Бабу Ягу, Кощея Бессмертного, воображаемых чудовищ). Это возрастные страхи и носят временный характер.
Слайд 10. Развитие личности.
У ребёнка 4 – 5 лет активно проявляется:
1. Стремление к самостоятельности.
• Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности — заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире.
2. Этические представления.
• В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.
3. Творческое воображение.
• Развитие воображения входит в активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.
4. Страхи.
• Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует свое магическое мышление для того, чтобы обрести ощущение безопасности. Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страхи.
5. Отношения со сверстниками.
• У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение. Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.
6. Активная любознательность.
• Она заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.
Слайды 11 – 18. Планируемые результаты.
Далее на слайдах вы увидите планируемые результаты по всем образовательным областям.
Образовательная область: «Познание» включает в себя:
• «Ознакомление с окружающим миром»
• «Математическое развитие»
Образовательная область: «Речевое развитие»
• «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»
• «Чтение художественной литературы»
Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие»
• «Изобразительная деятельность»
• «Музыкальная деятельность»
Образовательная область: «Физическая культура»
Образовательная область: «Социально – коммуникативное развитие»