Юля Афанасьева
Конспект НОД по развитию речи и обогащения словаря «Федорино горе» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно-образовательная деятельность «ПОЗНАНИЕ»
Образовательная область «Речевое развитие».
Задачи:
- Формировать умение детей употреблять в речи обобщенные понятия (столовая, кухонная, чайная, столовые приборы).
Публикация «Конспект НОД по развитию речи и обогащения словаря „Федорино горе“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- «Федорино горе», Чуковский К.И.
- «Федорино горе». Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
- Закрепить знания о различных свойствах посуды (цвет, форма, размер, поверхность, материал).
-Совершенствовать умение детей подбирать определения к предметам, согласованные с существительными в числе и роде.
- Продолжать развивать умение пользоваться приставочными глаголами и различать их значение (мыть, вытирать, жарить, варить).
-Образовывать относительные прилагательные от существительных (мясной, рыбный, гречневый, гороховый.
- Воспитывать бережное отношение у детей к посуде.
Материалы: посуда, карточки с изображением посуды, стаканчики с крупами, персонаж - Федора
Предварительная работа:
1. Чтение сказки «Федорино горе».
2. Беседа «Что нужно поварам».
3. Словесная игра «Угадай, про что я говорю».
4. Рассматривание картинок о посуде.
Обогащение словаря :
Существительные: кастрюля, сковорода, кофейник, хлебница, дуршлаг, салатница, заварной чайник, селедочница.
Прилагательные: столовая, кухонная,
Глаголы: мыть, чистить, полоскать, расставлять, сушить, не бить, варить, жарить.
Дети сидят полукругом. Стук в дверь. Входит бабушка Федора и плачет.
-Здравствуйте. А вы кто? И вы, почему плачете?
- Здравствуйте. Я бабушка Федора. У меня горе, вся моя посуда исчезла. Где она я не знаю. Вот только один конверт остался. Помогите мне?
-Ребята давайте посмотрим, что в конверте?
Открываем конверт. Чтение письма.
-Федора Егоровна, да от тебя вся посуда убежала.
- А что же мне теперь делать? Помогите мне, пожалуйста, ребята посуду вернуть.
- Ребята, поможем Федоре?
-А какая посуда от тебя убежала?
-Кухонная, столовая, чайная.
-Ребята, давайте посмотрим, что это за посуда.
Наборное полотно с картинками посуды.
1. Кухонная (кастрюля большая, кастрюля маленькая, сковорода, чайник).
–Кто назовет эту посуду?
-Что это?
-Кастрюля.
-Что у нее есть?
-у нее есть крышка, две ручки.
-Какая она?
-Она большая, железная.
-Для чего она нужна?
-В ней варят суп.
-А какие супы вы знаете?
-Рассольник, щи, борщ, куриный, грибной.
-Что это?
-Сковорода.
-Что у нее есть?
-У нее есть ручка и сама сковорода.
-Какая она?
-Сделана и железа, железная.
-Для чего она нужна?
-На сковороде жарят котлеты и блины.
-Что это?
-Чайник.
-Что у него есть?
-У него есть крышка, ручка и носик.
-Какой он?
- Железная.
-Для чего он нужен?
-В нем кипятят воду.
2. Кто знает, как называется эта посуда?
Столовая (суповая тарелка, мелкая тарелка, супница, хлебница).
-Что это?
-Тарелка
-Какая она?
-Глубокая, стеклянная.
-Для чего она нужна?
-Из нее едят суп.
3. Чайная (чашка, блюдце, заварной чайник).
-Что это?
-Чайник
-Что у него есть?
-Унего есть крышка, ручка, носик.
-Какой он?
-Заварной, фарфоровый.
-Для чего он нужен?
-В нем заваривают чай.
4. Столовые приборы (ложка, вилка, нож).
-Молодцы, ребята, помогли Федоре Егоровне, назвали ее посуду.
-Ребята, скажите, из какого материала сделан стакан, чашка, кружка?
Стакан – стеклянный.
Чашка – фарфоровая.
Кружка – железная.
- Вот Федора из чего сделана твоя посуда.
Физкультминутка «Посуда» (в кругу).
- Вот большой пузатый чайник.
Очень важный, как начальник (надули живот, показали руками).
- Вот фарфоровые чашки
Очень хрупкие бедняжки (присели, одна рука на поясе).
-Вот фарфоровые блюдца
Только стукни – разобьются (руки на поясе, кружатся).
- Вот серебряные ложки
Голова на тонкой ножке (потянулись, руки сомкнули над головой).
- Вот пластмассовый поднос
Он посуду нам принес (руки перед собой). Повторяем 2 раза.
- Ребята, скажите: «Почему посуда убежала от Федоры Егоровны?» Ответы детей.
Потому что она ее не мыла, а надо мыть.
Не чистила – надо чистить.
Не вытирала – надо вытирать.
Не сушила – надо сушить.
Била посуду – как надо сказать – не надо бить
Не расставляла – надо расставлять.
- Видишь, Федора, что надо делать с посудой, ее надо мыть и чистить, и будет она чистая, красивая и не убежит.
- Ребята, а нам Федора что-то принесла. Что это? Крупа. Мы сейчас расскажем, что делают из крупы. Из крупы варят каши. А какие вы каши знаете?
Поднос с крупами. Это какая крупа?
Греча. А каша – гречневая.
Пшено пшенная.
Рис- рисовая.
Геркулес – геркулесовая.
Манка – манная.
Перловка – перловая.
Пшеница – пшеничная.
- Давайте поможем Федоре, позовем ее посуду.
- Посуда вернись, пожалуйста, к Федоре. (Вношу посуду).
- А какая посуда к нам пришла? (Показываю посуду).
- А в чем заваривают кофе? В кофейнике.
- А в чем хранят хлеб? Хлеб хранят в хлебнице.
- А в чем подают салат? В салатнице.
- А чем лежит селедка? В селедочнице.
- А это что? Дуршлаг. А для чего он нужен? В нем промывают рис, макароны.
- А где хранят сахар, соль? В сахарнице, солонке.
- Молодцы, ребята, мы сегодня столько узнали про посуду, какая она, из какого материала сделана и что в ней делают.
- Федора, ты запомнила, главное, что нельзя обежать посуду, нужно мыть, вытирать. Поняла?
- Да, ой вы бедные сиротки мои,
Чашки, блюдца, сковородки мои.
Вы подите-ка, немытые домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком.
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять!
- До свидание, ребята! А за то, что вы мне помогли вернуть посуду, я угощу вас конфетами. (Уходит).